ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

16

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (46), январь ‘21

Дата публикации 27.12.2021

Поделиться

Рассматриваются инновационные технологии с точки зрения их сущностной характеристики и их связи с проектной деятельностью. Отмечается роль инноваций в разработке проектов в социальной сфере. Акцентируется внимание на основных элементах инновационного проекта, а также перечисляются инновационные технологии, применяемые при его разработке.

Актуальность данной темы заключается в том, что роль качественного управления в социальной сфере имеет большую значимость для ее функционирования.

Важная роль в приобретении знаний в проектном управлении отводится различным инновационным технологиям и прочим методическим средствам, повышающим качество управления в социальной сфере.

Применение инноваций в проектном управлении помогает систематизировать уже накопленные знания и опыт в данной сфере, а внедрение новых, ранее не используемых проектных технологий, способствует оптимизации проектной деятельности в социальной сфере.

Говоря об инновационных технологиях в проектном управлении, следует отметить такие понятия, как «педагогическая технология», «инновация», «инновационная образовательная технология», «инновации в образовании».

В педагогической литературе встречается множество терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии. Само понятие педагогическая технология В.П. Беспалько определяет, как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [2, с. 6]. В то же время В.А. Сластенин рассматривает педагогическую технологию как «системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей – развитие личности обучаемого, формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального «Я» [7, с. 24]. Всемирная организация «ЮНЕСКО» определяет педагогическую технологию как «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия» [6, с. 188].

Применяя инновационные технологии (ИТ) на практике, необходимо учитывать [1, с. 175]:

  • соответствие ИТ нормативной документации, регулирующей образовательную деятельность страны;
  • соответствие ИТ интересам педагогов и обучающихся;
  • соответствие ИТ поставленным целям и задачам обучения;
  • соответствие ИТ достижениям современной науки;
  • соответствие ИТ передовому педагогическому опыту.

Внедрение инновационных технологий в проектную деятельность обусловлено потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, а также в изменении самой традиционной системы профессионального образования, которая эффективна только с использованием инновационного подхода. Важность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс проявляется в повышении качества подготовки специалистов, путем развития у обучающихся творческого и креативного мышления, а также самостоятельности в принятии решений, что отразится на повышении личностной и профессиональной самооценке будущего специалиста, его компетентности в целом.

Использование инноваций в преподавательской деятельности – это прямой путь к совершенствованию образования, так как основной целью применения инновационных технологий в профессиональном образовании является качественное изменение личности обучающегося, в то время как традиционные технологии направлены на прямую трансляцию знаний по системе «преподаватель-обучающийся», что является неэффективным методом передачи знаний с учетом того, что обучающийся получил готовые знания, ничего для этого не сделав самостоятельно.

При использовании инновационной технологии в проектной деятельности, обучающийся не получит готовые знания, ему придется искать и анализировать информацию, то есть самому добывать знания, что будет способствовать его полноценному развитию.

И на эту тему имеется уже довольно много публикаций [4, 5].

Рассматривая инновации в проектном управлении следует отметить, что проектное управление – это координированное выполнение многочисленных и взаимосвязанных действий, связанных с разработкой и управлением процесса проектирования.

Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности в различных сферах жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, правовой, организационной, производственной, управленческой и характеризуется особенностями его разработки и применения. Признаки, характеризующие понятие «проект»:

1. Цель – направленность проекта на достижение конкретной цели, а также получение конечного продукта или результата.

2. Установленные сроки начала и завершения проекта – ограниченная протяженность во времени с определением начала и окончания проекта.

3. Определенные ресурсы – трудовые, финансовые, кадровые, экономические, материальные, организационные и др.

В самом общем виде понятие «проект» (рrojekt) - это «что-либо, что задумывается или планируется», например, предприятие, организация, деятельность, реформирование и т.д.

К основным элементам инновационного проекта относятся [3, с. 58]:

  • сформулированные цели и задачи, отражающие основное на­значение проекта;
  • комплекс проектных мероприятий по решению инновацион­ной проблемы и реализации по­ставленных целей;
  • организация выполнения проектных мероприятий, то есть увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения це­лей проекта в ограниченный период времени и в рамках за­дан­ных стоимости и качества;
  • основные показатели проекта (от целевых – по проекту в целом до частных – по отдельным за­даниям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, ха­рактеризую­щие его эффективность. Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-техниче­ских программ – для реализации задач отдельных направлений (заданий, разделов) программы и самостоятель­но – для решения конкретной проблемы на приоритетных на­правлениях развития науки и техники.

При разработке инновационного проекта применяются следующие основные инновационные технологии:

  • технология введения нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта – здесь основой проектной деятельности является радикально новый, либо максимально усовершенствованный инновационный продукт;
  • технология введения нового или усовершенствованного метода производства – акцентируется внимание на подборе инновационной методики производства, либо усовершенствования уже имеющейся;
  • технология создания нового рынка – основное внимание уделяется разработке такой уникальной продукции, которая сформирует совершенно новый потребительский рынок с целью размещения на нем данной продукции;
  • технология освоения нового источника поставки сырья или полуфабрикатов – здесь выбор падает на поиск либо самостоятельную разработку нового источника сырья, способствующего сократить затраты на производство продукции;
  • технология реорганизации структуры управления – подразумевает полное изменение управленческой структуры организации, ориентированную на инновационную деятельность предприятия с целью минимизации издержек, повышения качества продукции и уровня прибыли организации.

Таким образом, применение инновационных технологий в проектной деятельности в социальной сфере является важной составляющей разработки любого проекта, способствующей оптимизации и повышению качества проекта в целом.

Список литературы

  1. Бейдерман, С.Б. Роль инновационных технологий обучения в профессиональном образовании (на примере дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит») / С.Б. Бейдерман. – Текст: непосредственный // Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XVI Международной молодежной научно-практической конференции / под редакцией Т.З. Уразметова. – Уфа: БГПУ, 2020. – С. 173-178.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии: учебное пособие / В.П. Беспалько. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва: Педагогика, 2019. – 249 с. – ISBN 5-7183-0099-0. – Текст: непосредственный.
  3. Котляр, Е.В. Система управления проектами / Е.В. Котляр, Е.М. Пушкарева. – Текст: непосредственный // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2020. – № 1(15). – С. 57-59.
  4. Лутфуллин, Ю.Р. Новые подходы в экономическом образовании / Ю.Р. Лутфуллин. – Текст: непосредственный // Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. 26-27 ноября 2015 года. – Минск: РИВШ, 2015. – С. 25-28.
  5. Лутфуллин, Ю.Р. Формирование и оценка развития экономического мышления и экономической культуры / Ю.Р. Лутфуллин. – Текст: непосредственный // Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде: сборник трудов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. 13-14 декабря 2018 года. – Минск: БГЭУ, 2019. – С. 5-10.
  6. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник и практикум для СПО / В.А. Сластенин, Е.А. Дубицкая, Л.И. Духова [и др.]; под общей редакцией Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – Москва: Юрайт, 2016. – 333 с. – ISBN 978-5-9916-5969-7. – Текст: непосредственный.
  7. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под общей редакцией В.А. Сластенина. – Москва: Академия, 2018. – 613 с. – ISBN 5-7386-0878-7. – Текст: непосредственный.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее