РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ПЕРИОД COVID-19

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ПЕРИОД COVID-19

Авторы публикации

Рубрика

Туризм

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 15.01.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается понятие «инновационных технологий» в современном мире, их место в индустрии туризма, а именно роль и влияние инноваций на международный туризм в период пандемии COVID-19.

В последние десятилетия туризм занимает не только одну из ключевых позиций в хозяйственной жизни каждой из стран мира, считается особо прибыльной и стремительно развивающейся сферой экономической деятельности, но также представляет особую важность, в особенности для малоразвитых стран, поскольку является одним из средств, помогающих росту экономики.

Кроме того, сегодня у людей всё больше и больше появляется потребность в активном отдыхе, получении новых эмоций и впечатлений. Всё чаще у них возникает желание отвлечься от повседневной суеты и узнать много нового для себя. Поэтому с каждым годом увеличивается количество путешествий в различные страны и всё активнее развивается международный туризм, который играет огромную роль в современном мире [7].

В настоящее время на развитие туризма влияют множество различных факторов (природно-географические, экономические, социальные и другие), транспорт, связь, информационные технологии, а также инновации или по-другому нововведения.

Итак, рассмотрим, непосредственно, что представляет собой данное понятие. В настоящий момент в науке довольно большое количество различного рода понятий термина «инновации».  Всевозможные учёные определяют данное понятие по-разному. Так, к примеру, английский профессор В.Р. Спенсер раскрывает данное понятие как «нечто совершенно новое в конкретной ситуации, которое может быть использовано, когда мы осознали это» [2]. Однако это определение является слишком условным и не даёт наиболее ясного и полного представления об инновациях.

Существует более конкретные определения данного термина. Например, российские учёные В. Логинов и А. Кулагин считают, что «инновации - это новшества, нововведения в промышленных, институциональных, финансовых, научно-технических и других областях» [1].

Если же рассматривать другие определения понятия инновации, то следует обратить внимание на определение, представленное в Концепции инновационной политики РФ в период с 1998 по 2000 годы. В данном документе инновации определяются как «конечный результат инновационной деятельности, который получает реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, продаваемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике» [3].

Таким образом, рассмотрев разнообразные определения, предложенные в разные времена, как русскими, так и зарубежными учёными мы в нашей статье под инновациями понимаем своего рода новшества, вводимые в различных областях общественной жизни и сфере экономики с целью усовершенствования качества товаров или увеличения производительности тех или иных процессов экономики.

Следует отметить, что инновации тесно связаны с международным туризмом. Согласно Статистической комиссии ООН [4], данный вид туризма представляет собой деятельность, в результате которой путешествуют и пребывают за пределами привычной среды. При этом период пребывания не должен превышать 1 года подряд. Основные цели международного туризма - отдых и деловые.

В результате колоссальных потерь от COVID-19 туриндустрия в первую очередь, нуждается в инновациях. Ограничения на международные передвижения граждан, вводимые большинством стран, кардинальным образом сократили туристские потоки и, соответственно, снизили загрузку отелей по всему миру. В такой кризисной ситуации особенно пострадали туроператорские и турагентские компании, а также разнообразные средства размещения.

На данный момент состояние индустрии туризма можно охарактеризовать как крайне нестабильное и критическое. Наблюдается повсеместная приостановка международных авиарейсов, большинство стран закрыли свои границы для их пересечения иностранными гражданами, из-за чего приостановлен международный туризм.

Для стабилизации ситуации на туристском и гостиничном рынке необходимо разработать и принять инновационные решения на всех уровнях управления экономикой.

Инновационные решения, применяемые для уменьшения влияния негативных последствий пандемии и смягчения кризисной ситуации в индустрии туризма и гостеприимства, лежат в следующих плоскостях: выход на новые рынки; создание нового туристского и гостиничного продукта (услуги);внедрение инновационных цифровых технологий; инновационные решения в сфере маркетинга и продвижения туристских и гостиничных услуг и туристских дестинаций; организационные изменения в структуре предприятия индустрии туризма и гостеприимства; инновации в управлении персоналом предприятия индустрии туризма и гостеприимства; изменения в системе управления туристским и гостиничным бизнесом.

Практически все названные типы инноваций нашли применение в современных кризисных условиях, вызванных пандемией [5].

В нашей статье мы коснёмся ряда инноваций, предложенных агентством инноваций города Москвы [8].Так, эксперты выявили изменения индустрии туризма в нескольких областях.

Что касается потребностей, то в ближайшее время ожидается рост спроса на индивидуальные, а не на пакетные предложения. Потребители больше не нуждаются в классических пакетных турах. В приоритете путешествия, соответствующие их графику и интересам. Доходы компаний, предлагающие туры нового формата увеличиваются на 6-10%. Однако, эксперты отмечают, что групповые туры трансформируются, но не исчезнут. Из соображений безопасности набор группы будет осуществляться из друзей и знакомых.

В системных изменениях наблюдается возобновление роста спроса на короткие поездки «выходного дня». Данные поездки были популярны ранее, но пандемия внесла свои коррективы. Тем не менее, теперь осуществление такого вида путешествия постепенно становится возможным. Это связано и с возможностями удалённой работы, позволяющей работать из любой точки мира.

Также происходит изменение предпочтений в видах туризма. Туристы всё больше предпочитают природные достопримечательности городским. Здесь прослеживается взаимосвязь с практиками цифровой гигиены и с безопасностью. Путешествия в отдалённые уголки помогут перезагрузиться, имея при этом минимальные риски заражения коронавирусной инфекцией.

Претерпевают изменения и технологические решения. В настоящее время на них возник большой спрос. Последние изменения в этой отрасли коснулись бесконтактных систем регистрации и маркетплейсов цифровых путеводителей. Они в значительной степени облегчают путешествия. 

Всемирная туристская организация (UNWTO) прогнозирует восстановление мирового туризма после снятия всех ограничений в течение 4–6 лет[6].

Для того, чтобы российская индустрия туризма и гостеприимства восстановилась как можно быстрее, необходимы усилия как со стороны государства, так и предпринимательских структур. Только нестандартные инновационные решения, такие как туристский кешбэк и подобные, могут способствовать успешному восстановлению индустрии туризма и гостеприимства.

В целом становится очевидно, что пандемия COVID-19 нанесла значительный удар по международному туризму. Многие люди начали опасаться выезжать куда-то за пределы своей страны. Это повлекло за собой экономический кризис во многих странах. Влияние, оказанное на туристскую индустрию, будет определять ее дальнейшее совершенствование на многие годы вперед. Вполне возможно, что для улучшения ситуации с международным туризмом на будущее будут поставлены цели на создание устойчивых позиций данной отрасли в кризисных ситуациях.

Однако на основе «старого» туризма возникнут новые туристские институты, которые будут основаны на использовании большого количества информации и коммуникационных онлайн технологий для продвижения туристских направлений. Более того, появится множество нововведений, предлагающих новые способы бронирования жилья, покупки билетов онлайн, новые направления для отдыха туристам [9].

Все эти факторы должны быть следствием инновационных решений в туристской индустрии, так как должны внедряться и использоваться новые инструменты и подходы, чтобы помочь вернуть уровень международного туризма на допандемический уровень. От этого во многом зависит социально-экономическое благополучие многих государств. Инновационные изменения должны стать основным вектором развития для туризма в текущее время.

Список литературы

  1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2009. 254c.
  2. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. М.: ЮНИТИ, 2007. 368c.
  3. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент / Под науч. ред. Д.С. Львова. М.: Ступень, 2008. 348c.
  4. Международный туризм: Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/. – Дата доступа: 06.01.22
  5. Морозова Н. С. Инновационные направления развития индустрии туризма и гостеприимства в кризисных условиях // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – Т. 6, № 4, 2020, с. 11-18, DOI: 10.18413/2408-9346-2020-6-4-0-
  6. Оказание поддержки и помощи в координации в интересах безопасного и устойчивого восстановления туризма: UNWTO.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.unwto.org/ru/taxonomy/term/356. – Дата доступа: 06.01.22
  7. Тихомирова И.И., Андреева А.А. Инновационная деятельность в сфере туризма: сущность и специфика // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/102EVN215.pdf. – Дата доступа: 06.01.2022
  8. Туризм: Агентство инноваций города Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://innoagency.ru/. – Дата доступа: 06.01.22
  9. Streimikiene, D., Korneeva, E. (2020). Economic impacts of innovations in tourism marketing // Terra Economicus, 18(3), 182–193. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-3-182-193
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее