Последнее десятилетие обозначилось как быстро изменяемое и заявляющее новые требования к архитектуре в том числе. Данный процесс обусловлен изменением потребностей общества в потреблении визуальной информации. Создание выставочной экспозиции - это построение среды, в основе которой, лежит концепция и определенный сценарий. Это касается как музейных экспозиций, так и временных. Элементы и методы формирования выставочных экспозиций постоянно меняются, так как необходимо ориентироваться на преобладающий на современном этапе тип восприятия, понимания и прочтения информации. Условиях вседоступности информации любого вида, возрастает необходимость создания нового способа подачи.
Стремительность и развитие современных проектных технологий являются причиной изменения принципов построения выставочных экспозиций. Формирование экспозиции, отражающей «выставочный сценарий» подразумевает театрализацию пространства и сюжетное действие. Наблюдается возрастающее усиление художественной выразительности пространства экспозиции, отказываясь от классических канонов формирования выставок. Что приводит к возрастанию информативности и динамике восприятия. Пространственные приемы организации выставочной экспозиции совершенствуются, отвечая требованиям времени.
Потребность общества, на сегодняшний день, выражается в многообразии проявления того или иного объекта. Сознание человека реагирует на моментальное восприятие образа. Помимо этого, сохраняется необходимость в разнообразии пространственных сценариев, расширении информации об объекте, максимальной информативности, яркости и запоминаемости экспозиции в целом.
Общая тенденция построения экспозиции – это вариативность использования внутреннего пространства, где отправной точкой является образ всей выставки. Оказывая влияние на построение выставочного сценария, возникает более конкретное пространственно-функциональное зонирование и светоцветовое решение. Планировка носит более гибкий характер и предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов.
В качестве примера можно рассмотреть Исследовательский и посетительский центр Paläon, построенный в 2013 году в Германии в Шëнингене. Сценарий построения экспозиции представляет собой интерактивный путь, начинается со знакомства с от знакомства с жизнью древнего человека до последних исследований ученых. Ядром всей композиции является зал, площадью 600 м², в котором расположена главная экспозиция выставки. Так как выставка носила характер археологической, то продолжением выставки стала экспозиция костей древних животных и изображения флоры и фауны. При этом, пространство демонстрирует все современные тенденции – оно интерактивно, многофункционально, лаконично. Сценарий построения экспозиции дает возможность свободного поиска маршрута. Выставочное пространство формируется через применение современных технологий и простых сюжетных образов. Все это дополняет многоплановость внутреннего пространства, способствующую формированию запоминающегося образа всей экспозиции.
Сегодня практически ни одна выставка не обходится без поиска новых форм и методов для демонстрации своих собраний для публики, а также новых методов взаимодействия с аудиторией. Формирование выставки не ограничивается привлечением дизайнеров и применением современных технических средств. Ее пространственная организация включает совершенствование всей системы визуальновербальных коммуникаций для создания информационного образа, соответствующего потребностям и запросам индивида. Основная тенденция в формировании выставочных экспозиций – это организация такой информационно-экспозиционной среды, цель которой – восприятие экспозиции более индивидуальной и адресной каждому посетителю, интегрировать культурно-научный потенциал выставки с потребностями современного общества.
Список литературы
- Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т.12, М., 1975, с. 263.
- Всероссийская выставка. Собрание выставочного комитета // Русское слово. 19 июня 1914 г.
- Значение выставки для города // Вестник Всероссийской выставки 1913 года в Киеве, 1912, No 2. С. 26.
- Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высшая школа, 1978. 368 с. 18
- Шпаков, В.Н. История всемирных выставок / В.Н. Шпаков. — М.: ACT: Зебра Е, 2008.-384 с.