ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Дата публикации 20.06.2021

Поделиться

Проведена типология причин коррупции в здравоохранении. Предложены рекомендации по снижению уровня коррупции в отрасли и обществе в целом.

Современная парадигма противодействия коррупции заключается в формировании системного подхода к выявлению причин, пресечению и правовой оценке коррупционных злодеяний,   их профилактике. При этом узкий, чисто юридический подход к идентификации коррупционного преступления, в соответствии с которым в Российской Федерации «коррупцией» считают исключительно дачу или получение взятки, отходит на второй план, и все чаще коррупцию оценивают в экономическом или социально-нравственном контексте.

Действительно, в нашей стране коррупцией пронизаны все сферы общественной деятельности. Да и в целом в мире нет ни одного государства, полностью свободного от коррупционных проявлений. Уровень коррупции не просто является мерой должностных злоупотреблений и прямого финансового ущерба государству, он также отражает   степень морально-нравственного состояния общества. К сожалению, в общественном сознании сфера охраны здоровья часто ассоциируется с мздоимством и должностными злоупотреблениями, и особенно странным является толерантность населения к проявлениям коррупции в медицине («доктор сыт – больному легче»).  Коррупционные преступления в здравоохранении разрушают нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Коррупция в здравоохранении - это комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам [1, с.93].  Приведем примеры подобных ситуаций:

  1.  Коррупция в сфере государственных закупок (сговоры, взяточничество получение «откатов»);
  2. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение (лекарства и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи);
  3. Использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям;
  4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов, когда нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов;
  5. Взятки за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок (о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры);
  6. Взятки за подтверждение либо сокрытие каких-либо медицинских фактов (например, побоев); за искажение истинной причины смерти, за продление нахождения пациента в больнице;
  7. Взятки за качественное проведение операции пациенту, когда ему   гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.

Проанализируем причины, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении, разделив их на шесть традиционных групп:

  1. Экономические (общая экономическая нестабильность и низкий уровень оплаты труда).
  2. Политические (неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров).
  3. Социальные (недовольство общества состоянием здравоохранения в стране, несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения).
  4. Организационные (недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, кадровые просчеты при назначении на руководящие должности в здравоохранении).
  5. Правовые (недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи и несовершенное законодательство).
  6. Нравственно-духовные (преломление норм морали, нравственная деградация).

 На наш взгляд, представленные выше причины можно дополнить еще одним блоком – информационным. Именно недостаточность, однобокость и недостоверность информации зачастую приводят к принятию неверных управленческих решений в сфере медицины, просчетам в прогнозировании медико-санитарного состояния населения, отсутствию должного мониторинга качества медицинских услуг.

Коррупция в медицине – явление, безусловно, ненормальное, так как нравственные и юридические законы преступают в данном случае люди высокой образованности, глубоко культурные, призванные сохранить и преумножить человеческий капитал государства. Но, если так, что вынуждает их к этому? Неужели только алчность?

Главная причина бытовой коррупции в любой сфере общественной жизни – низкий уровень оплаты труда. Обеспечение адекватной медицинской помощи при текущих зарплатах и поддержание более или менее качественного уровня   работы среднего медицинского персонала, работающего  за еще меньшие деньги – практически подвиг. К сожалению, престиж профессии врача в современном российском государстве упал до катастрофически низкого уровня, и для восстановления его необходимо провести не только реформу оплаты труда медработников, но и признать провал «оптимизации» здравоохранения, провести системные преобразования в отрасли[2] . 

Также снижению уровня коррупции будут способствовать следующие факторы:

- возвращение в общество базовой ценности милосердия, что поможет восстановить уважение к профессии врача. Врач снова станет целителем, а не поставщиком «медицинских услуг»;

-  повышение правовой грамотности пациентов и формирование многоуровневого механизма защиты их прав;

- совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

- открытость деятельности медицинских учреждений;

- усиление демократических начал в государстве и укрепление общественного контроля;

- развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

 - повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников;

- искоренение правовых пробелов;

- переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе;

-  внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения. 

Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно [3, с.334]. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня. Нельзя преодолеть коррупцию в одной, отдельно взятой, сфере деятельности, нужна система.  «Сколько можно бороться с плесенью? Кто будет бороться с сыростью?» - иронично заметил известный сатирик М.Жванецкий. И он прав. К преодолению коррупции нужно подходить комплексно: нельзя ограничиваться чисто юридическими мерами, нужно воспитывать население, одновременно повышая его уровень жизни. 

Список литературы

  1. Противодействие коррупции: новые вызовы : монография / С. Б. Иванов [и др.] ; отв. ред. Т. Я. Хабриева. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2017. — 384 с.
  2. Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти : науч.-практич. пособие / Т. А. Едкова, [и др.] ; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев.—М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2018.— 184 с.
  3. Вызовы и возможности финансового обеспечения стабильного экономического роста. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-22 мая 2019 г. Сборник научных трудов. – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2019. – 390 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее