Методическое сопровождение педагогов в проектировании развития саморегуляции детей в двигательной деятельности

Методическое сопровождение педагогов в проектировании развития саморегуляции детей в двигательной деятельности

В данной статье содержатся рекомендации по использованию методического сопровождения педагогов в проектировании в целях развития саморегуляции детей в двигательной деятельности. Особое внимание уделено развитию саморегуляции ребенка, нарушения в структуре саморегуляции и ее функций может являться одной из причин психологических проблем неуспеваемости старших дошкольников.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Поделиться

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования физическое развитие дошкольника предполагает развитие у детей старшего дошкольного возраста саморегуляции в двигательной сфере.

В нашем исследовании одним из основных рассматриваемых понятий является понятие «методическое сопровождение».

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия, направленные на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана с помощью более компетентного педагога. Важно отметить, что при этом необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить данные вопросы. В «Словаре русского языка» термин сопровождать означает следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.

Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих трудностей в процессе самореализации, достижении жизненно важных целей.

В педагогике проблема сопровождения нашла отражение в трудах многих ученых и рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицина ). М.Р. Битянова объясняет сопровождение как систему профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуации взаимодействия. В своих трудах ученые рассматривают различные виды сопровождения: психологическое, социально-педагогическое, научно-методическое и другие.

Процесс развития у детей саморегуляции происходит в режиме инновационной деятельности дошкольной образовательной организации. Проектная технология является самой эффективной при введении новшеств в дошкольную образовательную организацию. Под проектной технологией внедрения новшеств понимается движение по частям, шаг за шагом, от проекта к проекту. Для получения результата проектной деятельности, необходимо управление реализацией этой деятельностью с помощью проектной группой. Это тоже является специфической чертой проектной технологии.

Проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления человеком собственным поведением является одной из наиболее важных задач в психологии и педагогике. С различными аспектами саморегуляции связаны исследования К. А. Абульхановой-Славской, В. А. Иванникова, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, А. Н. Леонтьева, В. Д. Шадрикова, Я. А. Пономарева и др.

К. А. Абульханова-Славская рассматривает саморегуляцию активности человека. Она считает, что саморегуляция не ограничивается контрольными функциями. В процессе саморегуляции личность принимает в расчет не только  «нужное количество, меру активности», но и учитывает свое состояние, возможности, всю совокупность мотивов, социально-психологических ориентаций и т.д. Следовательно, механизмами саморегуляции личность охватывает всю совокупность своих жизненных отношений, проявлений, тенденций. С помощью саморегуляции личность определяет «нужную меру» соотношения значимости для себя и общественной полезности, выбирая соответствующую форму проявления активности.

Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками. Развитие саморегуляции – это одна из центральных линий развития детей. Понятие регуляции поведения как самостоятельного процесса было представлено в работах Ч. Шеррингтона, а также И. М. Сеченова, дальнейшее развитие тема регуляции поведения получила в работах К. Бернара о саморегуляции. Ч. Шеррингтон и И. М. Сеченов считали, что саморегуляция, связанная с сознанием человека, не нуждается в наличии особого психического образования, и осуществляется через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением.

Исследования В. И. Моросановой показали, что чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем выше возможности человека по овладению новыми видами деятельности и тем шире круг тех деятельностей, которыми  человек может овладеть (при наличии специальных способностей и соответствующей мотивации). Доказано, что проблема саморегуляции становится важнейшей частью теории личности человека, поэтому модель регуляции должна охватывать всего человека, в том числе и все возрастные периоды (Л. С. Выготский, В. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова).

Особую актуальность эта проблема приобретает именно на 6 году жизни  когда, с одной стороны ребенок уже владеет основными движениями, но не умеет применять изученное в свободной двигательной деятельности.

Л. А. Венгер, Л. И. Цеханская, Д. Б. Эльконин акцентировали внимание на необходимости формирования у ребенка умений сознательно подчинять свои действия заданному правилу, действовать по образцу и словесной инструкции взрослого. Эти умения не теряют актуальность и в условиях современного образования. Вместе с тем, в современных исследованиях все чаще подчеркивается, что учебная деятельность – вид активности самого ребенка и одного умения работать по указаниям взрослого недостаточно. Не менее важной предпосылкой успешности обучения в школе считается умение детей самостоятельно организовывать, реализовывать и контролировать собственную активность.

По мере развития большинство детей начинают применять навыки саморегуляции без напоминания или помощи. Они развивают собственные стратегии, которые помогают справляться с поступающей информацией, выбирать соответствующую реакцию и поддерживать уровень активации/возбуждения, который помогает им  участвовать в обучении. Когда дети регулярно применяют навыки саморегуляции без помощи взрослых, они интернализируют эти навыки. Выготский описал интернализацию как процесс, в котором дети проходят путь от регуляции поведения вместе со взрослыми к самостоятельной регуляции. Таким образом, чтобы развить навыки саморегуляции, детям необходим опыт и практика процессов саморегуляции вместе со взрослыми и ровесниками, уже обладающими такими навыками.

Двигательная деятельность позволяет воздействовать на все сферы развития ребенка и в том числе на те, которые имеют решающее значение не только для полноценного физического развития, но и для умственного. При выполнении двигательных упражнений объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое «Я». Регулярные двигательные нагрузки требуют постоянных волевых усилий. По мнению Н. А. Бернштейна, выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, учится управлять своими «живыми движениями». Таким образом, саморегуляция в двигательной деятельности положительно отразится на развитии саморегуляции как общей способности к учению у детей.

К шести годам устойчивый познавательный мотив положительного эмоционального отношения к учению, а также привычные способы элементарного самоконтроля, как на ориентировочном, так и на исполнительском этапах будут являться устойчивыми характеристиками внутренних условий формирования самоуправляемой интеллектуальной деятельности.

Саморегуляция является составной частью любого вида деятельности ребенка и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью саморегуляции ребенок всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в двигательной деятельности, учебе и труде.

Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных упражнений и игр с правилами.

Следует отметить, что саморегуляции принадлежит особая роль среди новообразований, формирующихся в старшем дошкольном возрасте. Она является важнейшим компонентом в структуре общей обучаемости. Наличие способности саморегуляции обеспечивает «умение учиться», определяет потенциал субъектности старшего дошкольника. Отсутствие способности к саморегуляции порождает выраженную зависимость учащегося от внешнего контроля учителей, родителей, вызывает необоснованное снижение активности в условиях даже незначительного усложнения учебных заданий.

Таким образом, можно сказать, что правильно организованное методическое сопровождение является отправной точкой развития учебного процесса, его существования, способности к изменению и качественному совершенствованию. От этих условий зависит взаимодействие всех компонентов по отношению друг к другу, а также процесс развития у детей саморегуляции в двигательной деятельности, эффективность его протекания.

Список литературы

  1. Езопова С. А., Новицкая В. А., Солнцева О. В. От музея «Детская жизнь ребенка» к организации научно-методического сопровождения современной практики дошкольного образования // Современное дошкольное образование. – 2018. – №7(89). – С. 62–79.
  2. Ермакова, Л. С. Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности / Л. С. Ермакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67177/ (дата обращения: 20.05.2021).
  3. Конопкин, O. A. Психологические механизмы саморегуляции деятельности [Текст] / O.A. Конопкин. - М.: Ленанд, 2011. - 320 с.
  4. Скоропупова, О. А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №3-С.6-19.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 в редакции с изменениями от 01.05.2017 года- Ростов н/Д: Легион, 2017
  6. Duckworth AL, Carlson SM. Self-regulation and school success. In: Sokol B, Grouzet F, Muller U, editors. Self-Regulation and Autonomy: Social and Developmental Dimensions of Human Conduct. Cambridge, England: Cambridge University Press (2013). p. 208–30

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary