ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

29

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (197), Декабрь ‘24

Дата публикации 01.12.2024

Поделиться

В статье рассматриваются особенности уровня саморегуляции у спортсменов, специализирующихся на занятиях спортивной гимнастикой. Дается определение понятие «саморегуляция», отмечается важность формирования саморегуляции у спортсменов для достижения высоких спортивных результатов, приводятся результаты исследования уровня саморегуляции у спортсменов-гимнастов разного возраста.

Современная психологическая наука отличается большим разнообразием определений и подходов к изучению феномена саморегуляции. Б.Ф. Ломов, рассматривая функции психических процессов относительно деятельности человека, подчеркивал, что регуляция является универсальным механизмом, который позволяет настраивать психику на адекватное отражение и оценку действительности [4, с. 10].

Саморегуляция может быть представлена в двух формах: произвольной и непроизвольной. Произвольная, или иначе осознанная, связана с ситуациями, в которых реализуется целенаправленная деятельность, а непроизвольная, или неосознанная, – с жизнеобеспечением и осуществляется на уровне, заложенном в человеке на уровне онтогенетического развития. Сами по себе эти формы могут служить подтверждением сложности процессов регуляции, которые являются неотъемлемой частью современной жизни человека. Психофизиологические и биологические ограничения сопровождают любой процесс переработки информации. Эти ограничения присущи любой психике [3, с. 253].

П.К. Анохин считал, что основной задачей саморегуляции является запуск корректировочных действий в том случае, если замечается рассогласование получаемого результата с его акцептором. Если получаемый результат не соответствует поставленной цели, то возникают негативные эмоциональные состояния. Это приводит к поиску новой мотивации для продолжения действия, корректировки имеющихся программ поведения, пока получаемый результат не совпадет с желаемым. В том случае, если с первого раза полученный результат совпал с желаемым, то возникает положительная эмоция, которая служит сигналом для прекращения действия [6, с. 77-78].

На текущий момент степень развития спорта такова, что, при условии одинакового уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсменов, фактором, детерминирующим исход спортивных состязаний, становится психологическая подготовка.

Современная наука достаточно большое внимание уделяет психологической стороне подготовки спортсмена к соревнованиям. Психологическая подготовка определяется как процесс, целью которого является создание определенного состояния психологической готовности спортсмена к соревновательной деятельности. Именно данный процесс и является предметом психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. В рамках данной подготовки центральным элементом выступает развитие навыков саморегуляции личности.

Процесс саморегуляции в рамках спортивной деятельности имеет свою специфику. К примеру, Н.Н. Сетяева определяет саморегуляцию следующим образом: «Саморегуляция – умение и навыки спортсменов преднамеренно, сознательно с помощью различных приемов и средств изменять свое поведение, физическое и эмоциональное состояние, формировать положительные эмоциональные отношения к выполнению упражнений, связанных с риском» [5].

Рассматривая возможности использования психической саморегуляции в спортивной деятельности, можно выделить следующие:

  • улучшение качества технической подготовки спортсмена, к которой относят изучение и тренировку новых элементов движений, формирование положительных двигательных стереотипов и т.д.;
  • тренировка способности регулировать свое функциональное состояние и вызывать наиболее оптимальное во время тренировочного процесса и перед спортивными соревнованиями;
  • улучшение качества восстановительных процессов организма после тренировочных или соревновательных нагрузок;
  • развитие специальных спортивных навыков, к которым относят скорость реакции, выносливость и т.д.;
  • коррекция индивидуальных особенностей спортсмена и повышение его мотивации к достижению успеха.

Безусловно, умение спортсменом произвольно вызывать у себя оптимальное функциональное состояние во многом обеспечивает достижение им высоких спортивных результатов. Однако, для этого необходимо овладеть навыками психической саморегуляции.

Интересным для нас является рассмотрение особенностей развития саморегуляции у спортсменов-гимнастов.

Спортивная гимнастика – это высококонкурентный вид спорта, требующий физической выносливости, силы, гибкости и умственной концентрации. Спортсмены должны поддерживать высокий уровень производительности, и давление, оказываемое на них с целью достижения успеха, может быть очень сильным. Поэтому спортсмены часто используют методы саморегуляции для управления своими эмоциями, мыслями и поведением, что помогает им показывать наилучшие результаты.

Е.А. Арсеенко занималась изучением эффективности применения саморегуляции в учебно-тренировочном процессе гимнасток. Автором был сделан вывод о том, что применение техник и методов саморегуляции способствует оптимизации психологического и эмоционального состояния юных спортсменок, повышению уровня работоспособности в ежедневном учебно-тренировочном процессе и ее стабилизации. Е.А. Арсеенко считает, что полученные ею результаты свидетельствуют о том, что применение техник и методов саморегуляции в учебно-тренировочном процессе спортсменов, специализирующихся на спортивной гимнастике, позволит более эффективном выстроить учебно-тренировочный процесс с учетом создания возможных резервов для спортивного роста. Автор отмечает, что наибольшую эффективность в учебно-тренировочном процессе гимнастов показали такие техники саморегуляции как мышечная релаксация Э. Джекобсона, аутогенная тренировка, самовнушение, идеомоторная тренировка с применением самоприказов и паузы психорегуляции [1].

Результаты исследования, проведенного Е.В. Будыка, Е.В. Ениколоповой, Е.С. Володиной, А.М. Комаровым, показали, что у спортсменов, специализирующихся в спортивной гимнастике, имеются гендерные различия в уровне сформированности саморегуляции. Авторы отмечают, что по результатам проведенного исследования юношам свойственны более высокие результаты по уровню саморелаксации в сравнении с девушками-гимнастками [2].

Таким образом, мы можем говорить о том, что спортсмены, специализирующиеся на спортивной гимнастике, имеют необходимость в специальном формировании навыков саморегуляции для достижения высоких спортивных результатов. Однако, следует отметить, что в научной литературе практически не встречается исследований, объектом которых являлась апробация научно-методических программ формирования навыков саморегуляции конкретно у спортсменов-гимнастов.

Список литературы

  1. Арсеенко Е.А. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса юных гимнасток 8-9 лет с использованием методов саморегуляции. – М., 2001. – 192 с.
  2. Будыка Е.В., Ениколопова Е.В., Володина Е.С., Комаров А.М. Исследование психологической саморегуляции у спортсменов разного пола, занимающихся спортивной гимнастикой // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы развития. Материалы межвуз. научно-практ. конференции. – М., 2021. – С. 143-148
  3. Казиева З.Ш. Волевая саморегуляция – внутренняя детерминанта успешной деятельности школьника-подростка // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2014. – №4. – С. 252-255
  4. Панкратова Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 112 с.
  5. Сетяева Н.Н. Методика совершенствования навыков саморегуляции у спортсменов высокой квалификации. – Сургут, 2004. – 167 с.
  6. Хорошун М.Э. Особенности становления ответственности и саморегуляции дошкольников, занимающихся и не занимающихся спортом // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. – 2014. – Т.16. – С. 77-81
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее