РОЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РОЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

251

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (198), Декабрь ‘24

Поделиться

В статье раскрыты основные кинезиологические подходы к развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризованы особенности применения пальчиковой гимнастики, биомеханических упражнений и игровых методик. Изучено влияние кинезиологических упражнений на когнитивное развитие, межполушарное взаимодействие и эмоциональное состояние детей. Раскрыта важность соблюдения принципов регулярности, постепенности и мотивации при организации занятий. Статья подчеркивает необходимость интеграции кинезиологических методов в образовательный процесс и вовлечения родителей.

Дошкольный возраст представляет собой один из самых значимых этапов в развитии ребенка. Именно в этот период происходит наиболее интенсивное формирование основ физического, психического и нравственного здоровья. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным фактором для становления навыков письма, речи и когнитивных способностей, что напрямую влияет на успешность их дальнейшего обучения. Особую роль в этом процессе играет кинезиология, которая способствует развитию мелкой моторики у старших дошкольников через выполнение специализированных упражнений. Эти упражнения помогают улучшить координацию движений, укрепить мышечный тонус и наладить взаимодействие между полушариями мозга.

 

Кинезиология как наука исследует развитие умственных и физических возможностей посредством определенных двигательных активностей. Такие упражнения способствуют формированию новых нейронных связей и улучшению взаимодействия между полушариями мозга, что создает прочную основу для интеллектуального развития ребенка [3, с. 64].

 

Для старшего дошкольного возраста характерны интенсивные процессы формирования нейронных связей, что делает данный период наиболее чувствительным к кинезиологическим воздействиям. Выполнение специально подобранных упражнений способствует развитию следующих навыков:

  • Точность и координация движений. Упражнения с мелкими предметами (например, бусинами, пуговицами) развивают точность движений пальцев.
  • Укрепление мышц кисти. Игры с пластилином, песком или тестом способствуют формированию силы и гибкости пальцев.
  • Когнитивное развитие. Включение в упражнения элементов логики, памяти и внимания улучшает общую когнитивную активность ребенка.
  • Упражнения кинезиологии направленные на мелкую моторику рук на развитие мышц рук и на формирование межполушарных связей.

Кинезиологические подходы к развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают использование комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

 

Упражнения должны проводиться ежедневно, начиная с раннего детства и постепенно усложняя их. После освоения пальчиковых игр в пятилетнем возрасте, для усложнения в старшем дошкольном возрасте включается чередование положений рук. Однако стоит помнить, что кинезиологические упражнения могут проводиться только в определенные моменты, так как неприемлемо прерывать творческую деятельность ребенка. Лучше всего проводить кинезиологию перед познавательной активностью, например перед занятиями. Метод кинезиологии предполагает системный подход в использовании. Его необходимо делать каждые день неболее 25-30 минут, с подходами по 3-5 минуты. Чтобы ребенок не чувствовал усталость и монотонность. Иначе кинезиология может стать не помощником, а одним из видов двигательной активности [4, c. 171].

 

Кинезиологические упражнения включают в себя широкий спектр методов и средств, направленных на развитие мелкой моторики. Мелкая моторика включает в себя интеграцию мышечной, костной, нервной систем. Развитие мелкой моторики влияет на речь, внимание, мышление, координацию и ориентацию в пространстве, влияет на ловкость и скорость реакции [5, c. 67].

 

К основным кинезиологическим методам в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста относятся:

  • Пальчиковая гимнастика. Выполнение движений пальцами рук помогает развивать не только моторику, но и речь, так как области мозга, отвечающие за моторные и речевые функции, тесно связаны.
  • Биомеханические упражнения. Упражнения с использованием тренажеров или специальных приспособлений (например, резиновых эспандеров) способствуют укреплению мышечного аппарата руки.
  • Игровые методики. Использование игр с мелкими предметами, мозаиками, конструкторами LEGO и пазлами помогает детям осваивать точные движения в непринужденной обстановке.

Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у детей старшего дошкольного возраста память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

 

Эффективное применение кинезиологических методов требует учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Важно соблюдать следующие педагогические принципы:

  • Принцип постепенности. Упражнения должны усложняться по мере освоения детьми базовых навыков.
  • Принцип мотивации. Занятия должны быть интересными для детей, что повышает их вовлеченность.
  • Принцип регулярности. Регулярное выполнение упражнений способствует устойчивому развитию мелкой моторики.

Кинезиологические занятия должны включать элементы игровой деятельности, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Также рекомендуется привлекать родителей к выполнению кинезиологических упражнений дома.

 

Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Упражнение «Ладошки и кулачки». Ребенок кладет руки на стол. По команде взрослого одна рука сжимается в кулак, а другая остается открытой ладонью вверх. Затем дети поочередно меняют положение рук, соблюдая ритм. Это упражнение развивает координацию движений, синхронизацию и концентрацию внимания.
  2. Упражнение «Каракули на спине». Один ребенок пальцем рисует на спине другого различные фигуры (круг, квадрат, цифру или букву). Второй ребенок пытается угадать, что нарисовано. После выполнения дети меняются ролями. Это упражнение улучшает тактильную чувствительность и взаимодействие между детьми.
  3. Упражнение «Домик и дерево» Одна рука изображает «домик» (ладонь сложена в форме крыши), а другая – «дерево» (разведенные пальцы изображают ветви). Затем дети одновременно меняют фигуры: «домик» превращается в «дерево», и наоборот. Постепенное ускорение темпа делает задание более сложным и интересным.
  4. Упражнение «Восьмерка». Ребенок рисует в воздухе пальцем лежащую восьмерку (знак бесконечности), стараясь повторять плавные линии. После нескольких повторений он выполняет то же движение другой рукой, а затем обеими руками одновременно. Это упражнение помогает развивать зрительно-моторную координацию и стимулирует работу обоих полушарий мозга.
  5. Упражнение «Пальчиковый танец». Взрослый задает ритм хлопками или музыкальным сопровождением. Дети выполняют движения пальцами: сжимают и разжимают их, вращают большими пальцами, имитируют «шаги» пальцев по столу. Такие упражнения не только развивают мелкую моторику, но и способствуют снижению мышечного напряжения.

Кинезиологическая тренировка оказывает положительное влияние на организм, приводя к структурным изменениям, которые становятся более заметными при увеличении интенсивности нагрузок. Ключевым условием является последовательность в подборе упражнений – от простых к более сложным, а также их регулярное выполнение. Такие занятия способствуют физическому развитию, повышают устойчивость организма к стрессам, обеспечивают синхронизацию работы полушарий мозга, стимулируют мыслительные процессы, улучшают память и внимание, а также облегчают освоение навыков чтения и письма. В результате тренировок достигается эмоциональное равновесие, совершенствуется зрительно-моторная координация, а также формируется умение ориентироваться в пространстве [2, c. 180].

 

Таким образом, кинезиологические подходы являются важным инструментом в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Они не только способствуют укреплению моторных навыков, но и оказывают позитивное влияние на когнитивное и эмоциональное развитие детей. Для достижения максимального эффекта рекомендуется интеграция кинезиологических методов в образовательный процесс детских дошкольных учреждений, а также вовлечение родителей в практику данных методов дома. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой адаптивных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей.

Список литературы

  1. Гунько, В.П. Развитие мелкой моторики у дошкольников / В.П. Гунько, М.В. Бондарь, Л.М. Тетерина // Информационные технологии как основа эффективного инновационного развития: Сборник статей. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. – С. 190-192
  2. Дорохова, Э.В. Кинезиология как средство развития детей дошкольного возраста / Э.В. Дорохова, И.В. Кияница // Magisterium. Журнал о педагоге и для педагога. – 2023. – №7. – С. 179-180
  3. Емельянова, К.А. Кинезиология как метод развития моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / К.А. Емельянова // Современные исследования высшей школы: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства "Новая Наука" (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 63-69
  4. Можар, О.М. Кинезиология как метод активного развития дошкольников в работе логопеда / О.М. Можар // Актуальные вопросы общества, науки и образования: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 170-172
  5. Шнайдер, А.В. Использование кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / А.В. Шнайдер // Кинезиологические практики в образовании и психотерапии: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2021. – С. 66-69
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее