Перспективы и виды контрактной системы Российской Федерации

Перспективы и виды контрактной системы Российской Федерации

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

82

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (121), Июнь ‘23

Дата публикации 19.06.2023

Поделиться

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы нормативно-правового регулирования и перспективы развития контрактной системы в Российской Федерации.

Контрактная система в России — это комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на обеспечение эффективности использования бюджетных средств и повышение качества государственных и муниципальных услуг. Эта система состоит из нескольких видов контрактов, каждый из которых регулирует определенные отношения между государством, муниципалитетами, поставщиками товаров и услуг, а также потребителями государственных и муниципальных услуг. [1]

Один из видов контрактных систем — это государственная контрактная система. Она включает в себя заключение контрактов между государством и поставщиками товаров и услуг для выполнения государственных заказов. Государственные контракты заключаются на конкурсной основе, что позволяет определить наилучшего поставщика и снизить стоимость государственных закупок. [2]

Другой вид контрактной системы - муниципальная контрактная система. Эта система регулирует отношения между муниципалитетами и поставщиками товаров и услуг для выполнения муниципальных заказов. Муниципальные контракты также заключаются на конкурсной основе, что способствует повышению эффективности использования бюджетных средств и улучшению качества муниципальных услуг.

Еще один вид контрактной системы - это система коммерческих контрактов. Она регулирует отношения между государственными и муниципальными организациями и поставщиками товаров и услуг, которые используются для выполнения коммерческих задач. Коммерческие контракты заключаются на условиях, определенных сторонами, и могут включать в себя различные виды услуг и товаров, такие как консультационные услуги, транспортные услуги, поставку оборудования и материалов.

Контрактные системы в России являются важным инструментом для обеспечения эффективности использования бюджетных средств и повышения качества государственных и муниципальных услуг. Такие системы, как закупки для государственных нужд, государственно-частное партнерство и концессионные соглашения, имеют большой потенциал для дальнейшего развития и улучшения в России. [3]

Закупки для государственных нужд - это одна из ключевых контрактных систем в России. Она позволяет государству получать необходимые товары и услуги на конкурентной основе, что помогает снизить затраты бюджетных средств и повысить качество государственных закупок. В перспективе, развитие этой системы может быть направлено на улучшение процесса закупок, в том числе на упрощение процедур и сокращение времени на подготовку и проведение тендеров.

Одной из важных задач в развитии эффективной закупочной системы является повышение квалификации участников закупочной деятельности. Для этого необходимо создать условия для повышения квалификации специалистов в области закупок, а также разработать обучающие программы и курсы для участников закупочной деятельности.

Кроме того, эффективность закупочной системы может быть повышена за счет развития электронных площадок для проведения закупок. Это позволит сократить временные и финансовые затраты на проведение закупок, а также повысить конкуренцию между участниками закупочной деятельности. [4]

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это форма взаимодействия государства и бизнеса, при которой они совместно реализуют проекты в различных областях, таких как транспорт, энергетика, здравоохранение и образование. В России ГЧП-проекты реализуются на основе концессионных соглашений или партнерских соглашений и позволяют государству получать необходимые товары и услуги на условиях, выгодных для бюджета, а бизнесу - получать дополнительные возможности для развития и реализации проектов. В перспективе, ГЧП может быть расширено на новые отрасли экономики и регионы России, что приведет к дополнительным инвестициям и улучшению качества жизни населения. [5]

Концессионные соглашения — это форма ГЧП, при которой государство передает на определенный срок право эксплуатации объекта инфраструктуры частному инвестору в обмен на выполнение инвестиционных обязательств. В России концессионные соглашения используются в области транспорта, строительства и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры. В перспективе, развитие этой системы может быть направлено на увеличение объемов инвестиций в экономику страны и улучшение качества жизни населения, а также на совершенствование законодательства в этой области.

Одной из особенностей концессионных соглашений является то, что они могут быть заключены на различных объектах инфраструктуры, таких как дороги, аэропорты, железные дороги, порты, газопроводы, водопроводы, канализация и другие. Это позволяет государству привлекать инвестиции в различные отрасли экономики и улучшать качество жизни населения.

Одним из главных преимуществ концессионных соглашений для государства является то, что они позволяют снизить затраты на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры. При этом, государство сохраняет контроль над объектом и может регулировать цены на услуги, предоставляемые инвестором. Кроме того, концессионные соглашения могут включать социальные обязательства инвестора, например, в области занятости местного населения, экологии и развития социальной инфраструктуры.

Для инвесторов, преимуществом концессионных соглашений является возможность получения стабильной прибыли на долгосрочной основе, при условии выполнения инвестиционных обязательств и обязательств по эксплуатации объекта. Также, инвестор может получить определенные налоговые льготы и другие преференции от государства. [6]

Условия и сроки концессионных соглашений могут быть различными в зависимости от объекта инфраструктуры и уровня риска для инвестора. Обычно, сроки концессионных соглашений составляют от 10 до 50 лет, при этом инвестор должен осуществлять строительство объекта и обеспечивать его эксплуатацию на протяжении всего срока действия соглашения. Государство, в свою очередь, обязуется предоставить инвестору право на эксплуатацию объекта, обеспечить доступ к необходимым коммуникациям и услугам, а также регулировать цены на услуги, предоставляемые инвестором. Государственно-частное партнерство (ГЧП) является эффективным инструментом совместной деятельности государства и частного сектора, направленным на решение социально-экономических задач и на развитие экономики страны. В России ГЧП начало активно развиваться в начале 2000-х годов, и на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений государственной политики. [7]

Нормативно-правовая база ГЧП в РФ определяется законодательством РФ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот закон регулирует отношения между государством и частными инвесторами в рамках ГЧП, а также устанавливает механизмы реализации проектов по ГЧП.

Формы и инструменты ГЧП могут быть различными в зависимости от конкретной задачи и области применения. Одной из форм ГЧП является концессионное соглашение, при котором государство передает право эксплуатации объекта инфраструктуры частному инвестору на определенный срок в обмен на выполнение инвестиционных обязательств. Другой формой ГЧП является соглашение о разделе продукции, при котором государство и частный инвестор делятся на определенных условиях прибылью от добычи полезных ископаемых. Также существуют и другие формы ГЧП, такие как долевое участие, совместное предприятие и т.д. [8]

Результаты ГЧП в России достаточно разнообразны. Одним из наиболее успешных проектов ГЧП в России является строительство моста через Керченский пролив, который стал крупнейшим инфраструктурным проектом в истории России. Также были успешно реализованы проекты по строительству транспортной инфраструктуры, энергетических объектов, социальной инфраструктуры и других объектов. [9]

Однако, среди проблем ГЧП в России можно отметить отсутствие единой методики оценки эффективности проектов, что приводит к неоправданным расходам государственных средств. Кроме того, нередко возникают проблемы с процедурой заключения договоров, что затягивает сроки реализации проектов и приводит к дополнительным расходам. [10; 11]

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. (в ред. от 14 апреля 2023)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. (в ред. от 14 апреля 2023)
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 29 мая 2023)
  4. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (в ред. от 14 апреля 2023)
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(ред. от 29.05.2023, с изм. от 30.05.2023)
  6. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (в ред. от 29.12.2022)
  7. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в ред. от 29.12.2023)
  8. Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 N 115-ФЗ (в ред. от 29.12.2022)
  9. Рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. 2018. 169 с. https://www.economy.gov.ru/material/file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (дата обращения: 13.02.2022).
  10. Симко Н.Н. Межбюджетные трансферты и государственный контроль за их использованием: совершенство методик и финансовых механизмов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований // В сборнике: Актуальные вопросы развития финансовой сферы. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Дагестанский государственный университет народного хозяйства. Махачкала, 2021. С. 341-348.
  11. Чернышев А.И. Необходимость использования концессионных соглашений в деятельности органов местного самоуправления // Сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А., 2015. С. 152-154.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее