ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА УПРАЖНЕНИЯ

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА УПРАЖНЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

17

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (18), июнь ‘21

Дата публикации 18.06.2021

Поделиться

В данной статье представлен анализ явления «фонетическая сторона речи». Проанализированы концептуальные понятия «фонетические навыки», «фонетические упражнения». Авторы представляют комплекс фонетических упражнений для более эффективного обучения фонетической стороне речи на уроках иностранного языка.

Знание иностранного языка в современном обществе не просто является показателем успешности, но и необходимым условием развития языка. Следовательно, он является необходимой составляющей начальной ступени обучения. В настоящее время, главной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование всех элементов коммуникативной компетенции, в развитии которой существенная роль принадлежит языковым навыкам, которые способствуют эффективной речевой деятельности. Вследствие отсутствия естественной среды общения, важнейшая задача педагогов состоит в обучении фонетической стороне иноязычной речи обучающихся, без которой становится невозможной успешная коммуникация, включающая как корректную передачу своих мыслей, так и правильное понимание речи собеседника.

Проблемами обучения фонетической стороне речи занимались такие методисты как Рогова Г. В., Пассов Е. И., Шатилов С. Ф., Бим И. Л. и другие исследователи, благодаря чему были достигнуты значительные успехи на пути решения проблем овладения иноязычным общением и достижения большей эффективности процесса обучения.  Однако до сих пор данная тематика остается открытой, и существует множество споров о том, как правильно и наиболее эффективно построить процесс обучения фонетической стороне иноязычного общения на начальном этапе [7].

Согласно исследованиям, на сегодняшний день, сформированность фонетических навыков изучаемого языка — это базовая характеристика иноязычного общения, основа для формирования и развития аудирования, говорения, чтения и письма. Успешность овладения устным иноязычным общением, главным образом, определяется успешным овладением фонетической стороной языка.

Вообще, фонетическая сторона речи – это произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Под «фонетикой» мы понимаем звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы) [2].

Навык – это умение, доведенное до автоматизма. Таким образом, фонетический навык – способность корректно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и правильно воспроизводить [2]. Важный показатель сформированности фонетических навыков учащихся – это правильное понимание воспринимаемого звукового образца и его безошибочное, быстрое воспроизведение. Также, как и лексические и грамматические навыки, фонетические навыки являются частью умений, которые обеспечивают успешность овладения иноязычной речью. Выделяются такие этапы формирования фонетических навыков, как: восприятие, имитация, дифференцировка — осознание, звуковое комбинирование, интонационное комбинирование. Цель формирования фонетических навыков – это постановка такого произношения, которое было бы максимально схоже с произношением носителей языка.

Фонетические навыки подразделяются на две большие группы [1]:

  1. Ритмико-интонационные навыки предпола­гают постановку правильного ударения и знание логической и экспрессивной интонации. Главным образом, именно несформированность ритмико-интонационных навыков речи, выдает носителей русского языка как иностранцев. Как показывает опыт, научиться нормативному произношению звуков иностранного языка гораздо легче, чем научить­ся интонировать. Помимо прочего, следует помнить, что при помощи ритма, инто­нации, ударения и паузации можно изменять смысл все­го сказанного.
  2. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные (или слуховые) и собственно произно­сительные.

Под аудитивными навыками мы понимаем действия и операции по узнаванию и нахождению отличий отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д.

Под произносительными навыками подразумевается умение правильно артикулировать звуки и со­единять их в словах, словосочетаниях, предложениях [4].

Проблема обучения фонетической стороне речи на уроках иностранного языка – это одна из самых злободневных проблем в методике обучения иностранным языкам. В ней, важность овладения фонетическими навыками изучаемого языка объясняется тем, что звуковое вещание является основным видом вещания человеческого общества в целом. Это говорит о том, что все оттенки мыслей человека воспроизводятся и воспринимаются через звуковую оболочку языка. Каждый вид речевой деятельности базируется на звуках.

Существуют специальные упражнения, которые помогают отработать звуки, поставить правильное логическое ударение и интонацию. При формировании фонетических навыков у учащихся начальных классов не следует ограничиваться одним типом упражнений, заключающихся в монотонном повторении звуков за учителем. Для достижения больших результатов необходимо включать разнообразные упражнения, предполагающие использование разных видов наглядности, физической активности, взаимодействие с различными предметами и другими учениками, чередовать умственные занятия и занятия по выполнению внешних действий (составление схем, рисунков, чертежей) [3].

Система фонетических игр и упражнений позволяет не только изменить форму работы над фонетической стороной речи, но и снять психологическое напряжение, возбудить интерес к изучаемому звуку, фонетическому явлению. На уроках иностранного языка для более эффективной работы над фонетической стороной речи можно использовать следующие фонетические упражнения:

Shadow Speaking

Учитель: Listen to the recording and read the transcript to yourself.

Listen again and try speak along with the recording (учитель воспроизводит запись 2-3 раза, каждый раз уменьшая громкость аудиозаписи. Учащиеся стараются поддерживать темп и интонацию).

Read the dialogue aloud, trying to imitate the pronunciation and intonation as much as possible.

Homophone Go Fish

Make a list of the homophone pairs you’ll use, and write each word on a separate index card or piece of paper. Make as many decks of cards as you’ll need depending on the number of groups you’ll have. Each group gets a set of cards; each student gets five cards. The remaining cards are put in a draw pile. The goal of the game is to find the matching homophone by asking another student if they have “a word that sounds like…”. For example:

S1: Do you have a word that sounds like “plane”?

S2: Yes, I do. (hands over “plain”)

Now, to keep the matching pair the S1 must use both words correctly in a sentence or two. If S2 does not possess the homophone he/she has to say, “Go fish!” And S1 takes a card from the draw pile.

Tongue Twisters

Учитель: Read the tongue twister, please. Now read it faster. And faster.

Скороговорка для отработки звука [ɔ:]:

Dora’s daughter is taller than Nora’s daughter,

Nora’s daughter is shorter than Dora’s daughter.

If Dora’s daughter wasn’t taller than Nora’s daughter,

Would Nora’s daughter be shorter than Dora’s daughter?

Puppet Game

Учитель: Boys and Girls, look, Peppa Pig came to our lesson, and she will learn English. Let's try to teach Peppa how to pronounce words correctly. Peppa will show you the transcription signs, and you will need to call them aloud»

«Secret» Phonics Story

ER / IR / UR «Secret» Phonics Story

These letters love to go driving in cars, but they are terrible, awful, horrible, ‘no-good’ drivers – so they always have to slam on the brakes!

В процессе обучения иностранным языкам и английскому языку, в частности, фонетические игры и упражнения нужны для тренировки произношения английских звуков с целью корректного прочтения и заучивания текстов различной степени сложности. Они используются для развития у учащихся слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости.

Таким образом, систематическое применение разнообразных фонетических упражнений на уроках иностранного языка способствует повышению уровня владения слухопроизносительными и ритмико-интонационными навыками. Такие упражнения также способствуют интенсификации образовательного процесса, создают позитивные условия для того, чтобы развивать коммуникативную (языковую и социокультурную) компетенцию обучающихся.

 

Список литературы

  1. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 232 с.
  2. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с.
  3. Гущина Л.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков – 2013. – [Электронный ресурс]. // http://goo.gl/IQcKIJ (дата обращения: 12.12.2020).
  4. Коробова О.В. Обучение произношению английского языка / О.В. Коробова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 83-85.
  5. Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 2005 – 160 с.
  6. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
  7. Рогова, Г.В. Технология обучения иностранным языкам [Текст] / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе. — 1976 — № 2.
  8. Чугунова А.Е. Методическая разработка раздела программы по английскому языку «Формирование фонетических навыков» у младших школьников: педагог дополнительного образования. – Бор, 2013. – 19 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее