Мышление и его связь с иностранным языком

Мышление и его связь с иностранным языком

Статья посвящена изучению психологических трудностей студентов, связанных со стилями мышления, которые возникают  в процессе овладения иностранным языком, а также представлены результаты эмпирического исследования данного вопроса в форме тестирования и анкетирования.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публицакии 19.12.2021

Поделиться

Обучение новой информации каждому человеку дается по-разному. Это зависит не только от самой информации, но и от способа ее подачи, а также от индивидуальных психологических особенностей человека, прежде всего от работы его мышления. Универсального способа запомнить новую информацию нет, но, учитывая работу мышления конкретного человека можно найти индивидуальный подход, который позволит максимально эффективно и легко усвоить новый материал. Это же касается обучения иностранному языку, который требует от человека переключать свой способ мышления от привычного ему родного языка на другой, новый для него. Одним из аспектов мышления, который влияет на восприятие человеком информации и ее обработки является стиль мышления. Подобрав индивидуальный подход изучения иностранного языка под стиль мышления человека, можно сделать процесс обучения крайне эффективным и интересным для человека.

Целью работы является выявление особенностей мышления, которые  оказывают влияние на изучение человеком иностранного языка.

Объектом исследования является мышление как психологический фактор, влияющий на изучение иностранного языка.

Предметом исследования являются влияние стилей мышления на эффективность изучения иностранного языка.

Эмпирическим объектом выступает группа студентов гуманитарного факультета в количестве 27 человек в возрасте от 19 до 20 лет.

         По результатам теоретического анализа Л.Флека, М.Борна, Р.Харрисона  выявлено, что каждый человек отличается в своем способе познания мира и эти отличия формируют его индивидуальный стиль мышления. Стиль мышления определяется в современной психологической науке как открытая система интеллектуальных стратегий, навыков, приемов и операций, к которым личность человека предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей. Формирование стиля мышления начинается в детском возрасте с первым минут познания окружающего мира и продолжается в дальнейшем наряду с опытом и развитием личности в целом[6].

         Можно выделить несколько основных типов или стилей мышления: идеалистический, прагматический, реалистический, синтетический и аналитический. Для идеалистов свойственно совершенство во всех элементах деятельности, они чаще сосредотачиваются на проблеме в целом и стремятся всегда достигнуть намеченной цели. Прагматикам свойственно пробовать различные способы в решении проблем, надеясь, что какой-нибудь из них точно должен сработать. Часто изучают информацию только поверхностно, сосредотачиваясь только на самом основном. Реалисты ценят эмпирический опыт, им важно прочувствовать на себе изучаемые явления, быть в той среде, которую они изучают. Они ценят, то, что будет полезным для них в настоящем времени. Синтетики стремятся найти во всем свой собственный подход, создавать что-то новое и комбинировать разные источники информации и способы решения задачи. Аналитики любят рассматривать самые мелкие детали, погружаться в подробное изучение. Им хорошо даются различные вычисления, разборы на составляющие с анализом отдельным элементов[3].  

         Для определения взаимосвязи между стилем мышления и изучением иностранного языка было проведено эмпирическое исследование, включающее в себя тестирование и опрос. Исследование проводилось на группе студентов в количестве 27 человека в возрасте от 19 до 20 лет, на базе Ульяновского государственного технического университета. В исследовании использовался тест Р. Харрисона и Р. Бремсона «Стили мышления». По результатам теста удалось определить, что 9 человек являются аналитиками, 7 реалистами, 4 идеалистами, 4 прагматиками и 3 синтетиками.

         Нами  было проведено анкетирование с целью определения у студентов трудностей в освоении иностранного языка. Для этого по результатам анкеты студенты были распределены по доминирующим у них группам трудностей: трудности с произношением и речью, трудности с чтением, трудности с письмом и трудности с культурой изучаемого иностранного языка. Также в анкете были представлены вопросы для определения заинтересованности в определении своего стиля мышления и его влияния на обучающую деятельность. В результате было выявлено, что 17 человек из 27 ранее не задумывались о своем стиле мышления, при этом вся группа отметила важность знания своего стиля мышления в обучении иностранным языком. 24 человека из 27 при изучении иностранного языка сталкивались в различными психологическими трудностями.

         Далее была выявлена закономерность между стилем мышления и трудностями, возникающими у студентов при изучении языка. Студенты с выраженным аналитическим стилем мышления испытывают трудности в фонетических правилах и произношении слов и отдельных звуков. Таким студентам непросто дается произношение и восприятие звуков на другом языке, им сложно высказать предложения на нем. Такой результат может быть связан с тем, что люди с аналитическим мышлением, обычно выстраивают четкий план действий прежде чем начать действовать. Каждое предложение им нужно сперва мысленно тщательно продумать, проанализировать, как оно будет звучать с точки зрения всех фонетических и логических правил.

         Студенты с синтетическим стилем мышления не выявили у себя особых трудностей, что характерно для них как для людей, мышление которых не боится совершать ошибки даже в новой для него деятельности.

Прагматики хотят быстро достигать желаемого результата и не любят подробно рассматривать мелкие детали и элементы, поэтому у них появлялись трудности с грамматикой, а также бросали изучать правила, которые были им неинтересны.

         Люди с реалистическим стилем теряли интерес в обучении, когда оно касалось наиболее отдаленных от их повседневной жизни правил. Таким людям в изучении языка необходимо погружаться в быт и культуру страны, язык которой они изучают, а также они любят практические занятия с носителями языка.

Идеалисты в изучении языка быстро находили решения всех трудностей за счет своей особенности заканчивать любое дело, выполнять работы максимально хорошо, поэтому изучение им давалось легко, хотя и отнимало больше времени, чем у других учащихся.

         Изучение стилей мышления и связи мышления с иностранным языком позволило выявить необходимые психологические особенности, учитывая которые обучение не только иностранному языку, но и другим предметам  позволят педагогам и обучающимся находить эффективные подходы в обучении. Преобладание того или иного стиля мышления поможет подобрать подходящий материал и его подачу, учитывать сильные и слабые стороны в процессе изучения материала, избежать проблемных моментов и выстроить благополучную взаимосвязь педагога и ученика.

Список литературы

  1. Аминев, Д. М. О взаимосвязи мышления и языка / Д. М. Аминев, Т. З. Назаров, Р. Р. Саниев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39114/ (дата обращения: 05.12.2021).
  2. Зяблова, Н. Н. Средства развития лингвистического мышления / Н. Н. Зяблова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2019 г.). — Уфа : Лето, 2019. — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/500/ (дата обращения: 04.12.2021).
  3. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам /Под ред. А. Д. Климентенко и др. М.: Педагогика, 2016. — 456 с.
  4. Ильясов И. И., Рябова Т. В. Актуальные проблемы изучения иностранного языка. Концепция управления усвоением и обучение иностранному языку. М.: 2017. 29 -31 с.
  5. Рахимова, М. И. Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком / М. И. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.2 (114.2). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30229/ (дата обращения: 05.12.2021).
  6. Юсупова, Ш. Б. Стили мышления в освоении технологий программирования в среднем образовательном учреждении / Ш. Б. Юсупова, Т. Ю. Ким, Й. У. Султонов. — [Электронный ресурс]. // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 60-63. — URL : https://moluch.ru/th/2/archive/19/582/ (дата обращения:(03.12.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary