ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публикации 19.12.2021

Поделиться

Статья посвящена изучению психологических трудностей, возникающих у студентов в процессе овладения иностранным языком, а также представлены результаты эмпирического исследования данного вопроса в форме анкетирования.

Проблематика изучения иностранного языка интересует множество людей в нынешних условиях развития общества, поскольку все больше самых престижных профессий требуют знаний иностранного языка, даже бытовые вопросы требуют этих знаний. Современный специалист, который хочет реализовать себя даже на российском рынке труда не обойдется без знаний того же английского языка, уж тем более на рынке международном. Овладение даже базовым английским языком открывает человеку доступ ко всемирной базе знаний, не ограничиваясь только переведенными источниками информации. 

В изучении нового языка любой человек связывается с трудностями, поскольку ему требуется изучить огромный пласт ранее незнакомой для него информации. Психологические трудности овладения вторым языком представляют собой личностные характеристики когнитивной, мотивационной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сфер личности, негативные особенности которых приводят к затрудненному процессу изучения иностранного языка. [2] Мы рассмотрим такие аспекты психологии человека, образующие трудности, как мотивация и тревожность. 

Цель исследования: выявить психологические трудности, возникающие у студентов в процессе овладения иностранным языком.

В результате теоретического анализа работ И. Л. Соселии, Ф. Р. Норбоевой, Н. М. Мантуровой, С. А. Нурмухамбетовой выявлено, что мотивация - ключ к любой деятельности, тем более к деятельности, направленной на получение знаний. Мотив – побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. [1]

Нами было проведено эмпирическое исследование - анкетирование, которое позволило выделить психологические трудности в мотивации студентов при изучении иностранного языка. Для проведения исследования была выбрана группа студентов в количестве 25 человек, в возрасте от 18 до 20 лет, учащихся на гуманитарном факультете. В исследовании использовался тест «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной», позволяющий выявить преобладающие мотивы при изучении иностранного языка у студентов. Методика предполагает существование 3 шкал мотивов: «Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома».

По результатам исследования у 60% опрошенных шкала «Приобретения знаний» была преобладающей, что свидетельствует о том, что студенты нацелены прежде всего овладеть непосредственно иностранным языком, чтобы реализовать потом эти знания на практике в тех или иных целях. У 20% участников исследования был выявлен преобладающий мотив «Овладение профессией» – они нацелены приобрести знания, чтобы иметь возможность реализовать себя в профессиональной сфере. 20% студентов имеют мотивацию «Получение диплома». Это говорит о том, что студенты не имеют собственного интереса к изучению языка, а обучаются, чтобы закончить ВУЗ и получить подтверждающий документ. Данная мотивация является наименее эффективной и ведет к трудностям в освоении и изучении нового языка, так как личный интерес у таких студентов минимальный. 

Еще одним фактором, влияющим на изучение второго языка, является уровень тревожности. Студенты с высоким уровнем тревожности испытывают беспокойство, неуверенность и страх. Выделяют три типа тревожности при изучении второго языка: коммуникативная тревожность, вызванная необходимостью общаться на иностранном языке с другими. Этот тип тревожности доминирует и отрицательно влияет на изучение второго языка.[3] Следующий тип тревожности возникает, когда учащийся испытывает душевные страдания до, во время и после экзаменационных работ, что приводит к получению низкого балла. Это обусловленопредыдущим негативным опытом при сдаче работ, именно поэтому ожидание предстоящих экзаменов создает эмоциональный дискомфорт.[6] Последний тип тревожности возникает из-за страха получить неудовлетворительную оценку, боязни осуждения и отрицательного мнения со стороны студентов и педагогов.

Опрашиваемым были заданы вопросы «Испытываете ли Вы чувство тревожности при подготовке к проверочным и экзаменационным работам по иностранному языку?» и «Испытываете ли Вы чувство страха и неуверенности при использовании второго языка в своей речи?». По результатам анкетирования 11 опрошенным присущ первый тип тревожности, 6 имеют второй тип тревожности, 3 свойственен третий тип. Оставшиеся утверждают, что изучение иностранного языка у них не сопровождается тревожностью и страхом.

Исходя из полученных данных и изученной теоретической информации, можно сделать вывод о том, что у большинства студентов нет мотивационных трудностей в изучении языка, им интересно изучать иностранный язык, их успеваемость находится на высоком уровне. Малая часть студентов имеет трудности в мотивации, поэтому изучение языка у таких студентов подкрепляется другими психологическими ресурсами, либо теряет свою актуальность, и вследствие такие студенты могут прекратить освоение иностранного языка в дальнейшем. Однако большую психологическую трудность представляет тревожность, которая сопровождает процесс изучения иностранного языка у большинства опрошенных студентов.

В изучении иностранного языка мотивация и тревожность имеют огромное значение. Личный интерес человека к языку позволит ему легко и эффективно обучаться новым словам, если же мотивация основана только на формальном освоении языка, то изучение для человека будет очень трудным и приведет к ухудшению успеваемости. [5] Что касается тревожности, она создает препятствия и усложняет процесс освоения второго языка даже для студента, имеющего большую мотивацию. 

Список литературы

  1. Мантурова, Н.М. Мотивация обучения и карьерные ориентации студентов / Н.М. Мантурова // Мир науки, культуры, образования – 2018. – № 5 (72). – С. 344-348.
  2. Норбоева, Ф.Р. Методы преподавания иностранных языков / Ф.Р. Норбоева // Наука и образование сегодня – 2019. – № 6-2 (41). – С. 75-76.
  3. Нурмухамбетова, С. А. Проблемы формирования коммуникативной готовности к овладению иностранным языком у студентов неязыковых специальностей // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №2.
  4. Соселия И. Л. Мотивация студентов и психологические трудности в овладении иностранным языком // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. №2.
  5. Шомуродов, О.И. Мотивация и деятельность / О.И. Шомуродов, А.И. Полянский // Universum: технические науки – 2021. – № 7-1 (88). – С. 18-21.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее