Здоровье является важной медицинской и социальной категорией, которая связана с развитием человеческих ресурсов в государстве. В число основных составляющих здоровья входит и репродуктивное здоровье. Здоровье лиц фертильного возраста, способность их к воспроизводству – важные аспекты здоровья населения.
Проблемы бесплодия как показателя репродуктивного здоровья остаются актуальной проблемой медицины. Росстат сообщил о снижении численности населения России в 2022 году на 555 тысяч человек, до 146, 4 млн. В России признаны бесплодными 6 млн. женщин и 4 млн. мужчин. В большинстве случаев это бесплодие относительно и его причины могут быть устранены. Около 2% пар можно считать абсолютно бесплодными. Актуальность этой темы продиктована пробелами в действующем законодательстве Российской Федерации в области применения вспомогательных репродуктивных технологий. Требуются серьезные доработки в законе.
Основное закрепление вспомогательных репродуктивных технологий прописано в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ч.1 ст. 55: «Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства)». Следует отметить, что прямое регулирование данной сферы на уровне федерального законодательства ограничено статьей 55 данного закона. В Семейном Кодексе РФ имеются определенные нормы, регулирующие суррогатное материнство, а в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» есть нормы, регулирующие порядок регистрации рождения ребенка при суррогатном материнстве. По данной тематике основным таким актом является Приказ Минздрава России «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» от 31.07.2020г. При рассмотрении данного акта становится ясно, что он определяет правила применения ВРТ, поэтому, по содержанию, большинство норм являются сугубо «медицинскими», т. е. приказ содержит показания к ВРТ, противопоказания, формы медицинских документов и т. д. Изучив законодательство в сфере ВРТ, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование в данной сфере достаточно маленькое, а также содержится в нормативных актах, регулирующих разные сферы общественных отношений. Из-за этого периодически возникают проблемы, связанные с применением данных норм. Уже давно идут дискуссии по поводу материальных проблем по данной тематике. Существует важная проблема, в соответствии с которой наше законодательство неправильно устанавливает защиту интересов в правоотношениях при использовании суррогатного материнства, не отдавая предпочтение в защите прав генетических родителей, оставляя право суррогатной матери не давать согласие на запись биологических родителей в свидетельстве о рождении. Большинство правовых проблем возникает именно при суррогатном материнстве, так как остальные методы ВРТ достаточно понятно урегулированы.
Хочется обратить внимание на проблему при регистрации ребенка, рожденного по процедуре суррогатного материнства, где генетические родители не состоят в браке. 323 Федеральный Закон гласит: «Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство». Исходя из данной нормы, ограничений из-за отсутствия брака никаких нет. При этом в законе об актах гражданского состояния при регистрации рождения норма сформулирована так: «При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка». Тут сразу возникает проблема, не решенная на уровне закона до сих пор. С одной стороны, биологические родители для процедуры суррогатного материнства в браке состоять не обязаны, но с другой, в органах ЗАГСа могут отказать в регистрации, на том основании, что заявление подают не супруги. Сложность ситуации состоит в том, что биологические родители не являются законными представителями ребенка без полученного свидетельства о рождении, что несет за собой проблемы получения медицинской помощи ребенком. Проблема решается в судебном порядке.
Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие регламентации порядка выдачи медицинской организацией документа, подтверждающего факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка. Подзаконные акты по данному вопросу отсутствуют, а без такого документа биологические родители не смогут произвести государственную регистрацию рождения.
Следующая проблема, которая будет затронута в сфере ВРТ, приводится в данной статье как пример ее решения со стороны регулирующих органов. В ранее действовавшем приказе по ВРТ по суррогатному материнству была следующая формулировка: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения (далее — генетическая мать и генетический отец), либо одинокой женщиной (далее также — генетическая мать), для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям». Исходя из данной формулировки, делались неоднозначные выводы по поводу того, откуда можно взять эмбриона и можно ли использовать полностью донорские материалы для их подсадки к суррогатной матери. С одной стороны, запрета на такое использование нет. С другой стороны, в данном приказе потенциальные родители назывались генетическими, хотя раскрытия данного факта не имелось. Таким образом, донорские материалы подсаживались к суррогатной матери, с обоснованием, что под формулировкой «…чьи половые клетки использовались для оплодотворения…» имеется ввиду право собственности на эмбрионы, что в свою очередь является сомнительной практикой и влечет дополнительные проблемы. Во-первых, если такая процедура произойдет, то генетическая экспертиза никогда не покажет то, что биологические родители таковыми являются, во-вторых, фактически это будет являться обходом усыновления ребенка в общем порядке. Чтобы избежать данной проблемы, в новом приказе по ВРТ это уже было предусмотрено. Был добавлен пункт со следующим содержанием: «Для оплодотворения в цикле суррогатного материнства не допускается одновременное использование донорских ооцитов и донорской спермы в отношении мужчины и женщины, являющихся потенциальными родителями, или донорских ооцитов для одинокой женщины, являющейся потенциальной матерью, а также использование донорских эмбрионов, не имеющих генетического родства с мужчиной и женщиной (потенциальными родителями) или одинокой женщиной (потенциальной матерью), для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям, согласно пункту 70 настоящего Порядка». Важно отметить, что хотя проблема и была решена, но решена она была со стороны органа исполнительной власти. Что же касается Федерального законодательства, то проблемы существуют до сих пор.
Рассмотрев проблему при применении вспомогательных репродуктивных технологий, приходим к выводу, что регулирование в данной сфере достаточно хрупкое из-за отсутствия должного законодательного закрепления, что приводит к неоднозначному толкованию и прямому нарушению прав граждан. Законодательным органам следует серьезно доработать законы в области применения вспомогательных репродуктивных технологий.
Список литературы
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021).
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021).
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021).
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об актах гражданского состояния».
- Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2020 N 60457).
- Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н (ред. от 01.02.2018) «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 № 27010).