В современных условиях антикоррупционный комплаенс играет ключевую роль в формировании и поддержании этических норм на корпоративном уровне. Антикоррупционная политика становится обязательным элементом корпоративной стратегии. Изучение антикоррупционного комплаенса в современных правовых условиях является актуальным и значительным направлением, поскольку оно связано с поддержанием правовой защищенности организаций, предотвращением коррупционных рисков и построением солидной корпоративной этики. Исследование антикоррупционного комплаенса обретает особую значимость и требует внимательного анализа, а результаты таких исследований могут служить основой для разработки рекомендаций по улучшению систем комплаенса в российских компаниях, что, в свою очередь, может положительно сказаться на общем уровне правовой защищенности организаций. В сфере комплаенса выделяется несколько основных его видов – антимонопольный, налоговый, экологический, санкционный, антикоррупционный. Последний имеет особую практическую актуальность.
Относительно понимания антикоррупционного комплаенса высказываются различные позиции, аналогичные подходам к определению комплаенса в целом. Широкое распространение на практике получила модель антикоррупционного комплаенса, выходящего за пределы формального соблюдения требований законодательства. Комплаенс–процедуры направлены не только на контроль за соответствием деятельности организации закону, но и «как проявление риск–ориентированной модели поведения должны учитывать все факторы, влияющие на условия осуществления любых видов экономической деятельности» [1].
Антикоррупционный комплаенс представляет собой систему мер и процедур, направленных на предотвращение коррупционных действий в организациях и соблюдение законодательства в этой области. Его сущность заключается в создании культуры этичного поведения, повышении прозрачности бизнес-процессов и внедрении механизмов контроля за соблюдением норм. Отметим, что развитие институтов комплаенса, включая антикоррупционный комплаенс, находится на начальной стадии. Научному сообществу предстоит значительная работа по упорядочиванию терминологического и категориального инструментария данной области.
Основные принципы антикоррупционного комплаенса включают в себя прозрачность, ответственность, этичность и соблюдение законодательства. Прозрачность подразумевает открытость в бизнес-процессах и доступность информации для всех заинтересованных сторон, что способствует формированию доверия к организации [2]. Принцип ответственности предполагает наличие четкой структуры управления, где каждый сотрудник осознает свою роль в обеспечении соблюдения антикоррупционных норм. Этичность требует от организаций и ее сотрудников следования высоким моральным стандартам, что включает в себя отказ от любых форм коррупции и недобросовестной практики.
Антикоррупционное законодательство обязывает любые организации разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, то есть реализовывать антикоррупционный комплаенс, что отражено в позиции Конституционного суда РФ, согласно которой для организаций установлена прямая обязанность вне зависимости от организационно-правовой формы и форм собственности - принимать меры по предупреждению коррупции, в том числе меры по предупреждению и урегулированию конфликта интересов [3].
Практика свидетельствует о постоянном мониторинге антикоррупционных мер со стороны прокуратуры, при несоблюдении которых прокурором выносится предписание, своего рода предупреждение со сроком один месяц, для принятия мер по устранению нарушений законодательства. При игнорировании данного предписания, в отношении компании возбуждается административное судопроизводство с последующим привлечением к административной ответственности.
Корпоративная этика является важнейшим аспектом в формировании и функционировании компании, поскольку она определяет ценности и нормы поведения, которыми руководствуются сотрудники в повседневной работе. Внедрение антикоррупционных программ становится ключевым инструментом для изменения и укрепления корпоративной культуры, а также для создания среды, свободной от коррупционных практик.
Программы антикоррупционного комплаенса способствуют внедрению четких норм поведения и моральных стандартов, которые формируют основу корпоративной культуры. Когда организация принимает антикоррупционные меры, она демонстрирует свою приверженность этическому ведению бизнеса, что в свою очередь распределяет определенные ожидания среди сотрудников. Это более высокая степень прозрачности помогает снять напряженность в отношениях между руководством и работниками, а также улучшает моральный климат в коллективе. Внедрение антикоррупционных программ ведет к повышению уровня доверия среди сотрудников. Когда работники видят, что их организация принимает серьезные меры по предотвращению коррупции и работает для создания честной и прозрачной структуры, они становятся более преданными и мотивированными. Это может уменьшить текучесть кадров и повысить общую производительность, так как сотрудники понимают, что являются частью процесса, направленного на укрепление репутации и этических стандартов своей организации. Повышение корпоративной этики становится особенно актуальным в условиях жесткой конкуренции, где репутация компании может стать решающим фактором в привлечении клиентов и партнеров.
Важно отметить, что внедрение антикоррупционных программ не всегда приводит к ожидаемым результатам. Если эти программы воспринимаются как формальная мера или как требование для соблюдения законодательства, сотрудники могут быть настроены скептически. Это подчеркивает необходимость аккуратного и продуманного подхода к реализации антикоррупционных инициатив. Чтобы антикоррупционные меры действительно стали частью корпоративной культуры, нужно обеспечивать их интеграцию в повседневные процессы и процедуры. Регулярное обучение, обсуждение этических вопросов на собрании и вовлечение сотрудников в формирование антикоррупционных норм — все это способствует более осознанному подходу к корпоративной этике и в конечном итоге помогает изменить корпоративную культуру.
Таким образом, изучение роли антикоррупционных программ в формировании корпоративной культуры подтверждает, что их успешная реализация способствует созданию здоровой, этичной и устойчивой среды в организации.
Внедрение комплаенс-программ в организациях сталкивается с множеством препятствий, которые затрудняют их эффективную реализацию в России. Одним из самых значительных препятствий является отсутствие четкой и надёжной правовой основы. Несмотря на наличие многих антикоррупционных норм и законов, многие организации сталкиваются с трудностями в интерпретации и применении этих норм. Часто устанавливаемые требования касаются формальных аспектов, не затрагивая непосредственно сути антикоррупционной политики. В результате, компании могут затрудняться в разработке и внедрении действительно эффективных механизмов, которые бы соответствовали современным вызовам и корпоративной культуре. Недостаток квалифицированных кадров является серьезной проблемой в области комплаенс и антикоррупционной политики. Специалисты часто отсутствуют на рынке труда, из-за чего организациям сложно находить квалифицированных сотрудников, способных реализовать эффективные комплаенс-программы. Нехватка профессионального обучения и ресурсов для повышения осведомленности сотрудников о коррупционных рисках также ограничивает возможности организаций в борьбе с коррупцией. Другая проблема связана с отсутствием понимания в организации роли антикоррупционного комплаенса. Причем недопонимание возникает как со стороны обычных сотрудников, так и со стороны руководителей [4].
Не менее серьезной проблемой является недостаточный мониторинг и оценка эффективности существующих антикоррупционных стратегий. Многие организации не имеют четких механизмов для оценки своих комплаенс-программ, что приводит к тому, что неэффективные или неполноценные системы сохраняются на длительный срок.
Анализируя антикоррупционные комплаенс политики и программы компаний различных отраслей, было выявлено, что данные документы носят больше формальный характер. В локальных актах раскрываются общие моменты, носящие теоретический характер, нет детализации. Большинство антикоррупционных процедур представлено в общих словах. Многие организации в своих документах отражают антикоррупционные ограничения только для основных коррупционных операций, например, дарения подарков или представительских расходов. При этом не отражают в своих документах специфические и характерные именно для определенной отрасли коррупционные бизнес-процессы. Более того, когда в локальных нормативных документах все положения прописаны в общем виде, у сотрудников может возникнуть проблема соблюдения основных положений на практике в конкретной ситуации.
Наличие существующих проблем демонстрирует необходимость организациям преодоления ряда барьеров, включая недостаточную правовую ясность, нехватку ресурсов, отсутствие квалифицированного персонала и негативное восприятие антикоррупционных мер внутри организаций. Эти проблемы имеют глубокие корни и требуют комплексного подхода для их решения.
Важным выводом является необходимость совершенствования правовой базы и поддержки предприятий на государственном уровне. Одна из рекомендаций заключается в том, что государственные органы должны развивать диалог с организациями для разработки адекватных антикоррупционных законов и норм, что обеспечит более высокую степень их принятия и внедрения на практике. Кроме того, речь идет о необходимости повышения уровня образования и осведомленности среди всех сотрудников организаций, что улучшит не только восприятие антикоррупционных мер, но и эффективность их реализации. Программы повышения квалификации и обязательные тренинги должны стать частью корпоративной культуры. Они могут формировать не только технические навыки, но и этическое сознание, что является основой для устойчивой антикоррупционной среды.
Дальнейшие исследования должны сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях. Прежде всего, важно изучение практической реализации антикоррупционных мер в специфических отраслях, таких как строительство, энергетика и государственные закупки, где коррупционные риски значительно выше. Также следует исследовать эффект от внедрения комплаенс-программ на уровень доверия со стороны общества и инвесторов к компаниям, занимающимся антикоррупционной деятельностью. Проблема формирования культуры комплаенса в российских организациях требует отдельного внимания. Исследования в этой области могут выявить механизмы, способствующие более эффективному взаимодействию между программами внутреннего контроля и антикоррупционными стратегиями. Также актуальным будет анализ международного опыта в применении технологий и инноваций для борьбы с коррупцией, что поможет определить новые подходы и инструменты для внедрения эффективных комплаенс-программ.
Список литературы
- Лепсая В.В. Особенности развития системы антикоррупционного комплаенса в условиях трансформации Российской экономики // Вестник Евразийской науки. 2021. № 6. Том 13. С. 4
- Фильченко А.П. Принципы антикоррупционного комплаенса и проблемы их реализации. 2023. URL: https://cyberleNiNka.ru/article/N/priNtsipy-aNtikorruptsioNNogo-komplaeNsa-i-problemy-ih-realizatsii (дата обращения 13.03.2025)
- Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции [Текст]: утв. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.07.2024.URL:https://base.garant.ru/409275474/?ysclid=m87221q0e9851660834 (дата обращения: 15.02.2025)
- Крылова Д.В., Максименко А.А. Особенности принятия этических решений российскими государственными служащими // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. URL: https://www.moNitoriNgjourNal.ru/iNdex.php/moNitoriNg/article/view/2076 (дата обращения: 11.03.2025)