Современный мир невозможно представить без Интернета. Практически каждый человек ежедневно пользуется Интернетом в силу работы либо в личных нуждах. Молодые поколения многократно обращаются к Интернет-услугам, проводя в день по несколько часов в сети.
Однако, несмотря на то, что Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни, сфера применения которого стремительно увеличивается, с правовой точки зрения, возникающие интернет-отношения не в достаточной степени урегулированы. Общая тенденция – отставание правового регулирования от развивающейся сферы информационных ресурсов.
В отечественной правовой системе отсутствует единый законодательный акт, который бы системно регулировал общественные отношения, возникающие в связи с пользованием сетью Интернет. Соответственно отсутствует нормативно определенный круг общественных отношений, складывающихся в сети Интернет. Не сформирована и единая отрасль права.
Несмотря на отмеченные недостатки, нельзя говорить о полном правовом вакууме в данной области. Представляется интересным остановиться на современном уровне правового обеспечения интернет-отношений.
Действующее законодательство, в частности п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) определяет, что информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В Конституции РФ отсутствует упоминание об Интернете. Однако в п. «и» ст. 71 Конституции РФ содержится более общее упоминание, в частности, информация, информационные технологии и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Об информационных правах граждан говорится в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Иной детализации конституционного регулирования интернет-отношений не дается.
Особое значение в сфере регулирования информационных технологий имеет ранее названный Закон об информации, в том числе отношения по распространению информации в сети Интернет, ограничение доступа к информационному ресурсу и к сайтам, обязанности таких участников, как организатор распространения информации в сети Интернет, оператор поисковой системы, владелец аудиовизуального сервиса и иные.
Особенностью интернет-отношений, что вызывает и сложность их правового регулирования, является то, что они очень разнообразны, имеют разную отраслевую принадлежность, могут быть регулятивными или охранительными.
В юридической литературе справедливо отмечается, что «функционирование ряда отношений в сети Интернет, в том числе в сфере массовых коммуникаций, свидетельствует о необходимости включения данных отношений в предмет правового регулирования и увеличении ряда областей и сторон правового регулирования применительно к сети Интернет». Можно говорить о следующих факторах, которые влияют на многообразие интернет-отношений.
Во-первых, за годы расширения использования Интернета, российское общество столкнулось с негативным отношением к нему по причине того, что в сети содержится и распространяется много вредной информации, которая влияет на национальную безопасность и нравственность людей, особенно молодых поколений. Общедоступность Интернета, с одной стороны, является положительным моментом, с другой стороны – отрицательным в связи с возможностью влияния через него на детей, молодежь. Последнее создает угрозу информационной безопасности личности, общества и государства. Общеизвестно порой бесконтрольное распространение порнографической информации, в том числе с изображением несовершеннолетних, диффамация, унижения, призывы к самоубийству, распространение экстремистской информации, дезинформация и другой информации, негативно влияющей на общество.
В связи с распространением в Интернете отрицательной для общества информации происходит подмена ценностей, виртуальные формы общения приобретают приоритет над личными. Для молодых людей возникает угроза появления интернет-зависимости, сопровождающейся постоянным желанием подключиться к сети Интернет и неспособностью вовремя от нее отключиться.
Во-вторых, существует необходимость усиления организованности общественных отношений. Виртуальность сети Интернет, дезорганизованность ряда отношений в сети Интернет приводит к появлению угроз информационной безопасности, в том числе несанкционированного доступа к охраняемой законом информации.
В-третьих, требуется более детальное регулирование интернет-отношений в части вопросов ответственности. При функционировании сети Интернет решается целый ряд вопросов ответственности пользователей за распространение «вредной» информации; ответственности органов государственной власти за неоказание или ненадлежащее оказание государственных услуг через сеть Интернет, непредставление информации; ответственности операторов услуг сети Интернет за нарушение требований, устанавливаемых к ним государством. Существует целый ряд проблем, которые нуждаются в разрешении, в их числе: проблемы юрисдикции; проблема необходимости принятия государством политики по противодействию использованию сети Интернет в противоправных целях и регулирования вопросов ответственности за неправомерное использование сети Интернет, совершение правонарушений в сети и другие.
Как было отмечено, отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы регулировал интернет-отношения. Существует ряд нормативных правовых актов, затрагивающих отдельные отношения.
В случае, когда распространение информации в сети Интернет связано с деятельностью средств массовой информации или социальных медиа, применяется Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
При распространении отдельных категорий информации применяются специальные правила, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и другими нормативными правовыми актами.
К отношениям, которые связаны с размещением рекламы в сети Интернет, применяются Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подзаконные нормативные акты в этой сфере.
Особое значение имеют проблемы, связанные с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет. Эти отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 4).
Значительный массив отношений в сети Интернет формируется при осуществлении дистанционной торговли, которая подчиняется нормам ГК РФ об обязательственном праве, договорах, купле-продаже, Закону РФ от 07.02.1992
№ 2300-1 «О защите прав потребителей».
Среди новых отношений, которые получили регулирование в РФ, - отношения, связанные с цифровыми правами, смарт-контрактами, электронной формой сделок, цифровыми финансовыми активами, цифровой валютой и краудфандингом.
Стоит отметить, что интернет-отношения сопряжены с целым рядом проблем:
- распространение экстремистских материалов (сеть Интернет предоставляет членам экстремистских движений и групп возможность отстаивать и пропагандировать свою идеологию в информационных ресурсах Интернета, где сосредоточено огромное количество пользователей, в особенности легко воздействию данного типа подвергаются подростки;
- проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности в сети Интернет. Произведение, зафиксированное в цифровой форме, является объектом авторского права. Это означает, что порядок использования произведения в сети Интернет является аналогичным, как и в случае использования любого произведения в реальном мире. Интернет предоставляет достаточно возможностей для фактически бесконтрольного воспроизведения и распространения таких объектов;
- защита персональных данных. Недостаточное обеспечение защиты персональных данных субъектов РФ является одной из распространенных проблем в виртуальной среде российского сегмента сети Интернет. Несмотря на проработку данного вопроса с законодательной точки зрения, легальные пределы регулирования постоянно нарушаются: осуществляются незаконные способы завладения информацией личного характера, на основе которой создаются базы данных пользователей с адресами их проживания и другие, совершаются неправомерные покупки или обмены персональными данными пользователей;
- пропаганда, незаконная реклама наркотических средств и психотропных веществ; другие.
Таким образом, проведенный анализ подтверждает необходимость использования системного подхода при законодательном закреплении основ регулирования отношений в сети Интернет, а также ряда областей, сторон и видов отношений в сети Интернет.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
- Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 29.12.2022) «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. № 32.
- Минбалеев А.В. Основы правового регулирования сети Интернет // Право и кибербезопасность. 2014. № 1. С. 20 - 26.