В современных условиях развития экономики и информационных технологий, актуальным процессом становится цифровизация электронной торговли в контексте функционирования коммерческого права. Данное явление становится источником для возникновения широкого перечня вопросов и проблем, связанных с правовым регулированием электронной торговли, роли цифровых информационных технологий в коммерческом праве и ряда других вызовов, с чем и обосновывается актуальность данной статьи.
В рамках теоретического исследования была поставлена цель анализа влияния цифровизации экономики в сфере торговли на современное состояние коммерческого права. Для достижения поставленной цели будут использованы методы теоретического анализа научной литературы и правовых документов, анализ статистических данных.
Для понимания сущности влияния цифровизации как на торговлю, так и на функционирование коммерческого права в настоящее время, необходимо провести теоретический анализ представленных дефиниций. Для начала обратимся к определению электронной торговли. В целом, термин «электронная коммерция» зародился в зарубежной экономической науке – так, предпосылкой становления данного понятия стало распространение Интернета в США для использования юридическими лицами [6, c. 145]. Под электронной торговлей, по мнению Е.П. Шлычковой, понимается два смысла сущности данного понятия: в широком значении подразумевается экономическая деятельность, реализующаяся посредством электронных информационных технологий; в узком значении – коммерческая деятельность предприятия по купле и продаже товаров или услуг в сети Интернет в целях получения прибыли [7, c. 164].
На Рисунке 1 отразим классификацию моделей электронной торговли. Исходя из представленной схемы, выявляется основная специфика рынка электронной торговли и его участников, которая разграничивает функции каждого вида предприятий, относящихся к электронной торговле.
Рисунок 1. Классификация моделей электронной торговли [5]
Для анализа современного состояния электронной торговли в национальной экономике рассмотрим основные тенденции и статистику роста. На Рисунке 2 отразим статистические данные о росте рынков электронной торговли на международном уровне. Исходя из представленных на графике данных, можно предположить в контексте исследования, что основными причинами роста электронной коммерции является увеличение числа интернет-пользователей и распространение цифровизации в экономике, а также законодательные изменения в коммерческом праве как регулятора торговых отношений.
Рисунок 2. Рейтинг самых быстрорастущих рынков электронной торговли в мире за 2023 год [8]
Регулирование электронной торговли на уровне национальной экономики реализуется с помощью различных правовых норм российского законодательства, в том числе отрасли коммерческого права, что позволяет обеспечить защиту участников гражданских правоотношений. Законодательство адаптируется под современные требования и тенденции развития экономики, что позволяет принимать новые законы относительно правил ведения электронной торговли, регистрации интернет-магазинов, лицензирования бизнеса.
Основным направлением регулирования коммерческого права в условиях цифровизации торговли является защита прав потребителей – ряд законов контролируют процессы возврата товара или денежных средств за услугу, предоставление предприятиями достоверной информации о продаваемом продукте, защиту потребителей от мошеннических схем, о чем говорится в Законе «О защите прав потребителей» [3]. Важно отметить и правовое регулирование проведения безопасных платежей (онлайн-транзакций денежных средств), защиту платежных систем от мошенничества.
Усиливается правовое регулирование коммерческим правом конфиденциальности данных в условиях развития цифровой экономики – устанавливаются правила по защите персональных данных потребителей, их сбору и обработке предприятиями [2]. Эффективное правовое регулирование электронной торговли в контексте действия коммерческого права способствует развитию безопасной и прозрачной интернет-среды, что важно, как для бизнеса, так и для потребителей.
Так как коммерческое право является подотраслью гражданского права, важно рассмотреть правовое регулирование гражданским законодательством, направленное на контроль деятельности электронной торговли. В целом, Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует общие положения о договорных отношениях, включая договора купли-продажи, которые заключаются в электронной форме (ГК РФ Статья 454 «Договор купли-продажи», Статья 497 «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара») [4].
Правовые нормы гражданского законодательства действуют и регулируют электронную торговлю в совокупности с рядом федеральных нормативно-правовых актов. Так, стоит отметить Федеральный закон «Об электронной подписи», определяющий правовые основы и порядок использования электронной подписи, что важно для подтверждения сделок в интернете [1].
Коммерческое право в структуре гражданского законодательство предусматривает меры ответственности за недобросовестное введение электронной торговли и действия потребителей. В основном, участники гражданских правоотношений в сфере регулирования электронной торговли несут ответственность потребители и коммерческие предприятия за несоблюдение правил интернет-магазинов – например, нарушение авторских прав, утеря и повреждение товара, несоблюдение качества и безопасности товаров, отсутствие полной информации о продукте, нарушения правил оформления заказов и доставки товаров потребителям, сохранность персональных данных потребителей, использующих платежные банковские системы, ответственность поставщиков информационных услуг за технические сбои в работе интернет-площадок. Государственные органы несут ответственность за контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и других правил, которые регулируют деятельность участников электронной торговли.
Исходя из перечисленных вариантов несения ответственности участниками гражданских правоотношений, отмечается ограниченность мер пресечения правонарушений в области коммерческого права. Это связано с тем, что коммерческие правоотношения, как правило, основываются на заключении договоров между сторонами. При этом, в случае нарушения договорных обязательств одной из сторон, другая сторона может претендовать на компенсацию убытков, возмещение морального вреда и т.д. Однако, в большинстве случаев, это не является достаточным сдерживающим фактором для тех, кто стремится нарушить свои обязательства.
Также имеется недостаточное количество правовых норм и специальных санкций, регулирующих коммерческие правоотношения и их субъектов. В результате, участники таких отношений часто идут на риск и нарушают закон в своих интересах. В связи с этим, необходимо проведение мероприятий по совершенствованию системы ответственности в области коммерческого права, в том числе и введение дополнительных мер пресечения правонарушений, например, административных штрафов или уголовной ответственности за некоторые виды нарушений.
В заключение, хотелось бы отметить ряд проблем, необходимых для совершенствования системы коммерческого права в сфере электронной торговли, что помогло бы улучшить механизм регулирования. Прежде всего, необходимо обновление гражданского законодательства в области электронной коммерции, направленного на совершенствование правовых пробелов в контексте меры пресечения и видов ответственности участников правоотношений. Необходима разработка государственных стандартов для повышения уровня защиты интересов потребителей в электронной коммерции и усиления ответственности продавцов и иных участников электронных торгов.
Список литературы
- Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 №63-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/ (дата обращения: 30.11.2024)
- Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 №63-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/ (дата обращения: 30.11.2024)
- Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 30.11.2024)
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 30.11.2024)
- Панкина, Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации / Т.В. Панкина // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. – 2019. – №5 (23). – С. 80-84
- Попенкова, Д.К. Сущность и понятие электронной торговли / Д.К. Попенкова // Современные тренды управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 10 августа 2023 года / Институт цифровой экономики и права. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью "Институт Цифровой Экономики и Права", 2023. – С. 145-147
- Шлычкова, Е.П. Проблема правового регулирования электронной торговли: определение понятия / Е.П. Шлычкова // Актуальные проблемы права : Сборник докладов XIX научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых, Таганрог, 13-14 апреля 2019 года. – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2019. – С. 161-164
- Маркетинговое исследование «Интернет-торговля в России 2024» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://datainsight.ru/eCommerce_2023 (дата обращения: 30.11.2024)