Социальные сети прочно вошли в повседневную жизнь современного общества, став важным инструментом коммуникации, обмена информацией и формирования культурных тенденций. Сегодня они позволяют мгновенно делиться новостями, фотографиями и видео с близкими, а также публиковать свои идеи и творческие работы, охватывая огромную аудиторию. Их доступность и масштаб делают социальные платформы незаменимым источником оперативной информации.
Статистика подтверждает значимость социальных медиа. В октябре 2024 года, по данным Brand Analytics, в России насчитывалось 74,9 млн активных авторов контента. Они создали 1,815 млрд сообщений, включая посты, репосты и комментарии. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года, число активных пользователей выросло на 16%, а объем контента увеличился на 16,8%. При этом средний россиянин ежедневно проводит в социальных сетях более двух часов.
Однако с увеличением влияния социальных платформ растут и риски их использования. Возникают угрозы, такие как буллинг, троллинг и кибермобинг, что создает психологическое давление на пользователей. Нарушение информационной и кибербезопасности, а также проблемы с утечкой персональных данных и защитой интеллектуальной собственности стали значимыми вызовами цифровой эпохи.
В России правовое регулирование в сфере социальных сетей направлено на решение двух ключевых задач:
1. Противодействие терроризму, экстремизму и другим угрозам общественной и государственной безопасности.
2. Защита личных прав граждан, включая борьбу с пиратством, защиту конфиденциальной информации и предотвращение распространения сведений, порочащих честь и достоинство.
На уровне государства внедряются законы и постановления, регулирующие работу социальных сетей и мессенджеров. Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 2014 году так называемого «Закона о блогерах». Его положения приравнивали пользователей с аудиторией более трёх тысяч человек в сутки к средствам массовой информации. Такой подход возлагал на авторов полную ответственность за комментарии к их публикациям, даже если они были удалены. Однако закон оказался малоэффективным — случаев блокировок или штрафов, применённых на его основании, зафиксировано не было.
Позже его сменил «Закон о фейковых новостях», который охватывает всех пользователей интернета. Контроль над распространением информации осуществляется через реестр организаторов распространения информации, составленный Роскомнадзором. В этот реестр включены, например, такие компании, как Сбер, чей сервис может использоваться в качестве социальной сети. Однако крупнейшие международные платформы, такие как Google, Facebook (признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ) и Twitter, в реестр не попали. Это указывает на недостаточную эффективность системы регулирования деятельности социальных сетей и мессенджеров.
5 мая 2019 года в России начал действовать так называемый «Закон о мессенджерах». Этот нормативный акт обязывает владельцев мессенджеров идентифицировать своих пользователей через мобильные номера. Для этого при регистрации мессенджер запрашивает сведения у оператора связи, который, в свою очередь, обязан собирать информацию о том, какими мессенджерами пользуется абонент. Однако закон сталкивается с рядом проблем. В частности, сложно идентифицировать пользователей, если их номер принадлежит иностранному оператору. Аналогичные трудности возникают с мессенджерами, которые работают за пределами российского законодательства.
30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон № 530, который внёс изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В этом законе появилось определение термина «владелец социальной сети», а также были установлены критерии для определения социальных сетей.
Под социальной сетью подразумеваются сайты, страницы сайтов, информационные системы или программы для ЭВМ, которые пользователи используют для размещения и распространения контента через свои персональные страницы.
Наиболее важными признаками социальных сетей являются:
- ежедневная аудитория из более чем 500 тысяч пользователей на территории России;
- использование русского языка, государственных языков республик в составе России или других языков народов РФ, на которых размещается реклама, ориентированная на российских потребителей.
Обязанности владельцев социальных сетей регулируются ст. 10.6 Закона № 149-ФЗ, которая предписывает соблюдение требований законодательства Российской Федерации. В этой статье перечислено 11 конкретных обязательств.
Владельцы социальных сетей должны предотвращать использование своих платформ для совершения уголовных преступлений, разглашения информации, являющейся государственной тайной, а также распространения материалов, которые:
- содержат призывы к терроризму или оправдывают его,
- носят экстремистский характер,
- пропагандируют порнографию, насилие или жестокость,
- содержат нецензурные выражения.
Кроме того, на них возложена обязанность предотвращать распространение информации, направленной на дискредитацию граждан или групп по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, религии, профессии, места жительства или работы, а также политических убеждений.
Эти требования соответствуют принципу равенства прав и свобод, закрепленному в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации
8 августа 2024 года Президент Российской Федерации подписал новую редакцию Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Изменения, утверждённые этим законом, вступают в силу с 1 ноября 2024 года и вводят дополнительные обязанности для пользователей и владельцев мессенджеров и социальных сетей.
Согласно новым требованиям:
1. Социальные сети должны информировать блогеров о включении их в специальный Реестр, начиная с 1 января 2025 года.
2. В случае получения запроса от Роскомнадзора, платформы обязаны заблокировать блогера до выполнения требования о регистрации в Реестре.
Эти меры направлены на усиление контроля за информационной безопасностью и упрощение взаимодействия с надзорными органами, такими как Роскомнадзор и ФСБ России.
Новый закон вводит дополнительные обязанности для сервисов мгновенного обмена сообщениями (мессенджеров). Теперь такие платформы должны:
1. Ограничивать отправку сообщений, являющихся спам-рассылками, пользователям без их согласия, если отправитель не может быть идентифицирован.
2. По запросу уполномоченных органов предоставлять информацию о пользователях. Перечень необходимых данных и порядок их передачи определит Правительство РФ.
С 1 ноября 2024 года Роскомнадзор начнет формировать и поддерживать Реестр блогеров, чья аудитория превышает 10 тысяч человек. Органу предоставляются следующие полномочия:
1. Запрашивать информацию о пользователях мессенджеров и социальных сетей, а также выдвигать требования о блокировке определенных аккаунтов.
2. Направлять социальным сетям предписания заблокировать блогеров, которые нарушают законодательство и не зарегистрированы в Реестре.
Закон не предусматривает введения новых форм ответственности, но расширяет область применения существующих мер административного характера.
Эти изменения направлены на формирование более безопасной и правовой среды для работы социальных сетей. При этом сохраняется их значимость как инновационных площадок для коммуникации и обмена информацией в условиях современной реальности.
Список литературы
- Федеральный закон от 08.08.2024 №303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080127 (дата обращения: 10.11.2024)
- Куликова С.А., Чулисова Ю.А. Правовое регулирование распространения информации в социальных сетях: законодательные новеллы и перспективы правоприменения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 178-187
- Федоров, М.Н. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины / М.Н. Федоров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — №7 (307). — С. 242-243. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69294/ (дата обращения: 21.11.2024)