В судебную систему Российской Федерации институт мировых судей введен более 20 лет назад и на сегодняшний момент, является ее неотделимой частью. Под мировым судом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря
Специфичность института мировых судей состоит в том, что, с одной стороны, представленные суды образуют одно из звеньев судебной системы государства, как суды общей юрисдикции, а с другой стороны, институт мировых судей выступает в качестве суда субъектов страны, что получило закрепление в ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря
Мировая юстиция представляет суд первой инстанции. Их деятельность очерчена пределами судебных участков. Судебные участки образуются субъектами Федерации исходя из установленных территориальных и демографических признаков [5, с.470].
На основании правовых норм и мнений ученых можно отметить такие особенности, как:
- первый срок назначения мирового судьи составляет три года, при повторном назначении – бессрочно до достижения предельного возраста;
- односоставный суд, поскольку мировой судья единолично рассматривает дела;
- отсутствует специализация, поскольку мировые судьи могут заниматься рассмотрением уголовных, гражданских, административных и иных дел [8, с.31].
Для становления института мировой юстиции в России была проделана огромная работа, в которой участвовали ответственные ведомства, как регионального, так и федерального уровня. За достаточно небольшой период удалось достичь того, что институт мировой юстиции функционирует четко и согласованно.
На мировую юстицию падает огромная нагрузка по разрешению споров во всех отраслях права, будь то гражданский спор или уголовное разбирательство.
Заслуживает внимания и опыт работы мировых судей Республики Крым. В последние годы в Республике осуществляется процессуальная деятельность мировых судей на ста судебных участках. Судьями в короткие сроки изучается большое количество информации для обеспечения осуществления правосудия на достойном уровне. Есть определенные участки мировых судей с очень большой нагрузкой, как правило, они расположены Симферополя. Однако на качество рассмотрения дел это не влияет. В случае обнаружения большой загруженности одного мирового судьи, председатель районного суда своим распоряжением может передать дело для рассмотрения другому мировому судье [7].
Можно отметить, что функционирование мировых судей в Республике Крым сегодня можно назвать результативным и эффективным. Например, за 1-е полугодие 2021 года на судебные участки мировых судей Республики Крым поступило 1210 уголовных дел в отношении 1223 лиц, 49732 гражданских дела, поступило и было принято к производству по искам (заявлениям) юридических лиц, в т.ч. госорганов – 6668 административных дела, поступило 25750 дел об административных правонарушениях. Окончено производство по 1126 уголовным делам (76,9 % от общего числа дел, находившихся в производстве), окончено производство по 46421 гражданскому делу (96,9% от общего числа дел, находившихся в производстве), окончено с вынесением судебного приказа 6644 административных дела (99,6% от общего числа дел, находившихся в производстве), окончено 25196 дел об административных правонарушениях (92,3% от общего числа дел, находившихся в производстве) [3].
На основании вышесказанного можно определить значение института мировых судей, как то, что мировая юстиция доказала свою значимость при соблюдении принципов законности и справедливости. Функционирование мировых судей в России сегодня можно назвать результативным и эффективным.
Социальная обусловленность деятельности мировых судей в России связана с тем, что функционирование данного института снимает большую нагрузку с районных и городских судей, позволяет обеспечить доступность правосудия. В целом, можно отметить, что представители судебной системы в сотрудничестве с органами юстиции занимаются последовательным выполнением задач, направленных на организацию и обеспечение деятельности мировых судей на территории субъектов РФ.
При рассмотрении института мировых судей представляет интерес история его становления и развития.
В развитие мировой юстиции дореволюционной России можно включить несколько этапов:
- создание и деятельность классической модели мировой юстиции (XII в. – начало 1860-х гг.);
- создание и деятельность института мировых посредников, включающего в себя специальные функции, которые связанны с освобождением крестьянства (1861-1874 гг.);
- учреждение и деятельность института мировых судей (1864-1917 гг.), в развитии которых выделяют два периода: становление (1864-1881 гг.) и возрождение Судебных уставов (1881-1917 гг.) [4, с.107].
В 1864 году была проведена комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, на основании которой впервые был учрежден институт мировых судей. В старой судебной системе главными недостатками, было то, что суды прямо или косвенно зависели от императора и исполнительных органов, а также длительность проведения судебного разбирательства. В большинстве случаев из-за неслаженности в системе, судебный процесс мог затянуться не только на месяцы, но и на годы.
Также предвестником судебной реформы
Фактически мировые посредники стали основными проводниками государственной воли в освобождении крепостных, они сразу преступили к возлагаемым на них обязанностям и играли важную роль в местном самоуправлении. Нужно сказать, что принятие Судебных уставов
В истории российских мировых судей выделяют два периода становления мирового суда с
Со временем возникает необходимость изменять Судебные уставы. Многие положения из них начинают подвергаться пересмотру с конца 1870-х г. Ревизия Судебных уставов – рамки второго периода – происходила в 1881 - 1917 гг. Начальный момент периода условен, так как решительная смена политического курса пришлась на 1881 г., именно с этого времени подвергаются целенаправленной переработке Судебные уставы.
Над мировыми судьями начинает усиливаться административный контроль, а после введения Положения о земских участковых начальниках 12 июля 1889 г. они вовсе прекращают существование как единая система. Параллельно создаются аналоги мировых судов, которые действуют вместе с оставшимися учреждениями мировой юстиции.
Политические мотивы вызвали существенные дополнения и изменения в судоустройстве, что привело судебную систему к очередному кризису. В 1894 г. была создана Комиссия для пересмотра положений закона по судебной части. В подготовленном ею проекте Учреждения судебных установлений не нашлось места для мировых судей. Данный проект так и не стал законом, как и многие проекты работ кодификационных комиссий того времени.
Мировые суды после своего более чем двадцатилетнего функционирования были в большинстве своем упразднены в 1889 году, сохранившись лишь некоторых крупных городах. В 1912 г. произошло возрождение мировой юстиции в связи принятием закона о преобразовании местного суда. Однако это длилось ненадолго, поскольку в 1918 году они были окончательно упразднены вместе со всей царской судебной системой [6, с.773].
Классификация этапов развития института мировых судей в России можно дополнить современным периодом, начало которого было положено в 1991 году, когда обсуждалась и принималась Концепция судебной реформы, и логическое продолжение которого произошло принятием Федерального закона, регулирующего деятельность мировых судей. Данный этап развития института мировых судей не закончился и продолжается в настоящее время.
Обоснованным является выбор профессиональной модели мировой юстиции, поскольку с каждым годом можно наблюдать все возрастающее усложнение юридической деятельности, что требует от мировых судей достаточно серьезной подготовки.
В заключение следует отметить, что введение института мировых судей в XIX веке и в XX веке было вызвано потребностями реформируемого общества и государства. Благодаря введению института мировых судей другие звенья судебной системы были освобождены от рассмотрения незначительных правонарушений; мировые судьи стали активно использовать примирительные процедуры, что ускоряло судопроизводство; они стали наиболее приближенным к гражданам частью судебной системы.
Список литературы
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. ст. 6270.
- Аналитическая информация о рассмотрении дел мировыми судьями Республики Крым за 1-е полугодие 2021 года. URL http://vs.krm.sudrf.ru›modules.php?name=docum_sud&id=184 (дата обращения: 22.03.2022).
- Майорова Е.Н., Пустаханова Ю.Д. История становления института мировых судей // Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей III международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 107-110.
- Манюкова И.А. Об организации деятельности мировых судей на современном этапе развития мировой юстиции в России // Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства: материалы межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Потапенко. Краснодар, 2019. С. 466-470.
- Михайлова Н.С. Институт мировых судей в дореволюционной России // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 773-775.
- Скляров В. Мировая юстиция доказала свою значимость в деле утверждения принципов законности и справедливости. URL http:// c-inform.info›interviews/id/369 (дата обращения: 19.06.2022).
- Файзуллин Р.Р. Понятие и правовой статус мировых судей // Перо науки. 2019. № 6 (6). С. 27-31.