Разделение власти в Российской Федерации на три ветви и выделение в одну из них судебной обуславливает величину влияния судебной системы на жизнь общества и государства в целом. Правильное функционирование судебной системы обеспечивает безопасность общества, поддерживает порядок, способствует экономическому развитию. Без ее прямого и непосредственного участия невозможно представить жизнь общества и государства.
Осознавая значимость, законодателем было уделено значительное внимание организации судебной системы. Так судебная система в Российской Федерации включает в себя созданные на основе Конституции РФ[1] и Федерального Конституционного Закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе»[2] Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные и специализированные суды.
Однако имея настолько разветвленную систему судов нельзя сказать, что она избыточна. Количество судов и их судейских составов в состоянии обеспечить непрерывное осуществление судебной власти, а значительное процессуальное регламентирование сделать данный процесс упорядоченным и разумным в части сроков. Так, к примеру, за 2021 год в суды Российской Федерации поступило следующее количество дел[5]:
График 1. Количество дел, поступивших на рассмотрение в суды РФ
Приведенные выше данные свидетельствуют о значительной нагрузке на судебную систему в целом и на отдельных судей в частности. В определенной степени именно нагрузка, возлагаемая на отдельных судей судов первой инстанции, является наиболее частой проблемой судебной системы в целом. На качественное и всестороннее исследование дела необходимо выделение времени, которого ввиду количества дел, находящихся в производстве судьи, оказывается недостаточно. В данных обстоятельствах происходит либо уменьшение фокуса внимания судьи к отдельным фактам по делу, либо ввиду личного эмоционального состояния снижение нравственной оценки ситуации.
Дальнейшее апелляционное и кассационное рассмотрение дела, в случае если оно инициировано сторонами по делу, сталкивается со следующей проблемой судебной системы. Поддерживая статус судов и следуя убежденности в соблюдении судьями принципов профессионализма, суды апелляционных и кассационных инстанций редко пересматривают поступающие дела[3, c.19]. В особенности, если оспариваемые обстоятельства достаточно незначительны.
Признавая проблему объемов рассматриваемых дел и нагрузки на судебные органы, Верховный Суд РФ как высший судебный орган прилагает усилия по усовершенствованию судебной системы Российской Федерации. В рамках рабочего совещания Х Всероссийского съезда судей, прошедшего 29 сентября 2022 года, проводилось обсуждение способов оптимизации судебной нагрузки среди которых было, например, предложение о расширении сферы применения упрощенного производства и увеличение сумм для дел по приказному производству[4].
Также значительное внимание судебной системы сконцентрировано на цифровизации судебных процедур. Ни для кого уже не является новостью использование систем видео-конференц-связи при проведении судебных заседаний. Например, только арбитражными судами за 2021 год было рассмотрено 44 664 дел с использованием видео-конференц-связи[5]. Активно развиваются системы подачи документов в суды в электронным виде: МойАрбитр, ГАС Правосудие. А также реализованы возможности ознакомления с материалами дел через системы онлайн-сервисы.
Верховным Судом РФ также подготовлен проект федерального закона о рассмотрении административных дел и экономических споров в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях по электронным материалам, сформированным и заверенным тем судом, в котором находятся материалы дела на бумажном носителе[4]. Подготовлены предложения о возможности использования фотографирования, аудио- и видеозаписи при осмотре и исследовании судом доказательств по месту их нахождения.
Таким образом, несмотря на имеющиеся проблемы и высокие показательные требования судебная система в настоящее время функционирует более устойчиво и надёжно, нежели другие ветви власти. Она стремится к совершенствованию процессов и активно использует для этого инструменты современного общества. Развитие судебной системы следует развитию общества, способствуя его дальнейшим изменениям, а не становясь неподъемными оковами бюрократического аппарата.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. – Ст. 445.
- О судебной системе: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1. – Ст. 1.
- Болгова, О. И. Основные аспекты модернизации судебной системы / О. И. Болгова, В. Ю. Титова // Юридические клиники: актуальные вопросы клинического образования и оказания бесплатной юридической помощи: Материалы VII межрегиональной научно-практической конференции, Хабаровск, 18 марта 2022 года. — Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2022. — С. 16-22.
- Очередное рабочее совещание с делегатами Х Всероссийского съезда судей[Электронный ресурс]: официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. — URL: https://www.vsrf.ru/press_center/news/31581/ (дата обращения: 30.09.2022).
- Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации[Электронный ресурс]: официальный сайт. Москва. — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 30.09.2022).