В условиях современной экономики усложнение субъектного состава гражданских правоотношений в процессе реализации различных проектов становится тенденцией. Если ранее субподряд, то есть возможность привлечения третьих лиц к исполнению основного обязательства на основе производных договоров, связывали преимущественно со строительной сферой, то сейчас многие компании (рекламные, IT-компании) используют данную модель правоотношений. Договор субподряда – это элемент повсеместной практики во взаимодействии между заказчиком и соисполнителем при реализации государственных контрактов. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций допускает привлечение субподрядных организаций для исполнения контракта [1, с.3].
Содержание и характер правоотношений между субподрядчиком и подрядчиком устанавливаются на основании договора субподряда. Одной из главных особенностей подобного договора является его производность и зависимость от условий основного договора. Однако в действующем законодательстве нет четкого ответа на вопрос, применяется ли к договору субподряда общие положения о соответствующем поименованном договоре [2, с.111].
Анализ судебной практики показывает, что многие вопросы, связанные, с заключением договора субподряда до конца не урегулированы.
Проблемы правового регулирования возникают из-за отсутствия однозначного определения взаимоотношений заказчика, подрядчика, субподрядчика. Разработка научных положений о договоре субподряда необходима для повышения эффективности его применения.
Также нужен всесторонний анализ правового регулирования отношений в рамках договора субподряда, выявление проблем, связанных с его заключением и исполнением, а также противоречий в действующем законодательстве, в целях его дальнейшего совершенствования.
Отдельные вопросы субподрядных отношений как возможности привлечения третьих лиц к участию в обязательстве, встречаются в диссертациях, научных публикациях, учебной литературе (М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Н.Н. Ковров, А.И. Муртазин, И.И. Панченко). Однако исследований, которые бы комплексно рассматривали правоотношения, возникающие при заключении договора субподряда в отечественном гражданском праве недостаточно.
Использование понятия «договор» происходит в трех значениях – как юридический факт, как правоотношение и документ. Соответственно, содержание договора составляют условия, права и обязанности сторон.
В пункте 3 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено правилами главы 27 ГК РФ и положениями об отдельных видах договоров. В литературе встречается мнение, что каждый поименованный субдоговор, по сути, является соответствующим поименованным договором с тем же предметом. Таким образом, по общему правилу к договору субподряда должны применяться правила соответствующего поименованного договора. То есть, в случае законодательного закрепления в статье 706 Гражданского кодекса РФ указанного правила применительно к договору субподряда, то условия договора субподряда необходимо рассматривать через условия основного договора подряда.
Предмет договора субподряда и основного договора подряда совпадают полностью или частично. В связи с этим при определении предмета договора субподряда необходимо четко определить объем и содержание работ. Предмет договора субподряда никак не может быть шире предмета основного договора, соответственно объем и содержание работ, передаваемых по субподряду, также не могут превышать те, которые предусмотрены основным договором [3, с.33-35].
Второе существенное условие для договора подряда – это сроки выполнения работ. Считается, что отсутствие в договоре указаний о сроках влечет недействительность такого договора. Существенное значение имеют сроки и для договора субподряда. Однако законодательство не ставит сроки договора субподряда в зависимость от сроков основного договора подряда. Тем не менее, в некоторых иных субподрядных отношениях законодатель прямо устанавливает, что срок соответствующего субдоговора не должен превышать срок основного договора. Данные положения являются абсолютно верными, так как ставят в определенную зависимость субдоговор от основного [4, с.95]. Целесообразно внести изменения и в нормы, регулирующие субподряд, согласно которым договор субподряда не может быть заключен на срок, превышающий срок основного.
По мнению ряда исследователей, условие о размере цены в договоре субподряда не должно считаться существенным. При ее отсутствии в договоре цена определяется на основе цены, взимаемой за аналогичные работы при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Цена в договоре подряда состоит из суммы, компенсирующей издержки подрядчика (стоимость материалов, амортизация оборудования и т.п.), и вознаграждения за работу подрядчика [3, с.41].
Если цена работы определяется путем составления сметы, последняя должна быть подтверждена заказчиком. Лишь после этого условие о цене считается согласованным, и цена в виде сметы становится частью договора.
Однако единого подхода по вопросу относительно существенности условия о цене выполняемых работ в договоре подряда нет и в судебной практике. Формулировка п. 1 ст. 709 ГК РФ позволяет судам в отдельных случаях сделать вывод, что цена работ является существенным условием договора подряда. Однако в этом же пункте указывается, что, при отсутствии в договоре согласованной цены работ, она может определяться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ [5].
Таким образом, законодатель предусматривает возможность заключения договора подряда, в котором цена выполняемых работ или порядок ее определения не согласованы.
Применительно к договору субподряда условие о цене будет аналогичным, что и для основного договора подряда. При этом сторонам договора субподряда необходимо учитывать, что они не вправе ставить оплату выполненных субподрядчиком работ в зависимость от получения генеральным подрядчиком оплаты от заказчика, а также факта принятия заказчиком работ от генерального подрядчика. Это обусловлено сложной структурой договорных связей при субподряде: отношения между заказчиком и подрядчиком опосредуются договором подряда, а отношения генерального подрядчика и субподрядчика – договором субподряда. Указанное положение подтверждается выводами из судебной практики, согласно которым сам факт исполнения заказчиком своего обязательства по оплате работы перед генеральным подрядчиком не влияет на обязанность генерального подрядчика расплатиться с субподрядчиком.
В договор субподряда и подряда допускается введение условия о прямых расчетах между заказчиком и субподрядчиком, с учетом интересов конкретной стороны.
Таким образом, в договоре субподряда целесообразно раскрывать лишь те условия, положения, а также обязанности субподрядчика и генерального подрядчика, которые характерны только для субподрядных обязательств. Остальные же права и обязанности будут аналогичными правам и обязанностям сторон основного договора подряда.
Список литературы
- Кошелюк Б.Е. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ/ под ред. Б.Е. Кошелюка. М., 2019.
- Муртазин А.И. Субдоговор как форма участия третьего лица в обязательстве. Дис. … канд. юрид. наук.- М., 2010.- 22 с.
- Абрамцова Е. Л. Договор подряда в гражданском праве России. Дис. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2005.- 160с.
- Зайцева Е.Ю., Сидайло В.В. Вопрос-ответ// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 20.02.2023).
- Эрделевский А.М. Общие положения о подряде. Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2001// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 20.02.2023).