Для успешной работы каждый педагог должен обладать педагогическими навыками, так как только мастерство может обеспечить эффективные результаты работы педагога.
Педагогическое мастерство-это высокий уровень профессиональной деятельности педагога. Внешне она проявляется в успешном творческом решении широкого круга педагогических задач, в эффективной реализации методов и целей воспитательной работы.
Внутри педагогическое мастерство-это функциональная система знаний, умений, умений, психических процессов, личностных качеств, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом смысле педагогическое мастерство является выражением личности педагога, его способности самостоятельно, творчески и профессионально заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическая область включает в себя следующие компоненты:
I-профессионально-педагогическая направленность личности педагога.
II-соответствующие профессиональные знания.
III-профессионально необходимые навыки, способности и способности.
IV-профессиональное творчество.
По своей сути деятельность учителя является творческой, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, такие ситуации нестандартны, поэтому учитель должен находить различные решения проблем - а это, как вы знаете, требует творческого подхода к своей работе.
Своеобразие педагогического творчества определяется особенностями работы учителя: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, морали, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, приемов (методик), средств решения этих задач, в технологии их применения проявляется творческий потенциал учителя.
Только учитель, работающий творчески, может успешно учить и воспитывать детей, подростков, молодежь, изучать и использовать лучшие педагогические практики.
Вопросы педагогического мастерства на всех этапах развития педагогического мышления были предметом большого внимания и изучения. Это связано с тем, что педагогический процесс является наиболее сложной сферой человеческой деятельности. Педагог имеет дело с развивающейся личностью, самой сложной системой, известной на сегодняшний день. Для того чтобы вмешиваться в процесс развития личности, регулировать его, учителю недостаточно быть хорошим человеком. Ему все еще нужны специальные знания и навыки, которые сделают его компетентным, формируя его педагогическое мастерство.
Мастерство-это не образование. Образование является лишь необходимым условием формирования педагогических компетенций. Будущие учителя, изучающие различные науки-математику, физику, историю, литературу и другие - осваивают систему научных знаний, которую необходимо представить и объяснить своим ученикам. Они изучают психологию, физиологию, педагогику, чтобы руководствоваться в своей человеческой деятельности научными знаниями о человеке.
Учитель должен уметь управлять процессом образования и воспитания, что требует от него высокой квалификации.
Постоянно обновляемый педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своих способностей.
С учетом сложности, универсальности и длительности процесса формирования и развития педомастера условно можно выделить следующие этапы:
Этап I: профессиональный. образование;
Этап II-отбор и профессиональная подготовка;
Фаза III: - профадация;
Этап IV-профессиональный рост.
Этап I связан с обучением в средней школе, гимназии, лицее или колледже. На этом этапе формируется позитивное отношение девочек и мальчиков к определенной профессии. Они получают информацию от учителей, родителей, знакомых и средств массовой информации о профессиях, которые им интересны, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.
II этап связан с обучением в специализированных средних и высших учебных заведениях, где учащиеся приобретают профессионально необходимые знания, умения и умения.
III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора.
IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство.
Третий этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, навыки и умения, то есть происходит своеобразная "корректировка" выбранной для себя студентами профессии, в результате которой они делают вывод о верность или неверность по их выбору.
Четвертый этап предполагает самостоятельную деятельность молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной деятельности они применяют ранее приобретенные знания, навыки и умения, постепенно развивая свои педагогические способности.
Список литературы
- Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
- Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с.