СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

673

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (157), Февраль ‘24

Поделиться

Особенности обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении. Статус и место предмета «Иностранный (английский) язык» в общеобразовательном процессе. Цели и задачи преподавателя английского языка. Планируемые результаты по завершению изучения учебного предмета «Английский язык».

В данной статье рассматриваются особенности обучения иностранному(английскому) языку в старшей школе общеобразовательных учреждений. Соответственно, одним из важных нормативных документов является федеральный государственный образовательный стандарт. Согласно приказу «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» одно из требований к педагогам – «это воспитать в учениках «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности» [1].

Стоит учитывать, что предмет «Иностранный язык» принадлежит к деятельностным предметам, то есть целью становится выработка умений и навыков. В данном случае перед учителем английского языка стоит непростая задача, так как преподавание этого предмета имеет такие особенности, как:

-процесс обучения происходит в искусственной языковой среде;

-иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина.

В данном случае педагогу следует мотивировать учеников дополнительно, актуализировать знания и знакомить с ресурсами погружения в языковую среду самостоятельно, обучая работе с инструментами. Дальнейшее изучение языка, улучшение навыков в большей степени зависит от ученика.

Следует добавить, что преимущественно в обучении иностранному языку используется коммуникативный подход и базируется на речевой деятельности, то есть каждая тема, изучаемая на уроках иностранного языка, должна быть отработана на практике, то есть в общении. Из этого следует, что учитель должен искусственно создавать речевые ситуации, чтобы ученик почувствовал запрос в знании определенного списка лексем или грамматической конструкции.

Обращаясь к примерной рабочей программе среднего общего образования

можно сделать вывод, что предмет иностранный язык имеет такие особенности, как [2]:

1) активное взаимодействие всех видов речевой деятельности;

2)обращение к аутентичным материалам (статьи и художественные произведения) в качестве источника актуальной лексики, информации, которая актуальна на момент обучения;

3) отсутствие четких патернов, речь чаще спонтанная;

4) основные виды диалогической речи – свободная беседа, групповое обсуждение предложенной проблемы, преобладание диалога – обмена мнениями;

5) построение развернутых собственных высказываний на основе текста и самостоятельно, с достаточной аргументацией по поводу прочитанного или услышанного;

Предполагается, что учитель иностранного языка, должен выстроить «диалог культур», что не всегда просто. Изучив содержание статьи [3] мы можем говорить о том, что знакомство с культурой складывается в три этапа:

  1. узнать факты о культуре;
  2. принять тот факт, что все культуры разнятся между собой;
  3. уважительно относится к носителям разного этноса, быть толерантным;

То есть, помимо обучения грамматике и лексике, учитель должен ознакомить учащихся с культурой стран, изучаемого языка. В своей статье [5] автор резюмирует, что специфика предмета «Иностранный язык» заключается в том, что при обучении английскому языку важны не только знания по предмету, а активизация способностей и личностных качеств обучающегося, позволяющие ему самостоятельно осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в условиях социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов и их культурой. Иначе говоря, ученик должен действовать исходя из своего речевого запроса, говорить своими словами и озвучивать свои мысли, а не следовать сценарию, предложенным учителем или прописанным в учебно-методическом пособии.

Вывод: предмет «английский язык» закладывает в ученике основную множества компетенций. Знания по этому предмету часто являются межпредметными, что помогает актуализировать знания учащегося чаще. Преподаватель иностранного языка в старшей школе делает акцент на коммуникативном подходе, чаще используя репродуктивные и ситуативные упражнения, ведь на данном этапе обучающийся приобретают не просто навык, а умение.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стан-дарта среднего общего образования» // https://base.garant.ru. Дата обращения: 26.02.2024 г.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее