Игра как действенный метод обучения

Игра как действенный метод обучения

В данной статье рассматривается один из действенных методов обучения младших школьников – игра. Ведь именно игра являлась основной формой обучения этих детей, когда они были в дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому необходимо иногда проводить уроки в игровой форме.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (41), ноябрь ‘21

Дата публицакии 29.11.2021

Поделиться

Одной из главнейших задач, которые ставит перед собой учитель – это развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Но не всегда возможно достичь таких результатов проводя обычный урок. Существует так же ряд уроков, которые помогают в реализации задач учителя. Одна из таких форм уроков – игра. Игра - это самый эффективный метод обучения, особенно для младших школьников, ведь непомерно быстрое замещение игр традиционными занятиями приведет к потере интереса. Игра обучает, развивает, выявляет любовь к тому или иному предмету.

Игра возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Существовало множество теорий о происхождении игры. Но все они сгруппированы вокруг двух основных положений. Одни утверждают извечность, неизменчивость игры и ее первичность по отношению к труду, другие, наоборот, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее развитие. Эти две противоположные точки зрения отвечают взглядам идеалистов и материалистов.

Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. В жизни человеческого общества труд гораздо старше игры, поэтому естественно-исторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Игры были неразделимы с природой, пением, танцами, музыкой. Передаваясь из поколения в поколение, игры выполняли обучающую функцию.

Игра является одной из форм обучения. В Западной Европе в эпоху ренессанса призывали к использованию именно такого метода обучения, чтобы дети как бы играя, знакомились с науками. Немецкий педагог Фридрих Фрёбель сделал основой своей педагогической теории игру. Он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, величине, цветовой гамме, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее изучение игровых форм обучения показало, что с помощью игры решаются почти все педагогические задачи. Игра во все времена являлась наиболее близким и естественным способом познания окружающей действительности, овладения различными знаниями, умениями и навыками. Организация и использование игры в процессе обучения легло в основу настоящей работы.

Игра является инструментом преподавания, который позволяет делать учебный процесс интересным. В игре формируются творческие и мыслительные способности ребенка.

Младшие школьники лучше усваивают материал с помощью наглядности. Ведь для них важно, чтобы все было ярким, увлекательным, а если использовать наглядный материал в играх, то процесс обучения затянет ученика. Именно поэтому ученые поддерживают мнение о том, игра является одной из важнейших форм обучения.

Игра – средство самовоспитания личности ребенка. В процессе игры учащийся тренирует память и внимание, формирует полезные привычки, развивает речь, волевые черты характера. Играя, дети соревнуются между собой, поддерживают или же защищают друг друга. Все это приводит к сплоченности класса, делает их сильными и дружными, что так же является очень важным в наше время.

Игра – это один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения и развития.

В педагогике насчитывается много игр, каждая из которых имеет свои характеристики и требования.

Классификация игр:

По области деятельности:

- физические;

- интеллектуальные;

- социальные;

- психологические.

По характеру педагогического процесса:

- обучающие;

- познавательные;

- развивающие;

- воспитательные

- коммуникативные.

По характеру игровой методики:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые.

В качестве примера рассмотрим развивающие игры, которые обучают ребенка и стимулируют процесс мышления. Например, игра «слушаем слова». Условия игры: хлопнуть в ладоши один раз, если слово обозначает одушевленный предмет и хлопнуть в ладоши два раза, если неодушевленный предмет. В процессе игры у детей повышается интерес к уроку, создается общая картина о неодушевленных и одушевленных предметах, обогащается словарный запас.

Игра «лишнее слово». Учитель называет 4-5 слов и просит найти лишнее. Затем учащийся должен объяснить, почему именно это слово является лишним. Например: платье, футболка, мяч, кепка. Здесь лишнее слово мяч, так как все остальное относится к одежде.

Такие игры развивают логическое мышление, усиливают внимание, тренируют память детей, и, как мы отмечали ранее, повышают интерес к учебе.

Теперь приведем пример психологических игр. Игра «Мое настроение».

Понадобятся карандаши, бумага. Необходимо попросить детей нарисовать то, что они хотят, изобразить свое настроение. Учитель должен проследить за тем, какие цвета используют дети, если темные, то нужно поговорить с ребенком.

Игра «Коробка чувств и переживаний». Педагог показывает небольшую яркую коробку и передает по кругу. Каждый из детей говорит коробке то, что волнует именно его, затем коробка закрывается. Таким образом можно снять эмоциональное напряжение детей, они будут думать, что их переживания забрала эта коробка.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем с уверенностью сказать, что игра является неотъемлемой частью в обучении младших школьников. Благодаря такой форме обучения развивается внимание, мышление.

Список литературы

  1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
  2. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary