Адаптация младших школьников в образовательной среде

Адаптация младших школьников в образовательной среде

В данной статье рассмотрен процесс адаптации младших школьников. На основании анализа литературы были представлены теоретические основы данной проблемы. В статье представлены актуальные принципы, этапы и обязательные условия протекания адаптации младшего школьника.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (33), октябрь ‘21

Поделиться

В постоянно меняющихся условиях каждый из нас должен приспосабливаться к совершенно новой жизни. Мы должны усваивать огромное количество новой информации, чтобы жить и развиваться. Новые жизненные требования и условия в корне могут изменить ход нашей психической деятельности. Особенно трудно приходится детям. Например, младшие школьники, бывшие воспитанники детских садов, в связи с уходом из дошкольного образовательного учреждения и переходом на новую, еще болеее сложную ступень, могут особенно сильно подвергаться негативному влиянию окружающих условий. Еще пока несформированный социальный статус «ученик» требует от первоклассника большой работы, которая бы способствовала его влиянию в учебную деятельность, принятию новых правил, приспосабливанию к требованиям и условиям, в которых теперь должен существовать ученик начальной школы.

Младшие школьники – это будущее нашей страны, и от того, насколько верными будут наши совместные усилия, направленные на достижение единых целей как со стороны ученика, так и со стороны учителя, родителей и общества в целом, будет зависеть прогресс становления ученика в учебном пространстве [4]. Процесс становления младшего школьника сопровождается его адаптацией к школе, новому коллективу и требованиям. Ученик сталкивается с непростыми условиями, в то время как нагрузка на ребенка меняется в отличии от той, что была в детском саду. Кроме того, мы наблюдаем кризис 7-летнего возраста, что так же в полной мере оказывает влияние на адаптационный процесс младшего школьника в современных условиях [1].

Наука различает (по П. С. Граве) адаптацию как процесс, адаптивность – как свойство человека, адаптированность – как его состояние в определенных условиях жизни и деятельности. Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным, или постоянно меняющимся условиям, это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если изменений недостаточно и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т. е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом. Компенсация – это уравновешивание внутренней и внешней сред посредством некой платы – обычно за счет изменения внутреннего строения, появления новообразования. На физиологическом уровне – это новый способ функционирования организма, расстройство, болезнь. На психологическом уровне – это изменения эмоциональных и поведенческих реакций личности, привычных для нее ролей [8]. Школьная адаптация – приспособление ученика к правилам и требованиям школы, которые являются для него новыми согласно его переходу к школьному возрасту.

Согласно данным исследователей, обращающих внимание на адаптационный процесс младшего школьника, в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям обучения. Считается, что в массовой школе обучается больший процент детей и они с первого класса имеют всевозможные нарушения здоровья не только физического, но и морального, психологического, которые включают в себя отклонения от нормы поведения, связанные с взаимоотношениями с одноклассниками или учителем, или с невыполнением прочих норм проведения [5].

В психологии принято считать, что адаптационный процесс у младшего школьника длится от 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют множественные факторы: специфика школы, тип личности ребенка и уровень его подготовленности к школе, уровень сложности учебной программы, по которой обучается учащийся. По мнению многих авторов адаптационный процесс первоклассника должен осуществляться под непрерывным контролем педагогов образовательного учреждения, семьи учащегося, а также психологического работника, так как особенно важно на начальном этапе выявить готовность ребенка к выполнению новой роли, способности к общению, обучению, реализации требований и правил. Б.С. Волкова и Н.В Волкова, считают, что на адаптацию влияют многие факторы, такие как: состояние здоровья, психологическая готовность, желание учиться, умение общаться в коллективе, выбирать модели поведения адекватные требованиям школы, достаточный для школьного обучения уровень развития умственных способностей, интеллекта, познавательной активности [2].

На основании изученной литературы мы можем сделать вывод, что адаптационный процесс младшего школьника может происходить в несколько этапов. Наиболее быстрый процесс адаптации укладывается в 2 этапа, наиболее затянутый, требующий дополнительной помощи, развивается на протяжении трех этапов:

  • первый этап – знакомство с базой образовательного учреждения (первый день посещения школы);
  • второй этап – более глубокое знакомство с базой обучения, окружающими (учитель и одноклассники). На данном этапе мы сможем наблюдать принятие и неприятие норм, форм и способов поведения, контактирования с внешним миром. Сможем также увидеть выработку новых моделей поведения. Данный этап мы можем кратко назвать «усвоение и принятие знаний».
  • третий этап – дополнительная коррекционная работа для плохо адаптированных учеников, не способных самостоятельно принять новую роль.

Нарушение адаптации зависит от нескольких факторов: недостаточность подготовки ребенка к школе; длительная депривация; соматическая слабость ребенка; нарушение формирования отдельных психических функций; нарушение познавательных процессов; нарушение формирования школьных навыков; двигательные нарушения; эмоциональные расстройства; общительность и социализация [3].

Некоторые ученые считают, что для более быстрого и плавного процесса адаптации необходимо соблюдение ряда условий, повышающих успешность ученика. Этими условиями являются: снижение тревожности, повышение школьной мотивации, учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Все они создадут ситуацию успеха в учебной и социальной жизни ученика. Проблемами создания ситуации успеха в учебном процессе и изучение его эффективности занимались ученые Ш. А. Амонашвили, Б. С. Волков, А. С. Макаренко, С. А. Смирнов. Известный американский ученый, психолог Уильям Глассер считал, что успех должен быть доступен каждому человеку: «Если младшему школьнику удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни». Кроме этого, В. А. Сластенин, Г. А. Цукерман высказывали о том, что «ученик тогда тянется к знаниям, когда испытывает потребность в учебе, заинтересованность и мотивацию, подкрепленные успехом». Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет у учащихся: − повысить школьную мотивацию, развить познавательный интерес, инициативность, целеустремленность, активность, работоспособность; − способствовать понижению негативных личностных особенностей: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку; − создавать благоприятную обстановку в классе [6].

На основании выделенных нами особенностей адаптации младшего школьника в образовательной среде мы можем также отметить основные принципы адаптации младшего школьника:

  • Условия вокруг – залог успешной адаптации. Сюда мы отнесем организационно-педагогические и психолого-педагогические условия: создание рабочего пространства, обширной коллективной деятельности для гармоничного общения учащихся и их социализации, искусственное создание ситуаций, способствующих реализации программы адаптации.
  • Беспрерывная работа с младшими школьниками. Данный принцип реализуется несколькими участниками образовательного процесса: родителями, педагогами, психологическим работником. Нами было выделено, что направление адаптации младшего школьника реализуется именно этими участниками, т.к. нарушение психологических процессов, обеспечивающих гармоничное развитие личности в меняющихся условиях подчинено работе не только психолога. Родители имеют большое значение в жизни человека, они наиболее способны повлияют на становление ученика, учитель, который проводит большое количество времени с детьми также имеет достаточный авторитет. Указанные нами ранее искусственно созданные ситуации, способствующие адаптации школьника, должны быть подчинены всем категориям, заинтересованным в данном процессе.
  • Возрастные особенности – препятствие или помощь адаптации школьника. Кризисогенные факторы, негативно влияющие на рассматриваемый нами процесс, это его неотъемлемая часть. Учет данный особенностей залог более плавного и грамотного привыкания к образовательной среде.

Мы видим, что адаптация младшего школьника в образовательной среде базируется всего на трех принципах, которые включают в себя набор характеристик работы, методик и факторов. Все они составляют систему, компоненты которой связаны друг с другом и существование одного из них подчинено реализации другого. Ребенок, хорошо воспринимающий школьную систему, считается адаптированным. Ребенок, который демонстрирует признаки недостаточно хорошего восприятия школы, изменившихся требований, режима дня, образа жизни считается дезадаптированным [7].

Адаптация младшего школьника – важный физиологический и психологический процесс, который направляет будущую деятельность ученика начальной школы, основной, средней, студента и будущего работника.

 

Список литературы

  1. Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учеб. пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – 4. изд., перераб. – М. : Академия, 2000. – 245 с.
  2. Волков, Б. С. Готовим ребенка к школе. 4-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 192 с.
  3. Котова, К. В. Особенности протекания адаптации первоклассников к школе / К. В. Котова // Международный Студенческий Научный Вестник. – 2017. – №2. – C. 59-62.
  4. Ломаковская, И. С. Адаптация младших школьников к меняющимся условиям окружающей среды // И. С. Ломаковская, И. А. Провоторова // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. – 2012. – № 2. – С.157–163.
  5. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов вузов. В 3 кн. Кн. 1 / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2015. – 654 с.
  6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / [А. Д. Андреева и др.]; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр Академия, 1998. – 160 с.
  7. Петрова, С. С. Ситуация успеха как условие адаптации младших школьников к обучению в начальной школе // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 95–99.
  8. Примак. Е. Н. Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего школьного возраста к образовательной деятельности / Е. Н. Примак // Социальные отношения. – 2019. – № 3. – С. 68-75.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary