Методологические основы диагностики уровня сформированности интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

Методологические основы диагностики уровня сформированности интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 02.02.2023

Поделиться

В статье представлен анализ методик исследования уровня сформированности интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией.

В настоящие время речевые расстройства, встречающиеся у детей, не ограничиваются лишь нарушениями звукопроизношения. Все чаще при обследовании речи нарушения выявляются в интонационной выразительности.

У детей с дизартрией наблюдается нарушение просодических компонентов речи, даже если все звуки поставлены и введены в самостоятельную речь при связных высказываниях мы наблюдаем смазанную, невыразительную речь, ребёнок не владеет интонацией, не моделирует голосом.

Любая коррекционная работа начинается с полного обследования речевого развития ребенка. Методики диагностики Е.Ф. Архиповой, В. А. Евдокимовой, Г. В. Дедюхиной и других авторов традиционно применяются в практической работе учителя-логопеда.

При анализе специальной литературы по логопедии особое внимание

уделено методикам обследования дошкольников с дизартрией.

Большое значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, разработавших концепцию суперсегментной организации речи как системы; труды специалистов в области нарушения речи и речевых 2 нарушений (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева [5], Г.В. Чиркина); современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией. (Л.В. Лопатина [3], К.А. Семенова, Г.В. Чиркина).

Методика В. А. Евдокимовой «Обследование интонационной стороны речи у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии» включает в себя 6 блоков, каждый из которых подразделен на несколько этапов:

1 блок. Восприятие и воспроизведение интонационных конструкций.

2 блок. Исследование ритма.

3 блок. Исследование ударения.

4 блок. Исследование тембра голоса.

5 блок. Исследование голоса.

6 блок. Исследование восприятия и воспроизведения предложений различной темповой организации.

Целью методики В. А. Евдокимовой является налаживание контакта с ребенком и нахождения пробелов в интонационной выразительности речи ребенка.

Вероятно, наиболее известной и популярной методикой диагностики уровня сформированности интонационной выразительности речи дошкольников можно назвать методику Е. Ф. Архиповой «Исследование просодической стороны речи» [1]. Она состоит из 14 этапов обследования ритма, тембра, силы голоса, темпа речи, речевого дыхания. Целью данной методики является выявление нарушений интонационной выразительности речи детей.

Методика «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» О. И. Лазаренко предлагает помимо звукопроизношения и просодических компонентов речи обследовать еще и моторику, мимическую мускулатуру, строение артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова, лексику и связную речь.

Таким образом, уровень развития интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией можно выявить, используя методы и приемы диагностики, приведенные выше.

Список литературы

  1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. / Е. Ф. Архипова – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 320 с.
  2. Волкова, Л.С., Шаховская, С.А. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова, С.А. Шаховская. – Москва, 2003. – 680 с.
  3. Лопатина, Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина // Изучение и коррекция речевых расстройств. – Санкт-Петербург, 1986. – С. 82-88.
  4. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. / Т. Б. Филичева. – Москва: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
  5. Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – Москва: Просвещение, 1989.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary