В настоящие время речевые расстройства, встречающиеся у детей, не ограничиваются лишь нарушениями звукопроизношения. Все чаще при обследовании речи нарушения выявляются в интонационной выразительности.
У детей с дизартрией наблюдается нарушение просодических компонентов речи, даже если все звуки поставлены и введены в самостоятельную речь при связных высказываниях мы наблюдаем смазанную, невыразительную речь, ребёнок не владеет интонацией, не моделирует голосом.
Любая коррекционная работа начинается с полного обследования речевого развития ребенка. Методики диагностики Е.Ф. Архиповой, В. А. Евдокимовой, Г. В. Дедюхиной и других авторов традиционно применяются в практической работе учителя-логопеда.
При анализе специальной литературы по логопедии особое внимание
уделено методикам обследования дошкольников с дизартрией.
Большое значение для теории интонации имеют работы Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгуновой, разработавших концепцию суперсегментной организации речи как системы; труды специалистов в области нарушения речи и речевых 2 нарушений (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева [5], Г.В. Чиркина); современные представления о симптоматике и структуре речевого дефекта у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией. (Л.В. Лопатина [3], К.А. Семенова, Г.В. Чиркина).
Методика В. А. Евдокимовой «Обследование интонационной стороны речи у дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии» включает в себя 6 блоков, каждый из которых подразделен на несколько этапов:
1 блок. Восприятие и воспроизведение интонационных конструкций.
2 блок. Исследование ритма.
3 блок. Исследование ударения.
4 блок. Исследование тембра голоса.
5 блок. Исследование голоса.
6 блок. Исследование восприятия и воспроизведения предложений различной темповой организации.
Целью методики В. А. Евдокимовой является налаживание контакта с ребенком и нахождения пробелов в интонационной выразительности речи ребенка.
Вероятно, наиболее известной и популярной методикой диагностики уровня сформированности интонационной выразительности речи дошкольников можно назвать методику Е. Ф. Архиповой «Исследование просодической стороны речи» [1]. Она состоит из 14 этапов обследования ритма, тембра, силы голоса, темпа речи, речевого дыхания. Целью данной методики является выявление нарушений интонационной выразительности речи детей.
Методика «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» О. И. Лазаренко предлагает помимо звукопроизношения и просодических компонентов речи обследовать еще и моторику, мимическую мускулатуру, строение артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова, лексику и связную речь.
Таким образом, уровень развития интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста с дизартрией можно выявить, используя методы и приемы диагностики, приведенные выше.
Список литературы
- Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. / Е. Ф. Архипова – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 320 с.
- Волкова, Л.С., Шаховская, С.А. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова, С.А. Шаховская. – Москва, 2003. – 680 с.
- Лопатина, Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина // Изучение и коррекция речевых расстройств. – Санкт-Петербург, 1986. – С. 82-88.
- Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений. / Т. Б. Филичева. – Москва: Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
- Филичева, Т. Б., Чевелева, Н. А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – Москва: Просвещение, 1989.