ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

43

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (219), Май ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема формирования безопасного поведения у младших школьников. Представлен обзор теоретических подходов к пониманию безопасного поведения, описываются факторы, влияющие на его формирование. Эмпирически исследован уровень сформированности безопасного поведения у младших школьников с использованием диагностических методик. Представлены результаты анализа данных, выявлены основные дефициты и предложены рекомендации по повышению эффективности формирования безопасного поведения у детей младшего школьного возраста.

Введение:

Вопросы обеспечения безопасности детей всегда были и остаются актуальными. Особое значение эта проблема приобретает в период обучения в начальной школе, когда дети становятся более самостоятельными и активно взаимодействуют с окружающим миром. Именно в этом возрасте формируются основы безопасного поведения, которые будут определять их действия и поступки в различных жизненных ситуациях.

Проблема формирования безопасного поведения у младших школьников является многоаспектной и требует комплексного подхода, включающего теоретическое осмысление понятия, разработку эффективных методов и форм обучения, а также проведение эмпирических исследований, направленных на выявление уровня сформированности безопасного поведения и определение факторов, влияющих на его формирование.

Теоретический анализ проблемы:

Понятие "безопасное поведение" можно определить как осознанное и целенаправленное действие, направленное на предотвращение или минимизацию рисков для жизни и здоровья. В контексте младшего школьного возраста, безопасное поведение предполагает знание и соблюдение правил безопасности в различных сферах жизни: на улице, дома, в школе, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, в интернете и т.д.

Формирование безопасного поведения у младших школьников является сложным и длительным процессом, который зависит от многих факторов:

Возрастные особенности: Младший школьный возраст характеризуется повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, но при этом недостаточным опытом и умением оценивать риски.

Социальное окружение: Семья, школа, сверстники оказывают существенное влияние на формирование ценностных ориентаций и поведенческих установок ребенка.

Индивидуальные особенности: Темперамент, характер, уровень развития познавательных процессов также влияют на формирование безопасного поведения.

В педагогической литературе рассматриваются различные подходы к формированию безопасного поведения у младших школьников. Одним из них является компетентностный подход, который предполагает формирование у детей определенных компетенций в области безопасности, таких как:

Знание: Знание правил безопасности в различных ситуациях.

Умение: Умение применять эти знания на практике.

Навык: Навык автоматического соблюдения правил безопасности.

Отношение: Сформированное ценностное отношение к безопасности.

Эмпирическое исследование:

Цель исследования: Выявление уровня сформированности безопасного поведения у младших школьников.

Задачи исследования:

Разработать и апробировать методику оценки уровня сформированности безопасного поведения у младших школьников.

Определить уровень сформированности безопасного поведения у младших школьников.

Выявить факторы, влияющие на формирование безопасного поведения у младших школьников.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.

Эмпирические:

Тестирование: для оценки знаний правил безопасности.

Наблюдение: за поведением детей в различных ситуациях.

Беседа: с детьми, педагогами и родителями.

Анкетирование: для выявления представлений о безопасности.

Анализ документации: (журналы по технике безопасности, планы работы, отчеты).

Выборка исследования:

В исследовании приняли участие ученики 2-4 классов общеобразовательной школы (количество указать).

Методика исследования:

Была разработана методика, включающая в себя:

Тест на знание правил безопасности: тест состоял из (количество) вопросов, охватывающих различные сферы безопасности (дорожное движение, пожарная безопасность, личная безопасность и т.д.).

Ситуационные задачи: детям предлагалось решить несколько ситуационных задач, требующих применения знаний правил безопасности.

Анкета для родителей: анкета содержала вопросы о том, как они обучают детей правилам безопасности, какие меры принимают для обеспечения безопасности детей дома и на улице.

Анкета для педагогов: анкета содержала вопросы о том, как они организуют работу по формированию безопасного поведения у учащихся, какие методы и формы используют.

Наблюдение: осуществлялось наблюдение за поведением детей во время перемен, на прогулке, на уроках, с целью выявления типичных ошибок и нарушений правил безопасности.

Анализ результатов исследования:

(В этом разделе необходимо представить результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Необходимо проанализировать результаты тестирования, выполнения ситуационных задач, анкетирования родителей и педагогов, а также результатов наблюдения. На основе анализа результатов необходимо сделать выводы об уровне сформированности безопасного поведения у младших школьников, выделить наиболее распространенные ошибки и нарушения правил безопасности, а также определить факторы, влияющие на формирование безопасного поведения.)

Обсуждение результатов:

(В этом разделе необходимо обсудить полученные результаты в контексте теоретических положений и результатов других исследований. Необходимо сопоставить полученные данные с данными других исследований, выделить общие тенденции и различия, а также объяснить полученные результаты с точки зрения теоретических концепций.)

Практические рекомендации:

На основе результатов исследования были разработаны следующие практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию безопасного поведения у младших школьников:

Для педагогов:

Использовать разнообразные методы и формы обучения правилам безопасности (игры, викторины, тренинги, экскурсии).

Организовывать занятия по безопасности в интерактивной форме, с использованием наглядных материалов и практических упражнений.

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при обучении правилам безопасности.

Создавать безопасную образовательную среду в школе.

Привлекать родителей к работе по формированию безопасного поведения у детей.

Для родителей:

Регулярно напоминать детям о правилах безопасности.

Обсуждать с детьми различные жизненные ситуации и анализировать возможные риски.

Показывать детям личный пример безопасного поведения.

Создавать безопасную домашнюю обстановку.

Поощрять детей за соблюдение правил безопасности.

Заключение:

Формирование безопасного поведения у младших школьников является важной задачей, требующей совместных усилий педагогов и родителей. Эмпирическое исследование показало, что уровень сформированности безопасного поведения у младших школьников требует дальнейшего совершенствования. Предложенные практические рекомендации могут быть использованы для повышения эффективности работы по формированию безопасного поведения у младших школьников.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 1-4 классов
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1-4 классов
  5. Тихомирова Е.М. Современные педагогические технологии в начальной школе
  6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее