СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (101), Январь ‘23

Дата публикации 30.01.2023

Поделиться

В условиях модернизации системы российского образования, актуальной становится проблема организации такой окружающей среды, которая бы соответствовала возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечивала равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного возраста. Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием реализации основной образовательной программы дошкольного образования и нацеливает педагогов на создание оригинальной среды, соответствующей реализуемой в дошкольной образовательной организации программе.

Организация пространства для образовательной и игровой деятельности в детском саду происходит согласно нормативам и правилам, регламентирующим охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях.

Изучение требований к организации развивающей предметно- пространственной среды, содержащихся в нормативно-правовых документах является необходимым условием проектирования и мониторинга развивающей среды в дошкольных образовательных организациях.

В настоящее время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» на первый план выдвигаются задачи формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [3, ст. 64 п. 1].

Общественное внимание направляется на гармоничную социализацию человека, на индивидуализацию и в то же время на сотрудничество в поиске оптимальных решений, на открытость, гибкость и непрерывность учения в течение всей жизни. Актуальные вызовы требуют новых ценностных установок и личностных качеств, таких как способность к позитивной коммуникации, инициативность и ответственность, креативность и открытость инновациям, готовность работать индивидуально и в команде, умение и желание учиться.

Для успешного решения возникающих задач невозможно обойтись без создания современной развивающей предметно-пространственной среды. Правильная организация среды обеспечивает основу для наилучшего развития детей дошкольного возраста, дает возможность учитывать их элементарные потребности в общении, движении и отдыхе, игре и образовании.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно- пространственная среда является частью образовательной среды, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей  разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения [4, п. 3.3.2]. Определяющим моментом в создании развивающей среды является основная образовательная программа, которой руководствуется дошкольная образовательная организация.

Программа позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Создавая предметно-пространственную развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников; уровень их развития; склонности, способности, интересы; гендерный состав. Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции образовательной организации или группы [4, п. 2.11.2]. Соответственно, в каждой дошкольной образовательной организации в соответствии с её основной образовательной программой предметно-пространственная среда будет отличаться от среды другой образовательной организации (даже если она реализует такую же примерную программу), так как часть, формируемая участниками образовательных отношений в основной образовательной программе, будет иметь свои специфические особенности.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда для каждой дошкольной образовательной организации проектируется на основе: требований нормативных документов; реализуемой в детском саду образовательной программы; материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; общих принципов построения предметно-пространственной среды.

Созданная в соответствии с нормативными требованиями развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных показателей качества дошкольного образования.

Список литературы

  1. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 411 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-03348-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498829
  2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ:[принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  3. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : метод. пособие. М., 2018. 113 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М., 2014. 32 с. https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Фельдштейна Д.И.- Москва - Воронеж, 1997. - С. 239-284.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее