Организация педагогических условий формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшей группы

Организация педагогических условий формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшей группы

В статье представлен практический опыт организации педагогических условий формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшей группы. В ходе проведенного исследования делается вывод о том, что основными условиями их воспитания в дошкольном возрасте являются: организация и соблюдение режимных моментов, объединяющих разные периоды времени в течение дня в единый процесс для дошкольников; включение дидактических игр и упражнений по воспитанию культурно-гигиенических навыков в различные виды деятельности ребенка. Для эффективного развития культурно-гигиенических навыков у дошкольников очень важна совместная работа дошкольной организации и семьи.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Поделиться

Одним из компонентов формирования культуры поведения ребенка в период дошкольного детства является воспитание культурно-гигиенических навыков. В период посещения дошкольного образовательного учреждения детям необходимо осознать необходимость содержать в чистоте лицо, руки, тело, волосы, одежду, обувь, причем понимать, что это диктуется не только требованиями гигиены, но и нормами культурного поведения человека в обществе.

Понятие «культурно-гигиенические навыки» в дошкольной педагогике определено как совокупность умений соблюдать правила личной и социальной гигиены, правила поведения в быту и в общественных местах [3, c. 14]. Кроме того, исследователи отмечают, что под культурно-гигиеническими навыками понимаются умения соблюдать правила гигиены, которые являются составной частью общей культуры поведения, лежащей в основе гигиенического воспитания, как части общего процесса развития личности в детстве.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36 «Искорка». В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста двух младших групп: экспериментальная группа – 25 детей (15 мальчиков и 10 девочек), контрольная группа – 25 детей (15 мальчиков и 10 девочек). Возраст детей обеих групп 3-4 года.

Диагностика проводилась в процессе наблюдения за ежедневными режимными моментами дошкольников, использовались карты наблюдений программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и др. [2]. Для выявления компетентности родителей в вопросах воспитания культурно-гигиенических навыков у детей, использовалась анкета Е.П. Арнаутовой [1, c. 36].

Диагностика, проведенная на констатирующем этапе, позволила сделать вывод, что у воспитанников младшей группы в недостаточной степени сформированы культурно-гигиенические навыки. У 8% детей экспериментальной группы и у 12% детей контрольной группы на высоком уровне сформированы культурно-гигиенические навыки, но они требуют совершенствования и закрепления. У 76% детей экспериментальной группы и у 72% детей контрольной группы культурно-гигиенические навыки находятся в стадии становления. У 16% детей экспериментальной группы и у 16% детей контрольной группы культурно-гигиенические навыки не сформированы. Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков в обеих группах практически одинаковый, преобладают дети с средним и низким уровнем. Дети не могут самостоятельно выполнять поручения без помощи родителей и воспитателей.

На основании проведенного анкетирования родителей, был сделан вывод, что большинство родителей не стараются воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки и надеются в этом вопросе на воспитателей.

Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста экспериментальной группы был разработан план работы, включающий в себя ряд педагогических условий.

- организация и соблюдение режимных моментов, объединяющих разные периоды времени в течение дня в единый процесс для дошкольников;

- включены дидактические игры и упражнения по воспитанию культурно-гигиенических навыков в различные виды деятельности ребенка;

- включены родители в процесс воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, проводится обучение их педагогическим приемам взаимодействия с детьми.

Был составлен календарный план по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Разработана картотека стихов по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста и картотека дидактических игр. Для успешной реализации задач воспитания культурно-гигиенических навыков в младшей группе совместно с родителями была пополнена дидактическим материалом и играми развивающая предметно-пространственная среда. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков у дошкольников велась ежедневно на протяжении всего формирующего этапа. Все режимные моменты (умывание, питание, сборы на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение, уход домой) были направлены на воспитание у детей культурно-гигиенических навыков. Использовались дидактические игры, потешки, стихотворения, тематические беседы о пользе мытья рук, о поведении за столом, о полезных и вредных продуктах, о одежде и ее предназначении, о экономии воды, о чистоте и порядке.

На формирующем этапе велась активная работа с родителями. Разработан и реализован план мероприятий с родителями, согласно которому проведены родительские собрания, мастер-класс, разработаны памятки и рекомендации. Была создана группа в Ватсап, в которой воспитатели делились рекомендациями по воспитанию культурно-гигиенических навыков, родители задавали вопросы, хвалились достижениями детей дома. Каждому родителю было рекомендовано вести дома совместно с детьми дневник по формированию культурно-гигиенических навыков.

В ходе апробации плана работы по созданию педагогических условий воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников, проблемными ситуациями были: одеваться раздеваться в определенной последовательности, правильно пользоваться ложкой и вилкой, убирать за собой игрушки, мыть руки, засучивая рукава и т.д. Но в процессе работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей повысилась мотивация, появился интерес к самостоятельному выполнению ежедневных культурно-гигиенических процедур.

Контрольный этап эксперимента выявил положительную динамику формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста экспериментальной группы, о чем свидетельствуют положительные показатели. На 32% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков в экспериментальной группе, в контрольной группе только на 4%. На 16% уменьшилось количество детей с средним уровнем в экспериментальной группе, в контрольной группе без изменений. Детей с несформированными культурно-гигиеническими навыками в экспериментальной группе на контрольном этапе не выявлено. В контрольной группе 12% детей имеют несформированные культурно-гигиенические навыки.

Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу о том, что воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников будет проходить эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия: организованы и соблюдаются режимные моменты, объединяющие разные периоды времени в течение дня в единый процесс для дошкольников; включены дидактические игры и упражнения по воспитанию культурно-гигиенических навыков в различные виды деятельности ребенка; включены родители в процесс воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, проводится обучение их педагогическим приемам взаимодействия с детьми.

Список литературы

  1. Арнаутова Е.П. Журнал взаимодействия с родителями / Е.П. Арнаутова. – М.: Русское слово, 2016. – 112 с.
  2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 368 с.
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е.Ю. Конина. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 82 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary