Каждое государство в мире стремится обеспечить благосостояние страны, применяя всевозможные средства для этого. Одним из важных критериев является создание семьи.
Человек, независимо от пола, возраста и национальности хочет обрести и построить здоровые отношения, родить ребёнка, так как это базовые потребности. Но не каждому удается справиться с данной задачей, бывает, что супруги по физиологическим причинам не могут осуществить главное их предназначение – продолжение рода.
В таких случаях, государство, заботясь о своих гражданах, предусматривает правовую форму устройства детей в семью – это и называется опека. С возникновением данной процедуры появляются много вопросов и недопонимания, дабы урегулировать этот процесс в 2008 г. принимается отдельный Федеральный закон, посвященный опеке и попечительству, в котором раскрываются важные аспекты, такие как правовой статус опекунов, режим имущества подопечных, ответственность, государственная поддержка.
А.И. Загоровский в своих трудах писал: «Забота о малолетнем, лишившемся родителей, столь естественна и необходима, что потребность в ней сознается в самые ранние периоды человеческой общественности» [Загоровский А.И., с. 412]. Это ещё раз подчеркивает, что каждый ребенок нуждается в заботе, защите и любви со стороны взрослых. Также необходимость в опеке обусловлена большим количеством детей, находящихся в детских домах.
Также нужно отметить, что Владимирский-Буданов М.Ф. в своей научной работе определил «опеку» как «процесс искусственного управления жизнедеятельности семьи» [Владимирский-Буданов М.Ф., с. 457], а Шершеневич Г.Ф. – как «искусственно созданную систему семейных отношений» [Шершеневич Г.Ф., с. 456].
Данные определения схожи между собой, авторы пытались подчеркнуть, что опека, это некий надуманный процесс, в котором присутствуют элементы семьи. Он контролирует отношения между опекунами и ребенком, посредством гражданского и семейного законодательства.
Другие же ученые считают, что опеку и попечительство должно изучать сугубо семейное право, и цивилисты, в свою очередь, поддерживают данное мнение. уверенно полагая, что в данном случае, семья, дети, отношения, возникающие между данными сторонами, должен регулировать Семейный кодекс Российской Федерации.
Однако есть и другая точка зрения, что опеку и попечительство нужно рассматривать как треугольник институтов гражданского, семейного и в некоторой части административного права. Например: в административном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность органов опеки и попечительства за незаконные действия по передачи ребенка под опеку и попечительство, в приемную семью. Понимание о комплексном характере правового регулирования отношений в области опеки и попечительства является обоснованным, и оно в свою очередь получило отражение и в законодательстве.
Таким образом, чтобы точно разграничить к какому законодательству следует отнести институт орган опеки и попечительства, следует внести изменения и дополнения в Гражданский и Семейный кодексы. Это позволит точно обозначить правовую природу опеки и попечительства, признав это институтом гражданского или семейного права, либо подтвердив комплексный характер опеки и попечительства.
Опека и попечительство представляют собой форму устройства несовершеннолетних в семью. Данные определения тесно связаны друг с другом, по сути это одни те же понятия, если рассматривать несовершеннолетних детей, различие заключается лишь в возрасте опекаемых и подопечных. Но есть и другое различие, это объем дееспособности, то есть попечителями назначают и над совершеннолетними гражданами, которые по какой-либо причине ограничены судом в дееспособности, например, как игроманы, люди, страдающие от алкогольной, наркотической зависимости или у которых психическое расстройство.
Попечительство – форма устройства несовершеннолетних детей в возрасте от 14 – 18 лет, где попечители не только заботятся о подопечных, но и выполняют содействие в осуществлении их прав и обязанностей.
Относительная свобода несовершеннолетних не означает, что им не нужна помощь в осуществлении тех или иных действий, а наоборот, попечитель в данном случае выступает как родитель, наставник, законный представитель, который даёт нужные советы в том или ином деле, помогая подростку плавно вливаться во взрослую жизнь, он ограждает ребёнка от злоупотреблений со стороны 3-х лиц, показывая насколько лучше будет для его же здоровья и собственной безопасности. Благодаря попечителю несовершеннолетний может стать участником любого гражданского правоотношения.
Что касается дееспособности, то согласно статье 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина в полной мере осуществлять права и нести обязанности возникает лишь с совершеннолетия, но если сравнивать с дееспособностью малолетних и несовершеннолетних, то у последних она будет немного шире. Заключается в самостоятельном распоряжении денежных средств, полученных от работодателя, или же при получении стипендии, также в этот список входит авторские права на изобретение или произведение искусства, науки или иного результата интеллектуальной деятельности, также подопечный может сам открывать вклады в банке. Для других сделок, нужен попечитель с письменным согласием на одобрение того или иного действия со стороны подростка. Такая некая независимость позволяет разграничить уже достаточно серьезных и взрослых детей, от тех, кто не получил официальный документ, удостоверяющий его личность – паспорт.
Под опекой и попечительством также следует понимать семейные, временные устройства детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, где опекуны (попечители) на основе договора осуществляют свои новые обязанности, направленные на воспитание и обеспечения содержания несовершеннолетних в семье.
Таким образом опеку и попечительство можно рассматривать в нескольких значениях. Во-первых, как институт исключительно семейного права, который регулирует отношения между детьми-сиротами и детьми, лишённых родительского попечения, с одной стороны, и лицами, которые берут на себя родительские функции, с другой. Последние «заменяют» родителей и реализуют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка.
Во-вторых, как комплексный правовой институт, который помимо семейного права урегулирован гражданским и административным правом.
Второй подход видится более целесообразным, потому что он более полно отражает специфику опеки и попечительства. В основе данного института лежат семейно-правовые отношения, которые усложнены административно-правовым компонентом, ведь опекуны (попечители) назначаются на основании норм с ярко выраженным императивным характером (обязательные требования к опекуну, процедура получения согласия органа опеки и попечительства и др.).
Кроме того, избранный подход расширяет возможности по совершенствованию исследуемых правоотношений за счёт средств различных отраслей права, а не только семейного.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: в ред. от на 1 июля 2020 г. // Российская газета. – 4 июля 2020 г. – № 144.
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»: в ред. от 30 апреля 2021 г. // Российская газета. – 2008. – № 94.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. от 1 сентября 2022 г. // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32 – Ст. 3301.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: в ред. от 1 сентября 2022 г. // Российская газета. – 1996. – № 17.
- Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. – 640 c.
- Загоровский А.И. Курс семейного права. – М.: «Зерцало», 2003. – 464 c.
- Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. По изданию 1907 г. – М.: «Спарк», 1995. – 556 с.