Коммуникативная культура детей с нарушением слуха

Коммуникативная культура детей с нарушением слуха

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

73

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (101), Январь ‘23

Дата публикации 28.01.2023

Поделиться

В этой статье мы рассматриваем вопрос влияния коммуникативной культуры на становления личности ребенка с нарушенным слухом. Мы выделили определяющие факторы, которые влияют на формирование основ коммуникативной культуры детей с нарушением слуха. К таким факторам мы относим: личностные факторы, факторы окружающей среды, факторы организаторской работы по стимулированию развития коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура включает в себя культуру взаимоотношений, которая формируется прежде всего в семье. Коммуникация как процесс возникает с первых дней жизни человека и пронизывает все сферы его жизнедеятельности. Посредством коммуникации происходит воспитание, становление и  развитие человека, как уникальной личности. Роль коммуникативной культуры в жизнедеятельности ребенка с нарушением слуха является значимым фактором его личностного становления и в результате влияет на качество жизни в целом.  Первоначально, личностное становление ребенка  происходит в семь, где он усваивает нормы поведения и правила, учиться выстраивать отношения и накапливает опыт взаимодействия.  В  формировании основ коммуникативной культуры основополагающим является общение.  Проблемы, которые возникают в сфере общения, одним из первых, представлены в трудах английского психолога Д.Ж. Боулби [1, С. 480].  По его мнению основополагающее значение в процессе общения имеет общение матери с ребенком, где дефицит общения является угрозой для жизни, возникают барьеры для психического и физического развития, что влияет на судьбу ребенка в целом. Влияние на судьбу автор рассматривает прежде всего в контексте формирования агрессии, девиантного поведения, душевной пустоты. В 60-ые годы проблемы общения широко рассматривались советскими учеными. Н. М. Щеловановым представлены труды по изучению взаимодействия детей с окружающими взрослыми.  М. И. Лисина в работе «Проблемы онтогенеза общение» приводит определение общению: «Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» и рассматривает проблемы общения в связке с самопознанием ребенка [2, С. 3].  Кроме того, автор ставит знак равенства в понятиях «общение» и «коммуникативная деятельность», поскольку в определении «общение» ярко выражен деятельностный подход. То есть становление и развитие коммуникативной культуры первоначально происходит в семье и влияет на качество жизни ребенка в целом. В свою очередь нарушение общения приводит к разобщенности в детско-родительских отношениях и не способствует формированию коммуникативной культуры ребенка. В семьях, где дети имеют нарушение слуха, родители часто не знают как устанавливать общение со своим ребенком, а  решают вопросы взаимодействия интуитивно. Становление коммуникативной культуры и ее дальнейшее развитие влияет на  качество жизни человека в целом. В настоящее время мы наблюдаем недостаточно развитую коммуникативную культуру у детей с нарушенным слухом и  эта проблема требует научного и теоретического обоснования.

          Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо выявить такие факторы, которые влияют на становление и развитие коммуникативной культуры.  Мы выделили 3 группы таких факторов:

а) личностные факторы, которые обусловлены:

-  самим ребенком;

- степенью глухоты;

- отношением ребенка к недостатку слуха;

- мотивированностью ребенка;

- активностью ребенка.

б) факторы окружающей среды:

          - детско-родительские отношения;

          - посещение специально организованных центров и отдельных мероприятий;

          - посещение летних лагерей;

          - участие в командных и индивидуальных состязаниях;

          - наличие опыта взаимодействия со слышащими детьми.

в) факторы организаторской работы по стимулированию развития коммуникативной культуры:

       - привлечение к организации и проведению мероприятий специалистов, владеющих знаниями физиологических и психологических особенностей детей с нарушением слуха;

    - создание специальных условий при проведении мероприятий, направленных на развитие коммуникативной культуры;

       - целенаправленная работа с родителями и близким окружением ребенка;

      - формирование позитивного отношения ребенка и его представителей к участию в мероприятиях, направленных на развитие коммуникативной культуры;

       - создание условий для взаимодействия и обмена опытом между родителями, чьи дети имеют нарушение слуха.

Для того, чтобы создать основы коммуникативной культуры у ребенка с нарушенным слухом, необходимо обеспечить ее полноценное формирование на начальных стадиях, которое происходит в семье. Для этого   требуется наличие следующих составляющих: полноценная коммуникация в семье, тесное взаимодействие между близким окружением, сохранение эмоциональной связи в детско-родительских отношениях, поддержание открытых и доверительных отношений в семье.  Для того, чтобы обеспечить полноценное общение, необходимо чтобы родитель и ребенок разговаривали на одном языке. Кроме словесного устного, важно обеспечить взаимодействие на жестовом языке, с помощью которого можно устанавливать полноценную связь.  Авторы Магомедова А. Н., Мамедова П. А. в статье «Особенности семейного воспитания детей с нарушением слуха в исследованиях зарубежных ученых» показывают, что  особенности общения в семье оказывают значительное влияние на личностное и познавательное развитие ребенка. В научной статье «Коммуникация с участием слышащих и глухих/слабослышащих людей: потенциал социальных медиа», автор Ю. М. Шамсутдиновой [3, С. 64] подчеркивает роль и значение языка общения, как средства коммуникации. Б.Б. Бурибаев в научной статье «Усовершенствование методов коммуникации с детьми с ограниченными возможностями слуха» выявляет и описывает четыре вида коммуникации на основе взаимопонимания, через общение [5, С. 140]. Т. Г. Агаева, в работе «Особенности альтернативной коммуникации у глухих детей» раскрывает эффективность технологии формирования коммуникативных навыков, через общение посредством жестовой речи [4, С. 374].

Для того, чтобы обеспечить становление и развитие коммуникативной культуры детей с нарушением слуха, необходимо опираться на внешнюю коммуникацию детей с окружающим миром. Посещение специально организованных мероприятий, в том числе инклюзивных, дает возможность ребенку с нарушенным слухом, проявить себя наравне с другими детьми, увидеть свою значимость, получить уникальный опыт общения. Однако, следует учитывать подход к организации такого рода мероприятий, статус организации, ее авторитет, опыт в сфере проведения такого рода мероприятий и содержание поставленных задач. Б. В. Бушелева выдвигает ряд задач развития у детей коммуникативной культуры:

- ознакомление их с социально утвержденными нормами поведения в различных ситуациях общественной и личной жизни;

- формирование умения определять состояние человека и соответственно строить свое коммуникативное поведение;

- формирование умения пользоваться средствами общения;

- формирование умения сдерживать свои чувства, управлять собой   

Таким образом можно заключить, что высокая коммуникативная культура детей с нарушенным слухом является значимым фактором личностного становления и в результате влияет на качество жизни в целом. Поскольку формирование коммуникативной культуры первоначально складывается в семье, а становление и развитие происходит во внешней среде, считаем важным усилить работу с родителями. Прежде всего такая работа должна быть усилена в сфере личностной коммуникации (в диаде «родитель-ребенок»), с тем, чтобы установить полноценное взаимное понимание. Во вторых, важно усилить коммуникацию ребенка с нарушенным слухом с внешним миром, посредством участия в специально организованных мероприятиях ( культурных, спортивных, интеллектуальных, тематических). В третьих, важно объединить родителей, чьи дети имеют нарушение слуха, с целью обмена успешным опытом по становлению и развитию коммуникативной культуры детей.

Список литературы

  1. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003, С. 480.
  2. Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым // Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И.Лисиной. – М., 1974, С. 3.
  3. Шамсутдинова, Ю. Ф. Коммуникация с участием слышащих и глухих/слабослышащих людей: потенциал социальных медиа / Ю. Ф. Шамсутдинова // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2020. – ? 5. – С. 54-76. – DOI 10.30547/vestnik.journ.5.2020.5476. – EDN ZKDDEU.
  4. Агаева, Т. Г. Особенности альтернативной коммуникации у глухих детей / Т. Г. Агаева // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2022 года / Под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Москва: ООО "Парнас", 2022. – С. 374-381. – EDN JSBLUQ.
  5. Бурибаев, Б. Б. Усовершенствование методов коммуникации с детьми с ограниченными возможностями слуха / Б. Б. Бурибаев, К. Д. Байсылбаева // Статистика, учет и аудит. – 2015. – ? 2(57). – С. 140-144. – EDN YGAOPZ.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее