Охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий

Охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

368

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (129), Август ‘23

Дата публикации 14.08.2023

Поделиться

В настоящее время различные массовые мероприятия являются одной из популярных форм общественной активности и досуга населения. Наша задача рассмотреть, как происходит охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Разобраться в несовершенствах организации мероприятий и обеспечении безопасности граждан. 

В современном обществе одной из самых распространенных форм общественной активности населения, направленной на удовлетворение коммуникативных, спортивных, культурных потребностей личности является организация различных массовых мероприятий. Массовые мероприятия являются одной из форм осуществления конституционных прав и свобод граждан, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах города, площадях, в каких-либо зданиях, концертных залах, на спортивных сооружениях, специальных трассах и в других общественных местах различных населенных пунктов.

Организуемые по инициативе общественных и самодеятельных организаций, граждан различные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации должны четко отграничиваться от иных массовых мероприятий. 

Массовое мероприятие — это совокупность действий явлений социальной жизни, в которых совершаются действия с участием большого количества граждан с целью удовлетворения политических, духовных, физических и иных потребностей.

В ходе проведения различных массовых мероприятий между их участниками, зрителями и субъектами охраны общественного порядка складываются специфические общественные отношения, которые, будучи урегулированы правовыми нормами, составляют содержание общественного порядка в местах их организации в обычных условиях. В тех случаях, когда нормальный ход проведения массового мероприятия нарушается наступлением какого-либо чрезвычайного происшествия или обстоятельства, охрана общественного порядка и безопасности трансформируется в режим условий охраны при чрезвычайных ситуациях.

Рассматривая массовые мероприятия как социальное явление, следует

отмстить, что их проведение порождает особую обстановку на данной территории, которой присущи следующие специфические особенности:

- нарушение обычного режима жизни района, города или страны в целом;

- действие большого количества людей на ограниченной территории;

- возможность скоротечного изменения оперативной обстановки;

- стихийное формирование определенных «неформальных» группировок,

оказывающих отрицательное влияние на состояние общественного

порядка и безопасности и способных совершать различные правонарушения;

- возникновение групповых нарушений общественного порядка,

массовых беспорядков, пожаров, разрушений конструкций, сооружений,

других непредвиденных обстоятельств, создающих угрозу общественному

порядку и безопасности;

- возможность причинения ущерба предприятиям, организациям,

личным интересам граждан и др.

В ходе изучения проблемы охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий становится ясно, что требования, в которых осуществляется охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, нуждаются во вспомогательном правовом регулировании.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.

Одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в соответствии с действующим законодательством являются органы внутренних дел.

Деятельность ОВД ориентирована на соблюдение гражданами законов и иных правовых актов, создание условий, позволяющих физическим, юридическим и должностным лицам осуществлять свои права и исполнять свои обязанности.

Многие сотрудники ОВД имеют статус представителей власти и наделены полномочиями применять меры административного принуждения. В федеральных законах полиция часто является синонимом ОВД. Например, в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка» под правоохранительными органами понимается полиция. 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что к силам органов внутреннего правопорядка относятся личный состав полиции, различные органы и физические лица, которые входят в систему обеспечения внутренней безопасности, а также субъекты, которые оказывают поддержку органам правопорядка или принимают участие в их деятельности. Именно на них возложены задачи по разработке плана охраны общественного порядка и безопасности при проведении конкретного массового мероприятия, подготовка и расстановка необходимых сил и средств, организация и координация взаимодействия со всеми государственными органами и общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка и непосредственно в проведении массового мероприятия, контроль за обстановкой, осуществление административного надзора, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также привлечение виновных к ответственности.

Главными задачами органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий являются: создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения; обеспечение безопасности для участников и зрителей; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции; поддержание надлежащего порядка на прилегающей территории.

В целях предупреждения и пресечения преступных посягательств сотрудники ОВД имеют право: 

  • Предъявлять требования к организаторам публичного мероприятия, целью которого является соблюдение порядка его проведения и организации 
  • В рамках своей компетенции брать на себя ответственность о приостановлении или прекращении публичного мероприятия
  • По просьбе организатора или координатора, публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, по мнению которого они не выполняют законных требований организатора публичного мероприятия, а именно по соблюдению порядка его организации и проведения.
  • Предъявлять требования к организатору публичного мероприятия с целью объявления о прекращении впускания граждан на публичное мероприятие и собственными силами прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы наполняемости территории (помещения)
  • Предъявлять требования к организатору или гражданам принимающим участие в мероприятии разойтись или же переместиться на другую территорию, если она никак не сопряжена с проведением публичных акций и поведение граждан угрожает жизни и здоровью других людей и побуждает их к совершению массовых беспорядков.
  • Проводить наружный осмотр лиц, которые находятся на территории проведения публичного мероприятия, а именно их личные вещи в случае подозрения о готовящемся противоправном деянии, в целях обеспечения безопасности и пропускного режима. В случае отказа гражданина от осмотра, организовать меры по удалению его с места проведения мероприятия.
  • Введение временных ограничений на участке местности, перекрывая дороги, проход групп граждан на территории проведения массового мероприятия.

 

Кроме того, сотрудники ОВД имеют право:

  • Доставлять физических лиц в помещение органов внутренних дел;
  • Обследовать вещи и транспортное средство без нарушения их конструктивной целостности, когда это необходимо для обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения;
  • Изымать вещи и документы;
  • Подвергать физических лиц административному задержанию;
  • Осуществлять привод;

 

Несоблюдение норм Российского законодательства, а также неповиновение сотрудникам полиции влечет за собой соответствующее наказание в виде административной или уголовной ответственности. В случаях, когда массовое мероприятие при осложнении оперативной обстановки в месте проведения перерастает в групповые нарушения общественного порядка или массовые беспорядки, сопровождающиеся погромами, уничтожением или повреждением имущества, поджогами, угрозой для жизни и здоровья, вводятся специальные планы действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах,  предусматривающие особый порядок действий сил и средств полиции.

Взаимодействие органов внутренних дел с другими заинтересованными организациями заключается в согласовании совместной деятельности по времени, месту и цели. Такое взаимодействие включает в себя обмен информацией о характере планируемого мероприятия, о предлагаемом количестве участников и зрителей, о месте и времени его проведения, изучение психологического климата среди участников массового мероприятия (агрессивные установки, конфликтные намерения и т.п.). Также совместно обследуются сооружения и иные объекты, где планируется проведение массового мероприятия.

При проведении массовых мероприятий значительная роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности принадлежит подразделениям полиции. Для решения этих задач привлекаются подразделения патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульная служба государственной инспекции безопасности дорожного движения, Федеральная служба войск национальной гвардии, участковые уполномоченные полиции, и ряд других подразделений и служб.

Патрульно-постовая служба (ППСП) – структурное подразделение в составе МВД РФ, задачами которого является предупреждение и пресечение беспорядков на улицах и в общественных местах, а её функциями является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств, оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Сотрудники национальной гвардии которые обеспечивают охрану общественного порядка в арсенале своих законных полномочий могут требовать от граждан соблюдения общественного порядка, прекращения противоправных действий, а также пресекать административные  правонарушения и иные противоправные действия, если же противоправные действия не прекращаются, то в отношении этих граждан сотрудники национальной гвардии имеют право применять меры принуждения.

Участковые уполномоченные полиции – должностное лицо полиции РФ, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административно-территориальном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.

Дополнительными силами являются подразделения полиции, которые также принимают участие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности граждан, но выполняют иные задачи также имеющие важное значение для системы. К таким силам можно отнести: личный состав МВД РФ; курсантов и других обучающихся на будущих работников правоохранительных органов, офисные работники различных структурных подразделений органов правопорядка, которые периодически могут привлекаться к участию в патруле, дорожно-патрульная служба ГИБДД; внештатные сотрудники органов, обеспечивающих общественную безопасность.

Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличии от обычных условий требует введения определённого режима ограничений, поскольку обычными методами обеспечить надлежащий порядок не возможно. Ограничения вводятся органами внутренних дел по согласованию с органами местного самоуправления. Введение ограничений должно быть обоснованным, соразмерным и вызываться их действительной необходимостью.

По итогам можно сказать, что ОВД РФ играют существенную роль в проведении массового мероприятия. В их задачи входит организация и охрана общественного порядка, они оказывают существенную помощь в проведении массового мероприятия.

Необходимыми мерами для развития и совершенствования охраны общественного порядка является развитие института народных дружин и проведение для них дополнительных обучающих семинаров и практических учений сотрудниками правоохранительных органов, а именно научить группы граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, действовать в рамках закона и соблюдать меры личной безопасности во время несения дежурств в качестве народных дружинников. Также предлагается внедрить систему материального стимулирования, например, увеличение вознаграждений за участие в охране общественного порядка во время массовых мероприятий. Как известно, вопросы стимулирования разрешаются на законодательном уровне органами местного самоуправления.

Актуальным является необходимость уделить дополнительное внимание административно-правовому статусу граждан, которые участвуют в охране общественного порядка. А именно проанализировать возможность использования представителей общественности, зарекомендовавших себя, в

качестве резерва для службы в правоохранительных органах, в частности в органах внутренних дел.

 

Список литературы

  1. Адмиралова И.А. Права и свободы граждан и роль административной деятельности полиции в их обеспечении. М.: Закон и право, 2020. 235 с.
  2. Адмиралова И.А. Правовое положение граждан в сфере общественного порядка и роль полиции в его обеспечении // Административное право и процесс. 2020. N 8. С. 45-49.
  3. Анисимова Н.П. Административная деятельность органов внутренних дел - М.: Щит-М, 2020. - 345 с.
  4. Безденежных В.М. Административная деятельность органов внутренних дел. - М.: Закон и право, 2020. - 272 с.
  5. Боер В. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях // Законность. 2020. № 5. С. 11-16.
  6. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  7. Босхамджиева Н.А. Современные проблемы административно-правового обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации // Юридический мир. 2020. N 11. С. 25-27.
  8. Васильев Ф.П., Герасимова Т.В. Роль подразделений районного территориального органа МВД России в организации охраны общественного порядка // Российский следователь. 2020. N 21. С. 29-32.
  9. Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М.: Спарк, 2020. С. 54.
  10. Демин И.В. Научность основ обеспечения общественной безопасности // Закон и право. 2020. № 3. С. 21-25.
  11. Журавлев Р.А. Организационно-правовые аспекты противодействия угрозам общественной безопасности // Российский следователь. 2020. N 10. С. 39-42.
  12. Зубач А.В. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах- М.: Щит-М, 2020. - 351 с.
  13. Зуев В.Н., Кораблев Д.П. Проблемы правового обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий в России // Спорт: экономика, право, управление. 2020. N 2. С. 25-30.
  14. Иванова С.И., Черкасова Е.К. Правовые основания принятия решения о необходимости охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий силами сотрудников ОВД // Концепт. 2020. С. №1. С. 44-47.
  15. Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2020. № 2. С. 34-37.
  16. Колонтаевский Ф.Е. Понятие и содержание организации охраны общественного порядка // Теория и практика совершенствования общественного порядка. М.: Норма, 2020. С. 65.
  17. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции"
  18. Конин В.Н. Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности российской полиции // Административное право и процесс. 2020. N 1. С. 63-64.
  19. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции"
  20. Коновалов П.В. Административная деятельность органов внутренних дел. - М.: Щит-М, 2020. - 271 с.
  21. Коротких А.Г. О сути и значении понятий "общественный порядок" и "общественная безопасность" // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 3. С. 65-67.
  22. Нафикова Г.А. Оценка эффективности деятельности полиции // Полицейская деятельность. 2020. № 4. С. 21-26.
  23. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О полиции"
  24. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" / под ред. В.В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 463 с.
  25. Петров А.В., Девятов В.Ю. Общественный порядок и его охрана // История государства и права. 2020. N 7. С. 15-18.
  26. Пискунов С.А. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: виды, особенности и нормативно-правовые аспекты // Российский следователь. 2014. N 15. С. 49-53.
  27. Пожидаев С.Г. Вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел при проведении крупномасштабных массовых мероприятий // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 1. С. 7-11.
  28. Пожидаев С.Г. Отдельные аспекты проблем организации деятельности органов внутренних дел при проведении крупных массовых мероприятий // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 2. С. 22-26.
  29. Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / под ред. Ф.П. Васильева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 815 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее