Перспективы и возможности полноценного общения человека и искусственного интеллекта

Перспективы и возможности полноценного общения человека и искусственного интеллекта

Авторы публикации

Рубрика

IT-Технологии

Просмотры

128

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (65), май ‘22

Дата публикации 11.05.2022

Поделиться

Данная статья исследует историю развития искусственного интеллекта (ИИ) как компаньона в общении c человеком. Цель статьи – понять, могут ли искусственный интеллект и человек быть собеседниками, обладающими равным моральным статусом. Может ли искусственный интеллект полностью подражать человеку и заменить его там, где невозможно создавать живое человеческое общение. Может ли для этого быть создан так называемый «сильный», а не «слабый» искусственный интеллект, то есть ИИ, который не подражает интеллектуальным возможностям человека, а действительно имеет их. Рассмотрены присутствующие на данный момент возможности существования таких искусственных интеллектов, и где они могут появиться в перспективе.

С каждым днем взаимодействие человека и информационных систем все более расширяется и углубляется, создавая все новые возможности сотрудничества между ними [9 – 11]. Интеграция Искусственного интеллекта в эту область рождает, в свою очередь, новые перспективы и возможности развития этого самого интеллекта [8].

Развиваясь, общество также создает все больше путей для коммуникации людей друг с другом. Телефоны, интернет сблизили людей со всех концов земного шара. Но не всегда общение c другим человеком может быть легким, даже с учетом всех технологий: кому-то может быть сложно найти друга, для кого-то проблемой станет языковой барьер. Или же отсутствие возможности интегрировать живых людей в какие-то области не даст пользователям возможность прочувствовать настоящее общение. На данный момент огромное количество областей уже интегрировало умные машины в себя. Производство, вычисления или просто практически полезные сервисы используют нейросети, машинное обучение и анализаторы данных [7]. Но это все еще не открывает путь к общению с искусственным интеллектом. Отсюда и появляются вопросы: сможем ли мы когда-нибудь действительно общаться с машиной, а не просто заставлять её выполнять команды?

Сначала мы исторически вернемся немного назад. В 1950 году Алан Тьюринг предложил свой тест. С тех пор считается, что сознательный искусственный интеллект можно будет определить по тому, как он проходит этот тест. Суть теста заключается в том, что так называемый судья тестирует компьютер и человека, не видя своих собеседников. Тест считается пройденным компьютером если ему удастся убедить судью, что он является человеком, а человек - компьютером. Пока что ни один искусственный интеллект не смог пройти этот тест.

Первое подобие искусственного интеллекта, способного общаться с людьми, было создано в 1966 году профессором Массачусетского технологического института Джозефом Вейценбаумом. Это была компьютерная программа под названием «Элиза». Она могла создавать ощущение, что пользователь общается с психотерапевтом. Если она не находила варианты для ответа, то отвечала «понятно» или переводила разговор на другую тему [5].

«Элиза» оказала свое влияние на создание первой игры, использующей общение пользователя с компьютером не непосредственно клавишей, отвечающей за действия, а посредством команд, которые компьютер распознает.  Этой игрой была Colossal Cave Adventure (1975) (Рис. 1).

Рисунок 1. Игровой процесс Colossal Cave Adventure

Игра выглядит как простой текст, выводящийся на экран. Суть игры в том, чтобы пройти по пещерам, расположенным где-то в глубинах Соединенных Штатов. Самая же главная особенность - в том, что любые передвижения и взаимодействия с объектами производились путем написания действий в чат, например «повернуть налево», «взять факел», «кинуть камень». Это был первый шаг на пути к тому, чтобы человек общался с игрой, а не просто приказывал нажатиями клавиш.

С тех пор данная технология была интегрирована в большое количество других игр и сервисов. Чат-боты отвечают на ваш текст, понимая, что вы пишете, голосовые помощники отвечают вам и общаются, пытаясь пародировать человека, игры развивают диалоги с не игровыми персонажами через задавание непосредственных вопросов игрокам, а не выбор вариантов ответов.

Можно ли когда-нибудь будет прийти домой и поговорить со своим компьютером, обсудить свои проблемы, а он ответит, поможет советом, расскажет про возможные свои проблемы, хоть и придуманные? Можно ли будет подойти к персонажу игры и, вместо заготовленных вариантов ответов, спросить его что-нибудь своё, или ожидать от него реакцию на свой ответ или действие вместо ограниченных рамок, созданных разработчиками игры? Ответы на эти вопросы мы разберем в данной статье.

Несмотря на то, что цели ИИ, сложность разговорных искусственных интеллектов очень варьируются, одно известно точно - они становятся все лучше и лучше. Для того, чтобы понять, когда ИИ смогут с нами общаться, мы рассмотрим несколько пунктов, необходимых для исследования: где мы сейчас находимся в данной области, куда этот путь направлен в обозримом будущем, и когда ИИ сможет пройти тест Тьюринга и обладать «сильным» интеллектом.

Последнее время искусственные интеллекты для общения получают большое количество внимания в медиа, что неудивительно, потому что люди все чаще сталкиваются с ними на сайтах, в большом количестве приложений и игр. Несмотря на то, что эти интеллекты относительно просты, они хорошо справляются с их основной задачей в том, чтобы отвечать на обычные, хорошо сформулированные запросы. Современные прорывы в нейролингвистическом программировании, большинство из которых основаны на техниках умного глубинного обучения, таких как GloVe, Word2Vec, ELMo, BERT, [2] дали возможность понимать язык запросов более четко, формулировать сложные ответы и понимать намного больший спектр вопросов. Но в большинстве текущих целей этого вида интеллекта не стоит задача проводить полноценный диалог с пользователем. В большинстве вариантов, если такая возможность и присутствует, она является скорее развлекательным элементом, чем действительно попыткой вступить в осмысленный разговор. Так что ИИ, с которыми общается человек, чаще всего просто должны ответить и предоставить информацию, обработать запрос или выдать один из ответов по шаблону. Данный тренд продолжится, так как пока цель этих интерфейсов будет состоять в предоставлении информации.

Касаясь развития интеллекта в будущем, поговорим о самых распространенных сегодня примерах использования общения с роботами [1]. Siri, Alexa, Cortana, и Google Assistant (Рис. 2) нашли свое место на наших телефонах, компьютерах и других устройствах в умных домах. Их возможность понять человеческую речь и обработать запрос становится все более и более впечатляющей.

Рисунок 2. Самые популярные голосовые помощники

Мы уже видим первую волну искусственных интеллектов, взаимодействующих с интернетом вещей, и скорость, с которой эти технологии принимаются в обществе, растёт огромными темпами. По исследованию больше 39 миллионов американцев имеют умную колонку с голосовым помощником [3]. Это показывает, что люди находят пользу в голосовых командах, исключающих необходимость знакомиться с дополнительными приложениями, интерфейсами и взаимодействиями.

С таким темпом развития искусственного интеллекта рано или поздно он сможет пройти тест Тьюринга, но здесь мы заходим на территорию теоретики и возможностей.

Можно задаться простым вопросом: может ли искусственный интеллект и, соответственно, машина думать.  Множество аргументов приводятся по обе стороны дискуссии, но можно поспорить, что сам факт сознания не обязательно необходим искусственному интеллекту [7]. Мы не знаем, что происходит в головах у наших собеседников. Ведь если наш собеседник на самом деле является роботом, запрограммированным отвечать так, как надо, то эта машина вполне себе прошла бы тест Тьюринга, и мы бы никогда не заподозрили проблему.  Так нужно ли тогда машине думать?

На вопрос можно сформулировать в более понятных рамках. Осмысленные глубокие диалоги, которые люди часто ведут о смысле жизни, вселенной, желаниях, мечтах, мотивациях или духовных аспектах, обязательно должны происходить с живым думающим организмом? Или машинного интеллекта, отвечающего вполне реалистично и общающегося с человеком, будет достаточно [6]?

На этом мы подходим к исследованию вопроса сильного искусственного интеллекта (Рис. 3). Этот термин описывается как машина, которая имеет интеллект среднего человека. Это значит, что она может решать проблемы, имеет сознание, возможность учиться, наслаждаться искусством, понимать науку, юмор и другие аспекты культуры [4].

Рисунок 3. Текущая позиция человечества в развитии Искусственного Интеллекта

Тест Тьюринга становится на второй план при исследовании сильного искусственного интеллекта, потому что он не берёт в расчёт разумность компьютера. Ведь сильный ИИ уже перестает быть как таковым искусственным интеллектом и становится наравне с человеческим мозгом, но использующим микросхемы и код вместо биологических компонентов. Поэтому при прохождении теста вместо того, чтобы притворяться человеком, для судьи он действительно становится человеком.

Для исследуемого вопроса разговоров с искусственным интеллектом необходимо взять только несколько параметров сильного ИИ, которые заключаются в:

  • понимании сложной модели реальности;
  • гибком мышлении;
  • полноценно работающей памяти.

Это основные элементы, которые дают людям возможность разговаривать об абстрактных, глобальных и субъективных вещах.

Но даже при учете этих трех параметров остается еще одна проблема, которую необходимо решить для разговоров с искусственным интеллектом. Она заключается в огромной, по сравнению с человеческим мозгом, вычислительный скорости компьютеров. Из-за этой разницы машина может провести диалог и прийти к выводу за секунды, притом, что человеку потребуются многие часы обдумывания для взращивания какой-либо идеи. В этом случае любой диалог становится бессмысленным и скучным для человека.

Подводя результаты данного исследования, можно сказать, что полноценно думающих машин сейчас не существует, и, чтобы когда-нибудь искусственный интеллект смог провести осмысленную беседу с человеком, ему нужно обладать теми же знаниями, что есть у человека, иметь тот же уровень осмысленности суждений, думать на той же скорости, что и человек. Так что на сегодняшний момент создание такого интеллекта не представляется возможным.

И если искусственный интеллект такого уровня появится, это несомненно изменит весь мир и затронет намного больший аспект, чем развлечение одиноких людей разговорами с кем-то, кто всегда будет рядом с ними, и использование ИИ в играх для более реалистичной иллюзии мира внутри.

Сегодняшние технологии, несомненно, развивают идею роботов-компаньонов и помощников в будущем. Несмотря на то, что мы сами не знаем, что такое сознание, и нужно ли машине обладать им, это неважно при ответе на вопрос: сможем ли мы когда-нибудь содержательно общаться с искусственным интеллектом?

Из-за огромных отличий между интеллектами машины и человека, неполноценным искусственным интеллектом сейчас и его возможным превосходством в будущем, вряд ли когда-нибудь осмысленные разговоры и общение будут возможны. Но это не останавливает нас от общения с теми роботами и разговаривающими программами, которые отвечают нам на наши просьбы сейчас. Ведь даже простой голосовой помощник может вызвать привязанность и желание общаться с ним. Так что, даже если полноценного диалога никогда и не состоится, технологии могут подвести говорящие машины максимально близко к этой ступени.

Список литературы

  1. Patrick Wagner. Siri Remains The Most Used Mobile Voice Assistant [Электронный ресурс]: -Statista, 2018 Режим доступа:
  2. Ryan Burke. GloVe, ELMo & BERT [Электронный ресурс]: -Towards Data Science, 2021 Режим доступа:
  3. The Smart Audio Report [Электронный ресурс]: -Edison Research, 2020. Режим доступа:
  4. Tim Urban. The AI Revolution: The Road to Superintelligence [Электронный ресурс]: -Wait But Why 2015. Режим доступа:
  5. Вейценбаум, Джозеф. Computer power and human reason: from judgment to calculation / В. Джозеф. -В. Х. Фриман, 1976. -7 с.
  6. Джон Маркофф. Homo Roboticus? Люди и машины в поисках взаимопонимания / М. Джон. -Альпина нон-фикшн, 2017.
  7. Рэй Курцвейл. How to Create a Mind: The Secret of Human Thought Revealed / К. Рэй. - Penguin Books, 2012.
  8. Стюарт Рассел. Искусственный интеллект: современный подход / Р. Стюарт, Н. Питер. – Вильямс, 2018.
  9. Уринцов А.И. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА /А.И.Уринцов - Москва, 2008. 10. 11
  10. Уринцов А.И., Дик В.В. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА / А. И. Уринцов - Москва, 2009
  11. Уринцов А.И. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / А. И. Уринцов - Экономика и математические методы. 1997. Т. 33. № 4. С. 141152.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее