ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БРАКА И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО БРАКА В РОССИИ

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БРАКА И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО БРАКА В РОССИИ

В данной статье освещена история становления брака и становление незарегистрированного брака в России.

Авторы публикации

Рубрика

История

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (100), Январь ‘23

Дата публикации 23.01.2023

Поделиться

До недавнего столетия понятие любовь было неким бонусом очень редким при замужестве. Прообразом брака в каменном веке существовала слабая организованная группа из человек 30. Позже на главный план выходил союз мужчины одного и одной женщины. Объединение в пары позволяло воспитывать детей и выполнять совместные задачи более эффективно. В ранних цивилизациях заключение брака являлось основой сохранения власти и стабильности. Например, в Месопотамии нужен был договор жениха и отца девушки, а также соблюдение некоторых условий: помолвка, выкуп, приданное, застолье, переезд невесты и беременность. Если хоть одно условие не получилось выполнить, то брак могли признать недействительным [1].

В последующие столетия брак широко распространяется. Пары формировали родители жениха и невесты. Семья жениха платила выкуп за невесту за то, что прежняя семья девушки лишилась помощницы по хозяйству.

Во многих странах брак был инструментов для продолжения родословной и нередко девушки выходили замуж в столь юном возрасте лет в 13-15. Жены часто делили мужей с иными женщинами. Правом на развод в основном обладал мужчина. Браки людей низшего сословия и аристократов имели различия.  Так, например, для заключения обычного брака нужно было выкупить невесту, а церемония аристократов сопровождалась более утонченными традициями: женились сразу после восхода, что символизировало вступление в новую жизнь, в окружении десяти свидетелей. Девушка произносила клятву, после чего вместе с женихом съедала пшеничный пирог. Традиция обмена кольцами появилась еще в Древнем Египте, однако именно римляне связали ее с бракосочетанием.

В начале развития христианской веры она не влияла на проведение свадеб, однако позже священники призвали родителей будущих женихов и невест, а также представителей духовенства благословлять пары. Это был первый случай обрядового церковного влияния. В европейском Средневековье влияние религии сильно распространилось на создание семьи. Церемония бракосочетания являлась священным событием и сопровождалась присутствием Бога. Церемонии начали проходить в церкви при двух свидетелях. Подобная церемония должна была спасть мужчин и женщин от греховных поступков.

Позже браки начали заключаться из-за политических мотивов или их еще называют династические браки. Они являлись инструментом для власти и борьбы за нее. Браки позволяли создавать военные коалиции, заключать мирные договоры и расширять сферы влияния. Подобные браки не были чужды и представителям российской короны. К примеру, во второй половине XIX века Романовы стремились укрепить отношения с Грецией, а также помешать германскому и австрийскому влиянию в Балканском регионе. В итоге они заключили сразу три династических брака: дочь великого князя Константина Николаевича вышла за короля Греции Георга I, а дети сына Николая I женились на княжнах Черногорских.

В Викторианскую эпоху начинает набирать оборот идея романтической основы для создания брака. Это привело к тому, что некоторые женщины предпочитали не выходить замуж вовсе, чем вступать в брак без чувств. Сексуальные отношения перестали восприниматься только как возможность зачать ребенка, что сыграло роль в их сепарации от института брака.

Индустриальная революция и рост среднего класса населения дал людям шанс выбирать супруга без одобрения родителей, но и разводы становились чаще.

После Первой мировой войны происходит кардинальное изменение отношения к браку. Брак больше не представляет собой иерархию, где женщины почти не имели прав. Как финансовые субъекты мужчина и женщина теперь равноправны. Позже женщины получают право голоса, новые рабочие места и право на развод. Но еще идет понимание гендерных ролей, кто кормилец, а кто хранительница очага.

Новые взгляды пришли из-за сексуальной революции на Западе во второй половине XX века. Гормональные контрацептивы позволило парам решать вопросы деторождения, а роль взаимного сексуального влечения и удовлетворения возросла. Женщина перестает быть только в роли домохозяйки.

В СССР укреплению института брака уделяли особое внимание. Семейное положение человека определяло многое — от возможности продвинуться по карьерной лестнице до предоставления очереди на жилье и права выезда за границу. Хорошая репутация часто зависела от того, состоит ли человек в законном браке и имеет ли детей. С распадом СССР эта общественная установка начала терять актуальность.

По мнению О. Косовой, традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для России, идет еще от Византийского права.  Россия, как страна православная, быстро начала считать законностью брака церемонию венчания [2]. Однако не во всех глухих закоулках страны христианские обряды выполнялись.

Законность церковного брака обрушила революция 1917 года, с этого года брак считался зарегистрированным только в гражданских органах. Хотя в большинстве современных развитых стран европейской культуры сложилось такое явление достаточно недавно [3].

Несмотря на существование в Российско-Советской истории периода (1926-1944 годы), когда «фактические брачные отношения» были практически приравнены к зарегистрированному браку, в целом, «византийски-серьезное» отношение к законному браку и пренебрежительное – к союзу, не оформленному официально, – сохранялось в нашей стране вплоть до самого последнего времени. Не случайно само слово «сожительство», наиболее точно и обще определяющее такой союз, в русском языке имеет более отчетливые негативные коннотации, чем во многих других языках.

Сожительство, «фактические брачные отношения» в полной мере не были приравнены к браку. У сожителей не было права на общую фамилию и права на упрощенное изменение гражданства в связи с брачными отношениями (в отличие от супругов). Однако права на имущество, наследство, пенсии и пособия у них были те же, что и у законных супругов.

В связи с расширением прав сожителей происходит нарушения принципа моногамности брака.

Принятый в 1969 году Кодекс о браке и семье РСФСР подтвердил осуществившееся в законодательстве признание юридической силы только за зарегистрированным браком. Но ст. 48 КоБС допускала установление отцовства на основании доказательственных фактов [4].

Семейный кодекс РФ 1995 года содержит в целом сходные с КоБС общие положения, касающиеся брака [5]. То есть «настоящим» признается только зарегистрированный брак. Однако, в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 15 от 5 ноября 1998 года упоминается о «незарегистрированных» и «зарегистрированных» браках, что как бы косвенно указывает на возможность существования, для современного российского законодательства, также и незарегистрированных браков.

Помимо объективных причин, влияющих на брачные отношения, есть субъективные, связанные с восприятием нетрадиционных брачных отношений. Общество модернизируется, и взгляды на брак становятся более толерантными, хотя установка на его оформление все еще доминирует.

Можно сказать, что в будущем будет заключаться меньше браков. Сегодня союзы оформляются позже, партнеры зачастую уже имеют экономический багаж и хотят сохранить свою финансовую независимость, поэтому брак может усложнять ситуацию, но вряд ли его отсутствие станет нормой. В любом случае какие‑то нормы, связанные с документированием, с закреплением союзов, останутся. 

Список литературы

  1. Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния 18(31) декабря 1917 г. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/17-12-18.htm (дата обращения: 23.01.2023).
  2. КОДЕКС О БРАКЕ И СЕМЬЕ РСФСР [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9005189 (дата обращения: 23.01.2023).
  3. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 23.01.2023).
  4. От способа выжить до личного выбора: как менялся институт брака и отношение к нему. Анна Петренко [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/relationship/19964-ot-sposoba-vyzhit-do-lichnogo-vybora-kak-menyalsya-institut-braka-i-otnoshenie-k-nemu/ (дата обращения: 23.01.2023).
  5. Косова О.Ю., Фактические браки» и семейное право /Правоведение, 1999, №3, с. 105

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary