НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

22

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 52 (97), Декабрь ‘22

Дата публикации 23.12.2022

Поделиться

В настоящей статье рассмотрена роль некоторых аспектов личности, а именно эмоционального интеллекта, в профессиональной деятельности педагога и рост значимости эмоционального интеллекта в связи с изменением требований к педагогам в новом профессиональном стандарте. 

Также в статье уделено внимание актуальности развития эмоционального интеллекта как важнейшего качества профессиональной компетентности будущего педагога уже в процессе обучения в учебном заведении. 

В условиях повышения информатизации и развития технологий меняются требования, предъявляемые к современному педагогу. Становится актуальным вопрос готовности выпускников педагогических специальностей к осуществлению профессиональной деятельности. Новые требования требуют совершенствования в совокупности как профессиональных, так и личностных компетенций. Требования к уровню подготовки педагога зафиксированы в профессиональном стандарте [1].

Так, будущие педагоги должны уметь, в частности:

- планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, 

- эффективно решать образовательные задачи развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, 

- осуществлять воспитательную деятельность, реализовывать современные программы воспитания,

- осуществлять педагогическую деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях, 

- проводить развивающую работу, работать с детьми с особыми потребностями.

В связи с тем, что всё больше и больше внимания уделяется обучающимся с ограниченными возможностями и инвалидам, современные педагоги должны уметь в своей деятельности учитывать особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.2.11 профстандарта), владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса. 

Также, и одаренным ребятам, как правило, нужна очень серьезная поддержка.

Нарастающей является проблема сдачи обучающимися ОГЭ и ЕГЭ, поэтому увеличивается востребованность такого направления деятельности педагогов, как репетиторство. Репетиторство, как правило, требует от педагога особенного индивидуального подхода к обучающимся, в первую очередь, как к личности. Нужно не только выдать материал, но, в большей степени, исправить отношение к предмету подготовки, мотивировать и настроить обучающегося на успешную сдачу экзамена. Успешность сдачи обучающимся экзамена зависит от эффективности педагога. Если репетитору удаётся наладить с учеником личный контакт и выстроить доверительные отношения, то результаты от таких уроков значительно выше. Ребёнок перестаёт воспринимать их как дополнительную нагрузку, расслабляется, раскрывает свой потенциал и проявляет искренний интерес к предмету.

Поэтому, в настоящее время, на первый план перемещаются требования к личности педагога. Педагогу теперь, как никогда раньше, важно уметь противостоять профессиональным трудностям, управлять своим эмоциональным состоянием, определять особенности своего воздействия, проявлять перцептивные способности, уметь понимать позицию других, понимать индивидуальность и неповторимость другого человека, эмпатировать ему, рефлексировать. Кроме этого, педагогическая деятельность сопряжена с постоянными психологическими и эмоциональными перегрузками, эмоциональной напряженностью, возможным эмоциональным выгоранием и т.д. Следовательно, эмоциональные способности имеют большую значимость в структуре личности педагога.

Изменение требований является условием развития непрерывного педагогического образования. Изменения в профстандарте дают импульс для развития, в том числе личностного.

Одним из значимых качеств современного педагога становится эмоциональное лидерство, под которым понимается искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта.

Содержательные характеристики эмоционального интеллекта определяют факторы личностного и профессионального роста, оказывающие влияние на успешную жизнедеятельности личности, в том числе профессиональную реализацию.

Люсин Д.В. понимал эмоциональный интеллект как способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и управлять ими. Способность к пониманию эмоций предполагает, что человек:

- способен распознать эмоцию (установить факт наличия эмоционального переживанию у себя или собеседника);

- способен идентифицировать эмоцию (способен вербализовать ее);

- понимает причины, которые могли ее вызвать, а также следствия этой эмоции.

Способность к управлению эмоциями предполагает, что человек:

- способен контролировать интенсивность эмоций;

- способен контролировать внешнее выражение эмоций;

- способен вызвать определенную эмоцию при необходимости.

Способность к пониманию и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей, т.е. мы можем говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Они связаны между собой, хоть и предполагают актуализацию разных когнитивных процессов [3].

От молодого педагога уже с первых дней трудовой деятельности требуется полное погружение в педагогический процесс, способность решать все профессиональные задачи. Начало профессиональной деятельности педагога часто связано с высоким уровнем стресса, неизбежными трудностями, включающими  психолого-методическую некомпетентность; неготовность решать воспитательные задачи; коммуникативную некомпетентность; трудностями, вызванными личностными особенностями педагога и социальными проблемами [4].

Г.В.Юсупова рассматривает эмоциональную компетентность как группу развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции интерперсональных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих [5]. Выделяется два компонента эмоциональной компетентности: когнитивный (понимание) и поведенческий (управление). Оба компонента имеют два вектора: внутренний (направленность на себя) и внешний (направленность на других).

Когнитивный вектор направлен, с одной стороны, на саморефлексию, как понимание себя, с другой (при направленности на других) на эмоционально-когнитивную децентрацию своего «Я», известную как эмпатия. Приспособление поведенческих реакций реализуется через саморегуляцию поведения (поведенческий вектор, направленный на себя) и регуляцию отношений с другими (поведенческий вектор, направленный на взаимодействие с окружающими). 

Соответственно, в составе эмоциональной компетентности выделяются четыре базовых компонента с их функциями: саморегуляция как контроль импульсов и управление эмоциями, выражение эмоций, блокировка негативных эмоциональных состояний; регуляция взаимоотношений как социальные навыки, умение строить отношения с окружающими; рефлексия как самоосознание, рациональное осмысление эмоций, выявление собственных мотивов; эмпатия как эмоционально-когнитивная децентрация. 

Проведенный в 2018 году опрос студентов 3 и 4 курсов РГПУ им. А.И. Герцена, в котором участвовало 32 респондента, показал, что некоторые из обозначенных выше проблем актуальны и для студентов, проходящих педагогическую практику. Выяснилось, что большая часть студентов (60%) испытывают некоторое беспокойство и тревогу, связанную с началом профессиональной деятельности; многие из них (25%) переживают, что не смогут справиться с профессиональными задачами. 

Наиболее типичными оказались следующие комментарии: «Я чувствовал(а) сильное волнение и тревогу в процессе практики. Это мешало мне проводить уроки», «Я очень расстроился (-лась) из-за того, что не все на уроке получилось так, как хотелось бы», «Периодически было сложно совладать с собственными эмоциями», «Часто казалось, что я теряю контроль над ситуацией» [6]

Полученные результаты показывают, что большинство трудностей первых этапов освоения профессиональной деятельности связаны с коммуникативной (трудности в выстраивании отношений с учениками и администрацией) и эмоциональной (напряженность, тревожность, раздражительность, уверенность в себе) сферой начинающих педагогов.

Умение управлять собственными эмоциями, а также понимать эмоции другого имеет большое значение в жизни любого человека. От того насколько успешно это получается, во многом зависит и успешность в решении коммуникативных задач, самосознание и самоощущение, удовлетворенность своей деятельностью, способность к творчеству.

Повышение показателей компонентов эмоционального интеллекта (владения собой, внутриличностного интеллекта эмоциональности, контроля экспрессивности, межличностного интеллекта эмоциональности, менеджмента отношений с окружающими, мотивации себя, понимания собственных эмоциональных проявлений, понимания эмоциональных проявлений окружающих, распознавания эмоциональных проявлений окружающих, сознания себя, сознания социальной направленности, управления собственными эмоциональными проявлениями, управления эмоциональными проявлениями окружающих, эмоциональной осведомленности, эмпатии) дает возможность: коррекции депрессивных проявлений, нивелирования межличностных недопониманий, отсрочки наступления стресс-состояний, повышения благополучия разнообразных видов и саморегуляции в общении, предупреждения раннего наступления деформаций учебного и профессионального характера, профилактики напряжения нервного спектра, снижения асоциальности активности, торможения симптоматики психосоматики, увеличения мотивационной заинтересованности, упреждения истощения эмоционального аспекта [7].

Поэтому повышение личной эффективности именно в период обучения является самым приемлемым решением задачи психолого-эмоциональной подготовки будущих педагогов для обеспечения соответствия новым требованиям.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 17 августа 2022 г. N 742 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах".
  2. Аширова, Е.П., Денисова, А.А. Эмоциональная компетентность учителя начальных классов как один из факторов его готовности к профессиональной деятельности / Е.П. Аширова, А.А. Денисова // Герценовские чтения. Начальное образование - Т.8 No2. - 2017. - С. 125-131
  3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте/ Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/под ред. ДВ Люсина, ДВ Ушакова.- М.: Институт психологии РАН. - 2004. - С. 29.
  4. Морозова И. С., Каргина А. Е. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения / Морозова И. С., Каргина А. Е. // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология.- 2018. -Т. 25.- С. 76-88.
  5. Погодаева М.В. Анализ уровня эмоциональной компетентности педагогов / Погодаева М.В. // Научно-педагогическое обозрение.- 2022. -Вып. 1 (41). - С. 155–161.
  6. Полякова, О. Б. Учет особенностей эмоционального интеллекта студентов при персонализации образования // Образование в современном мире: ключевые тренды трансформации : сб. науч. трудов Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 25 февр. 2022 года) / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т) ; отв. ред. Т. И. Руднева. - Самаpа : Изд-во Самар. ун-та- 2022. - С. 311-315.
  7. Регуш, Л.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Л.А. Регуш, А.В. Орлова. - СПб.: Питер.- 2011. - 416 с
  8. Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности: Дис. ... канд. психол. наук. 19.00.01 / Юсупова Гузель Валимухаметовна - Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, -2006. -165 c.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее