ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

IT-Технологии

Просмотры

323

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (109), Март ‘23

Дата публикации 21.03.2023

Поделиться

Данная статья посвящена процессу цифровизации, происходящему в обществе, который подразумевает быстрые изменения и новые разработки. Определены последствия для развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Все слои общества вовлечены в феноменальный и быстрый процесс "цифровой трансформации". На наших глазах происходит смена парадигмы культуры. Жизнь современного ребенка уже невозможно представить без гаджетов, виртуальной реальности и интерактивных технологий. Такая ситуация создает множество проблем для здоровья и поведения детей, зачастую негативно влияя на эмоциональную сферу. Как часто отмечают исследователи, проблема детей в информационном обществе заключается в том, что они частично теряют способность общаться со взрослыми и сверстниками. Они становятся менее чувствительными к чувствам и эмоциям других людей, а без чувств и эмоций невозможно полностью понять окружающий мир. Без эмоциональной осведомленности они не могут иметь полное представление о себе и своих мотивах и взаимодействовать с обществом.

Проблема интернета является достаточно разработанной в современном научном сообществе. Так феномен интернет — аддикции изучали Войскунский А. Е. [3], Панкова Т. В., Сергеева Н.В; виртуальную коммуникацию Арестова О. Н. [1], Белинская Е. П., Жичкина А. Е.

Цифровизация предъявляет новые требования к развитию личностных качеств, изменяет когнитивные функции и создает новые потребности в развитии эмоционального интеллекта. Парадоксально, но в то время как взрослым требуется высокий уровень эмоционального интеллекта, цифровизация часто оказывает негативное влияние на развитие этой черты личности у детей. Термин "эмоциональный интеллект" был впервые использован Дж. Мейером и П. Саловеем в 1990 году. Исследователи определили эмоциональный интеллект как "способность полностью понимать, оценивать и выражать эмоции", "способность понимать эмоции других" и "способность управлять эмоциями и чувствами, которые способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию личности". В периоды дошкольного и школьного возраста дети проходят активную эмоциональную подготовку, которая улучшает их самосознание, рефлексию и децентрированность. По мнению Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей школьного возраста - одна из главных задач профессиональной деятельности педагогов. Эмоции являются важнейшим звеном в духовной жизни человека, особенно в жизни ребенка. В связи с этим одним из требований российского общеобразовательная образования является развитие эмоциональной сферы ребенка, что отражено в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах.

В центре внимания находятся как эмоциональный, так и социальный интеллект. В  школьном возрасте закладывается понимание именно этой области - области эмоциональных отношений с окружающей средой. Важно отметить, что в младшем школьном возрасте у детей уже развиты основные виды эмоций, такие как гнев, радость, страх, удивление и стыд.

В нужный момент для развития этих эмоциональных понятий важно выработать "полезные эмоциональные привычки", то есть навыки, связанные с принятием и выражением эмоциональных состояний. Как известно, этим навыкам можно научиться только в процессе межличностного общения. Дети школьного возраста находятся в периоде развития межличностных навыков через общение с близкими людьми и со сверстниками.

Это общение особенно важно в процессе становления эмоционального интеллекта. Навыки, приобретенные в этот период, оказывают решающее влияние на дальнейшую жизнь человека [2].

Цифровизация дает детям доступ к виртуальному миру развлечений и общения, но они могут выражать свои чувства только по отношению к игрушкам и цифровым устройствам, но не к людям. Причины растущего увлечения компьютерами в основном технологические. Легкий доступ к интернету и широкий выбор цифровых инструментов и приложений - вот некоторые из причин. Увеличение времени, проводимого в одиночестве с гаджетами и цифровыми устройствами, изолирует детей от реальных людей и живого межличностного общения, снижая эмоциональный интеллект. В онлайн-общении и компьютерных играх дети часто испытывают негативные чувства и используют специальный язык, основанный на жаргоне. Хотя это облегчает понимание, но сильно тормозит развитие языковой осведомленности и творческого самовыражения. Кроме того, самым известным недостатком этой формы общения является отсутствие невербальных методов коммуникации. Следствием этих фактов является эмоциональный дефицит, который значительно задерживает развитие эмоционального и вербального интеллекта. Многие дети младшего школьного возраста после выхода из цифрового мира не способны к конструктивному общению и полноценному самовыражению и самосознанию.

В настоящее время в современных общеобразовательных учреждениях используются различные элементы цифровой реальности, в том числе анимация, учебные онлайн-платформы и онлайн-ресурсы.

В этом контексте необходимо рассмотреть роль технологий в мотивации детей к обучению. Хотя в этой области ведется много споров, все большее число исследователей приходит к выводу, что цифровая революция действительно может мотивировать детей дошкольного и школьного возраста. Многие учителя уверенно заявляют о повышении уровня вовлеченности детей в занятия с цифровыми медиа.

Привлекательность цифровых медиа заключается в том, что они позволяют делиться своей работой с другими, используя медиаконтент, который более интересен и увлекателен для их сверстников. В этом отношении цифровизация может стать общей методологической основой для разработки новых подходов к обучению. В современном мире цифровые технологии - это не только инструмент, но и среда, открывающая новые возможности для общения, образования и удовлетворения индивидуальных потребностей.

Для того чтобы минимизировать негативное влияние цифровизации на детей, необходимо включить в образовательную деятельность положительные стороны этого процесса. В этой деятельности учителя и семьи должны выступать в качестве координаторов. Уровень и темпы социального прогресса зависят от личных качеств каждого человека, а также от имеющихся у него возможностей и навыков. Люди цифровой эпохи - творческие, гибкие, изобретательные и самокритичные, способные быстро адаптироваться к меняющемуся технологическому миру и активно принимать эффективные решения. Развитие коммуникативных, творческих и критических навыков, или эмоциональных навыков, с младшего школьного возраста поможет им развить целостный эмоциональный интеллект.

Это связано с тем, что цифровые технологии уже стали частью нашей жизни, и главная задача сегодня - научить детей наилучшим образом использовать цифровые технологии, поскольку они помогают развивать эмоциональный интеллект. Мы можем лишь заключить, что благодаря деятельности, опосредованной цифровыми технологиями, люди естественным образом меняются в ответ на внутренние и внешние обстоятельства. На интеллектуальном уровне человечество создало технологию, которая работает на интеллект, но возможно ли заставить себя  и цифровые технологии работать на наши эмоции и чувства?

Список литературы

  1. Арестова О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 4. — С. 14 -20
  2. Белинская Е. П. Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. // Образование и информационная культура. Т. 5. Вып. 7. — М.: РАО, 2000 г. — С. 395–431
  3. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. — 2004. -. № 1. — С. 90–100
  4. Козлова Н. С. Влияние самочувствия, активности и настроения на характер использования социальных сетей // Научно-исследовательский и образовательный потенциал современной высшей школы сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. П. Чигишевой. — 2014. — С. 87–90.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее