Актуальность исследования взаимосвязи ассертивности и эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста обусловлена современными социальными и психологическими вызовами, с которыми сталкивается эта демографическая группа. В условиях постоянно меняющегося общества женщины среднего возраста часто испытывают давление, связанное с карьерным ростом, семейными обязанностями и социальными ожиданиями. Понимание того, как ассертивность и эмоциональный интеллект взаимодействуют и влияют на психологическое благополучие, может стать ключом к разработке эффективных стратегий преодоления жизненных трудностей.
Несмотря на то, что ассертивность и эмоциональный интеллект по отдельности являются хорошо изученными концепциями, их взаимосвязь, особенно у женщин среднего возраста, недостаточно исследована в современной научной литературе, что создает пробел в понимании психологических механизмов, влияющих на качество жизни данной группы.
Результаты исследования могут иметь практическое применение в сфере психологического консультирования и коучинга, способствуя разработке более целенаправленных программ личностного роста и профессионального развития. Кроме того, понимание этой взаимосвязи может помочь в создании более эффективных методов социальной адаптации для женщин, переживающих значительные жизненные изменения, такие как «синдром пустого гнезда» или смена карьерных целей [1, 5, 11].
Целью исследования являлось определение взаимосвязи ассертивности и эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста.
В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 45 до 59 лет, что соответствует определению среднего возраста. Средний возраст участниц составил 52,3 года. Выборка включала женщин различных профессий и социальных статусов, что позволило получить разносторонний взгляд на особенности проявления ассертивности и эмоционального интеллекта в этой возрастной группе.
Ассертивность представляет собой комплексное личностное качество, характеризующееся способностью человека уверенно и открыто выражать свои мысли, чувства и убеждения, при этом уважая права и чувства других людей. Ключевыми аспектами ассертивности являются уверенность в себе, способность ясно выражать свои потребности, умение отстаивать свою позицию без агрессии, уважение к правам других, ответственность за свои действия и эмоциональная саморегуляция. Важно отметить, что в отечественной психологии ассертивность рассматривается как интегральное свойство личности, в то время как зарубежные исследователи часто трактуют её как набор поведенческих навыков [6].
Важно отметить, что ассертивность не является врожденной чертой, а представляет собой навык, который может быть развит через обучение и практику [4]. Развитие ассертивности на наш взгляд тесно связано с эмоциональным интеллектом, самопознанием и личностным ростом.
Разнообразие подходов к изучению эмоционального интеллекта отражает сложность и многогранность этого феномена [2, 3]. Каждый подход вносит свой вклад в понимание различных аспектов эмоционального функционирования человека.
Модели способностей фокусируются на когнитивных аспектах обработки эмоциональной информации [14, 15]. Смешанные модели и модели черт личности подчеркивают роль личностных характеристик и социальных компетенций [13]. Нейробиологический подход раскрывает мозговые механизмы, лежащие в основе эмоционального интеллекта. Культурный подход напоминает о важности учета социокультурного контекста.
Интеграция различных подходов позволяет создать более полную картину эмоционального интеллекта, что в свою очередь, открывает новые перспективы для исследования многомерной природы эмоционального интеллекта [7, 8]. Однако, в настоящее время количество исследований, направленных на изучение связи эмоционального интеллекта с другими факторами, недостаточно.
Обобщая проведённый анализ, можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект представляет собой комплексное личностное качество, характеризующееся способностью человека понимать и управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей. Также он может быть охарактеризован как многогранный конструкт, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, которые в совокупности позволяют индивиду эффективно взаимодействовать с окружающим миром, сохраняя при этом психологическое благополучие и способствуя личностному росту.
Ключевыми аспектами эмоционального интеллекта являются: способность к точному восприятию и выражению эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, понимание эмоциональных состояний и их причин, а также регуляция эмоций для достижения поставленных целей, которые играют важную роль в формировании здоровых межличностных отношений, эффективной коммуникации и успешной адаптации к различным жизненным ситуациям. В свою очередь это является предиктором для улучшения качества жизни, повышения удовлетворенности отношениями, более эффективного преодоления стресса и лучших показателей в профессиональной деятельности.
Важнейшей характеристикой эмоционального интеллекта является его динамичность и возможность его развития. В этом контексте особую значимость приобретает его взаимосвязь с другими важными психологическими конструктами, в частности, с ассертивностью.
Особое значение эти качества приобретают в среднем возрасте у женщин, когда происходят существенные изменения в различных сферах жизни, требующие адаптации и переосмысления [11].
По результатам исследования была выдвинута гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между ассертивностью и уровнем эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста.
Для её проверки были использованы следующие методики исследования:
- Опросник ассертивности «А26», разработанный В.П. Шейновым и А.С. Девицыным [12].
- Шкала измерения тактик самопрезентации, разработанная С.-Ж. Ли и Б. Куигли и адаптированная О.А. Пикулевой [10].
- Опросник «Краткая версия опросника ЭмИн Д.В. Люсина» (ЭмИн-Кр) разработан Д.В. Люсиным, А.А. Панкратовой и Д.С. Корниенко [9].
Среднее значение уровня ассертивности у женщин согласно опроснику ассертивности «А26» В составляет 66,43±8,65 баллов. Детальное распределение по уровням ассертивности (рисунок 1) позволяет отметить, что наибольшее число респондентов (38%) демонстрируют склонность к агрессивному поведению. Эти женщины могут проявлять чрезмерную напористость в отстаивании своих интересов, иногда переходя границы уважительного отношения к правам других людей. Они склонны к более конфликтному стилю взаимодействия, что может создавать трудности в межличностных отношениях.
Рисунок 1. Распределение по уровню ассертивности в выборке респондентов, %
Для 34% респондентов характерен средний уровень ассертивности, что является позитивным показателем. Такие женщины способны эффективно выражать свои мысли, чувства и желания, при этом уважая права и интересы окружающих. Они умеют находить баланс между отстаиванием собственной позиции и учетом мнения других людей, что способствует построению здоровых и конструктивных отношений. У 28% респондентов выявлен низкий уровень ассертивности, что проявляется в неуверенном поведении. Такие женщины могут испытывать трудности в выражении своих потребностей и желаний, часто уступают другим в ущерб собственным интересам. Они склонны избегать конфликтов и могут испытывать дискомфорт при необходимости отстаивать свою точку зрения.
Распределение респондентов по трем категориям поведения относительно равномерное, что указывает на разнообразие поведенческих стратегий в выборке и может быть связано с индивидуальными особенностями личности, опытом и социальным окружением. Стоит отметить, что склонность к агрессивному поведению у наибольшей части выборки может быть как устойчивой личностной характеристикой, так и реакцией на стрессовые ситуации или неблагоприятные жизненные обстоятельства, что может указывать на необходимость развития навыков эмоциональной регуляции и конструктивного взаимодействия у данной группы женщин. Группа женщин с неуверенным поведением также заслуживает внимания, так как низкая ассертивность может негативно влиять на самооценку, удовлетворенность жизнью и эффективность в различных сферах деятельности. Для этой группы могут быть полезны тренинги по развитию уверенности в себе и навыков ассертивного поведения. Треть выборки, демонстрирующая оптимальный уровень ассертивности, может служить позитивным примером и ресурсом для остальных участниц исследования. Их опыт и стратегии поведения могут быть использованы в разработке программ по улучшению коммуникативных навыков для других групп.
В целом, результаты исследования указывают на необходимость дифференцированного подхода к работе с женщинами в зависимости от их уровня ассертивности. Для группы с агрессивными тенденциями может быть полезным обучение методам контроля эмоций и альтернативным способам выражения своих потребностей. Для женщин с неуверенным поведением важно развитие навыков самоутверждения и повышение самооценки, а для группы с оптимальным уровнем ассертивности – поддержание и дальнейшее совершенствование навыков эффективной коммуникации.
На основе результатов диагностики по шкале измерения тактик самопрезентации, мы видим, что средние значения различных тактик самопрезентации у женщин варьируются от 18,13 до 19,82 баллов и 33,20 балла по шкале «желание понравиться» (таблица 1). Наименее выражена тактика «запугивание» (18,13±5,42 баллов). Остальные тактики имеют схожий уровень выраженности, варьирующийся от 18,93 до 19,82 баллов.
Таблица 1.
Результаты диагностики по шкале измерения тактик самопрезентации (С.-Ж. Ли, Б. Куигли в адаптации О.А. Пикулевой)
Показатель |
Минимум |
Максимум |
М |
σ |
Оправдание/отрицание |
11 |
28 |
19,13 |
4,77 |
Оправдание/принятие |
11 |
28 |
19,42 |
5,12 |
Отречение |
11 |
28 |
19,77 |
5,09 |
Препятствование себе |
11 |
28 |
19,60 |
4,94 |
Извинение |
11 |
28 |
19,82 |
5,71 |
Желание/старание понравиться |
21 |
47 |
33,20 |
8,25 |
Запугивание |
11 |
28 |
18,13 |
5,42 |
Просьба/мольба |
11 |
28 |
19,68 |
5,24 |
Приписывание достижений |
11 |
28 |
19,07 |
5,52 |
Преувеличение достижений |
11 |
28 |
19,27 |
5,38 |
Негативная оценка других |
11 |
28 |
18,93 |
5,18 |
Рассматривая выраженность тактик в процентах от шкалы, мы наблюдаем следующую картину (рисунки 2 и 3).
Рисунок 2. Выраженность тактик защитного типа, в % от шкалы
Тактики защитного типа имеют умеренную выраженность. «Оправдание/отрицание» и «оправдание/принятие» выражены на 43% от шкалы, «отречение» и «препятствование себе» - на 44%, «извинение» - также на 44%, что указывает на то, что женщины среднего возраста в умеренной степени используют защитные механизмы в социальных взаимодействиях.
Рисунок 3. Выраженность тактик ассертивного типа
Среди тактик ассертивного типа наиболее выражено «желание/старание понравиться» (46% от шкалы), что свидетельствует о том, что женщины среднего возраста достаточно активно используют стратегии, направленные на создание благоприятного впечатления о себе. «Запугивание» является наименее выраженной тактикой (40% от шкалы), что говорит о меньшей склонности женщин среднего возраста к использованию агрессивных или угрожающих стратегий самопрезентации. «Просьба/мольба» выражена на 44% от шкалы, что указывает на умеренное использование женщинами среднего возраста стратегий, связанных с демонстрацией собственной беспомощности или потребности в помощи. «Приписывание достижений» (42% от шкалы), «преувеличение достижений» (43% от шкалы) и «негативная оценка других» (42% от шкалы) также имеют умеренную выраженность, что говорит нам о том, что женщины среднего возраста в некоторой степени склонны подчеркивать свои достижения и критиковать других, но не делают это чрезмерно часто.
Такое распределение может быть связано с тем, что женщины среднего возраста имеют достаточный социальный опыт и умеют гибко адаптировать свои стратегии самопрезентации к различным ситуациям. Более высокая выраженность тактики «желание понравиться» может отражать стремление к поддержанию позитивных социальных отношений и получению социального одобрения. Сравнивая выраженность различных показателей, можно отметить, что тактики защитного типа и большинство ассертивных тактик имеют схожую умеренную выраженность (около 42-44% от шкалы), что может указывать на сбалансированное использование различных стратегий самопрезентации женщинами среднего возраста.
Обобщая результаты анализа, можно сделать следующие выводы:
- Женщины среднего возраста используют различные тактики самопрезентации с умеренной выраженностью.
- Наиболее выраженной является тактика «желание/старание понравиться», что может отражать важность социального одобрения для этой возрастной группы.
- Защитные и ассертивные тактики самопрезентации используются в сбалансированном соотношении, что может свидетельствовать о гибкости в социальных взаимодействиях.
- Наименее выражена тактика запугивания, что говорит о предпочтении более конструктивных стратегий самопрезентации.
Результаты диагностики эмоционального интеллекта представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты диагностики по опроснику «Краткая версия опросника ЭмИн Д.В. Люсина» (ЭмИн-Кр) Д.В. Люсина, А.А. Панкратовой, Д.С. Корниенко
Показатель |
Минимум |
Максимум |
М |
σ |
МП (понимание чужих эмоций) |
3 |
7 |
4,62 |
1,35 |
МУ (управление чужими эмоциями) |
3 |
7 |
4,90 |
1,55 |
ВП (понимание своих эмоций) |
3 |
7 |
5,03 |
1,39 |
ВУ (управление своими эмоциями) |
3 |
7 |
4,85 |
1,40 |
МЭИ (межличностный ЭИ) |
6 |
14 |
9,52 |
2,49 |
ВЭИ (внутриличностный ЭИ) |
6 |
14 |
9,88 |
1,87 |
Эмоциональный интеллект |
13 |
27 |
19,40 |
3,19 |
Среднее значение общего эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста составило 19,40±3,19 баллов из 27 возможных, что указывает на умеренно высокий уровень эмоционального интеллекта и говорит о том, что в целом женщины среднего возраста обладают хорошими способностями к пониманию и управлению эмоциями. Стандартное отклонение 3,19 балла указывает на умеренную вариативность результатов в выборке.
У женщин среднего возраста внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) более выражен (9,88±1,87 баллов из 14), чем межличностный (МЭИ) (9,52±2,49 баллов), что наглядно представлено на рисунке 4. Можно сделать вывод, что женщины среднего возраста в целом лучше понимают и управляют собственными эмоциями, чем эмоциями других людей.
Рисунок 4. Выраженность эмоционального интеллекта и его основных компонентов (межличностный и внутриличностный ЭИ), в баллах
Более высокий уровень ВЭИ может быть связан с накопленным жизненным опытом и развитием навыков самопознания и саморефлексии у женщин среднего возраста. Меньшая выраженность МЭИ может указывать на потенциальную область для развития, особенно в сфере понимания эмоций других людей и управления ими. Несмотря на разницу, оба показателя находятся на достаточно высоком уровне (около 70% от максимально возможного балла), что свидетельствует о хорошем общем уровне развития эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста.
Показатели по отдельным субшкалам эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста наглядно представлены на рисунке 5.
Субшкала «Понимание своих эмоций» (ВП) показывает наиболее высокий результат со средним значением 5,03±1,39 баллов, что свидетельствует о том, что женщины среднего возраста достаточно хорошо осознают свои эмоциональные состояния, способны их идентифицировать и понимать причины их возникновения.
Рисунок 5. Выраженность субшкал эмоционального интеллекта, в баллах
Субшкала «Управление своими эмоциями» (ВУ) имеет среднее значение 4,85±1,40 баллов. Этот показатель указывает на умеренно высокую способность женщин контролировать интенсивность и внешнее выражение своих эмоций, а также вызывать и поддерживать желательные эмоции. Субшкала «Управление чужими эмоциями» (МУ) демонстрирует среднее значение 4,90±1,55 баллов, что говорит о том, что женщины среднего возраста обладают хорошими навыками влияния на эмоциональные состояния других людей. Наконец, субшкала «Понимание чужих эмоций» (МП) показывает наименьший результат - 4,62±1,35 баллов. Хотя этот показатель все еще находится на достаточно высоком уровне, он указывает на то, что способность распознавать и интерпретировать эмоциональные состояния других людей развито у этих женщин в меньшей степени.
Таким образом, женщины среднего возраста демонстрируют наиболее высокие показатели в понимании собственных эмоций, что может быть результатом накопленного жизненного опыта и развитой способности к самоанализу. Способность управлять своими и чужими эмоциями находится на сходном, достаточно высоком уровне, что говорит о хорошо развитых навыках эмоциональной регуляции. Небольшая разница между показателями всех субшкал (максимальная разница составляет 0,41 балла) свидетельствует о сбалансированности различных аспектов эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста.
Данные результаты могут быть использованы для разработки целенаправленных программ по развитию эмоционального интеллекта, с особым акцентом на улучшение навыков понимания эмоций других людей, что может способствовать повышению ассертивности, ведь как показал корреляционный анализ (таблица 3) данные показатели имеют статистически значимые корреляции.
Таблица 3.
Результат корреляционного анализа взаимосвязи ассертивности и эмоционального интеллекта у женщин среднего возраста (критерий Спирмена) (n=60)
Показатель |
МП |
МУ |
ВП |
ВУ |
МЭИ |
ВЭИ |
ЭИ |
|
Уровень ассертивности |
rs |
-0,223 |
-0,244 |
0,023 |
-0,079 |
-,271* |
-0,041 |
-0,231 |
p |
0,086 |
0,06 |
0,863 |
0,547 |
0,036 |
0,757 |
0,075 |
|
Оправдание/ отрицание |
rs |
-,300* |
-0,202 |
0,074 |
-0,104 |
-,276* |
-0,041 |
-0,252 |
p |
0,02 |
0,121 |
0,573 |
0,428 |
0,033 |
0,755 |
0,052 |
|
Оправдание/ принятие |
rs |
0,042 |
-0,039 |
0,055 |
0,071 |
0,008 |
0,094 |
0,066 |
p |
0,751 |
0,769 |
0,678 |
0,588 |
0,953 |
0,474 |
0,616 |
|
Отречение |
rs |
0,04 |
-0,05 |
-0,082 |
0,028 |
0,007 |
-0,017 |
0,007 |
p |
0,76 |
0,702 |
0,533 |
0,832 |
0,959 |
0,896 |
0,96 |
|
Препятствование себе |
rs |
-0,096 |
-0,031 |
-0,044 |
0,041 |
-0,067 |
0,001 |
-0,041 |
p |
0,468 |
0,815 |
0,74 |
0,756 |
0,61 |
0,994 |
0,757 |
|
Извинение |
rs |
0,141 |
0,114 |
-0,071 |
-0,024 |
0,146 |
-0,034 |
0,072 |
p |
0,284 |
0,388 |
0,589 |
0,856 |
0,267 |
0,797 |
0,583 |
|
Желание/ старание понравиться |
rs |
-0,007 |
-0,199 |
0,125 |
-0,053 |
-0,106 |
0,113 |
-0,053 |
p |
0,956 |
0,127 |
0,34 |
0,69 |
0,422 |
0,392 |
0,687 |
|
Запугивание |
rs |
-0,006 |
-0,197 |
,257* |
0,068 |
-0,118 |
0,235 |
0,046 |
p |
0,962 |
0,131 |
0,047 |
0,604 |
0,369 |
0,07 |
0,728 |
|
Просьба/ мольба |
rs |
-0,04 |
-0,167 |
0,071 |
-0,096 |
-0,134 |
0,022 |
-0,082 |
p |
0,761 |
0,202 |
0,588 |
0,466 |
0,306 |
0,866 |
0,532 |
|
Приписывание достижений |
rs |
-0,159 |
-,274* |
0,25 |
0,004 |
-,256* |
0,196 |
-0,137 |
p |
0,225 |
0,034 |
0,054 |
0,977 |
0,049 |
0,133 |
0,297 |
|
Преувеличение достижений |
rs |
-0,071 |
-0,1 |
0,13 |
0,068 |
-0,084 |
0,156 |
-0,026 |
p |
0,59 |
0,449 |
0,321 |
0,606 |
0,525 |
0,233 |
0,842 |
|
Негативная оценка других |
rs |
0,169 |
0,196 |
0,016 |
-0,008 |
0,209 |
-0,021 |
0,178 |
p |
0,196 |
0,132 |
0,902 |
0,951 |
0,109 |
0,875 |
0,174 |
|
Пример для подражания |
rs |
-0,043 |
0,145 |
-0,088 |
0,102 |
0,064 |
0,012 |
0,051 |
p |
0,743 |
0,271 |
0,506 |
0,438 |
0,625 |
0,93 |
0,698 |
Примечание: * - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
МП (понимание чужих эмоций), МУ (управление чужими эмоциями), ВП (понимание своих эмоций), ВУ (управление своими эмоциями), МЭИ (межличностный ЭИ), ВЭИ (внутриличностный ЭИ), ЭИ - Общий показатель
Обнаружена отрицательная корреляция между межличностным эмоциональным интеллектом (МЭИ) и уровнем ассертивности (r = -0,271, p < 0,05). Важно учесть, что в данном контексте рост показателей ассертивности также связан с ростом склонности к агрессии, т.е. женщины с более развитыми навыками понимания и управления эмоциями других людей склонны проявлять меньшую склонность к агрессивному поведению. Психологически это можно интерпретировать как тенденцию к более гибкому и адаптивному социальному поведению, где понимание эмоций других людей помогает избегать чрезмерной настойчивости или агрессии в отстаивании своих интересов.
Выявлена значимая отрицательная связь между пониманием чужих эмоций (МП) и тактикой оправдания/отрицания (r = -0,300, p < 0,05), т.е. женщины, лучше понимающие эмоции других людей, реже прибегают к оправданиям или отрицанию своих действий. Такая взаимосвязь может объясняться тем, что более глубокое понимание эмоциональных реакций окружающих способствует более честному и открытому поведению, снижая потребность в защитных механизмах.
Также обнаружена отрицательная корреляция между межличностным эмоциональным интеллектом (МЭИ) и тактикой оправдания/отрицания (r = -0,276, p < 0,05), что подтверждает предыдущее наблюдение и указывает на то, что высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта связан с меньшей склонностью к использованию оправданий или отрицания как способов самопрезентации. Женщины с более развитыми навыками понимания эмоций других людей могут быть менее склонны к использованию таких защитных механизмов, так как они лучше понимают последствия своих действий для окружающих.
Положительная корреляция между пониманием своих эмоций (ВП) и тактикой запугивания (r = 0,257, p < 0,05). Эта связь может казаться парадоксальной, но она может указывать на то, что женщины, лучше понимающие свои эмоции, могут осознанно использовать тактику запугивания в определенных ситуациях. Возможно, это связано с тем, что они лучше осознают свои негативные эмоции и способны использовать их для достижения определенных целей. Выявлена отрицательная корреляция между управлением чужими эмоциями (МУ) и тактикой приписывания достижений (r = -0,274, p < 0,05), а также между межличностным эмоциональным интеллектом (МЭИ) и этой же тактикой (r = -0,256, p < 0,05).
Женщины с более развитыми навыками управления эмоциями других людей реже прибегают к приписыванию себе чужих достижений, что обусловлено большей уверенностью в своих социальных навыках и меньшей потребностью в искусственном повышении своего статуса через такие защитные механизмы.
Интересно отметить тенденции выявленные при анализе взаимосвязи ассертивности и эмоционального интеллекта с социально-демографическими характеристиками у женщин среднего возраста (таблица 4). Так, была обнаружена положительная корреляция между возрастом/стажем и тактикой извинения (r = 0,289 и r = 0,295 соответственно, p < 0,05), что может указывать на то, что с возрастом и увеличением профессионального опыта женщины среднего возраста становятся более склонны использовать тактику извинения в социальных взаимодействиях. Данная тенденция может быть связана с развитием социальной мудрости и стремлением к поддержанию гармоничных отношений. Выявлена отрицательная корреляция между количеством детей и тактикой запугивания (r = -0,274, p < 0,05), что может свидетельствовать о том, что женщины с большим количеством детей реже прибегают к тактике запугивания в социальных ситуациях. Возможно, опыт материнства способствует развитию более мягких и конструктивных способов взаимодействия. Обнаружена положительная корреляция между количеством детей и тактикой приписывания достижений (r = 0,294, p < 0,05), что может указывать на то, что женщины с большим количеством детей более склонны приписывать себе достижения, возможно, как способ повышения самооценки и социального статуса в условиях множественных ролевых нагрузок.
Таблица 4.
Результат корреляционного анализа взаимосвязи ассертивности и эмоционального интеллекта с социально-демографическими характеристиками у женщин среднего возраста (критерий Спирмена) (n=60)
Показатель |
Возраст |
Стаж |
Количество детей |
МП (понимание чужих эмоций) |
0,134 |
0,145 |
0,011 |
МУ (управление чужими эмоциями) |
0,09 |
0,089 |
0,07 |
ВП (понимание своих эмоций) |
0,134 |
0,132 |
0,103 |
ВУ (управление своими эмоциями) |
-0,233 |
-0,231 |
-0,051 |
МЭИ (межличностный ЭИ) |
0,134 |
0,139 |
0,054 |
ВЭИ (внутриличностный ЭИ) |
-0,056 |
-0,055 |
0,049 |
Эмоциональный интеллект |
0,053 |
0,058 |
0,047 |
Уровень ассертивности |
-0,018 |
-0,031 |
0,189 |
Оправдание/отрицание |
0,11 |
0,105 |
-0,031 |
Оправдание/принятие |
-0,131 |
-0,132 |
0,145 |
Отречение |
-0,019 |
-0,025 |
-0,114 |
Препятствование себе |
-0,074 |
-0,07 |
-0,078 |
Извинение |
,289* |
,295* |
0,124 |
Желание/старание понравиться |
0,13 |
0,135 |
0,078 |
Запугивание |
0,187 |
0,192 |
-,274* |
Просьба/мольба |
-0,143 |
-0,14 |
-0,064 |
Приписывание достижений |
0,093 |
0,078 |
,294* |
Преувеличение достижений |
0,059 |
0,053 |
-0,017 |
Негативная оценка других |
-0,192 |
-0,2 |
0,135 |
Примечание: * - Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя). ** - Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). МП (понимание чужих эмоций), МУ (управление чужими эмоциями), ВП (понимание своих эмоций), ВУ (управление своими эмоциями), МЭИ (межличностный ЭИ), ВЭИ (внутриличностный ЭИ), ЭИ - Общий показатель
Отсутствие значимых корреляций между показателями эмоционального интеллекта (ЭИ) и социально-демографическими характеристиками (возраст, стаж, количество детей) является крайне важным результатом.
Эмоциональный интеллект не показывает значимой связи с данными показателями, а это значит, что ЭИ не является автоматическим следствием взросления или накопления жизненного опыта, что просто наработка профессионального опыта не гарантирует развития эмоционального интеллекта, а опыт материнства сам по себе не является определяющим фактором в развитии эмоционального интеллекта. Главный вывод, который можно сделать на основе этих наблюдений – это то, что эмоциональный интеллект является навыком, который можно и нужно развивать вне зависимости от возраста, профессионального опыта или семейного положения.
На основе полученных результатов была разработана программа психологической поддержки с коучинговыми технологиями для развития эмоционального интеллекта с целью повышения ассертивности женщин средних лет. В таблице 5 представлен краткий план программы.
Таблица 5.
Программа психологической поддержки для развития эмоционального интеллекта женщин средних лет
Название занятия |
Этап коучинговой модели |
Техники и упражнения |
Знакомство с миром эмоций |
Goal (Цель) |
Мини-лекция «Что такое эмоциональный интеллект» Упражнение «Колесо эмоций» Техника «Эмоциональный дневник» Групповое обсуждение «Роль эмоций в нашей жизни» |
Управление собственными эмоциями |
Reality (Реальность) |
Упражнение «Эмоциональный термометр» Техника «STOP» для управления эмоциями Практика осознанного дыхания Ролевая игра «Управление эмоциями в стрессовой ситуации» |
Распознавание эмоций других людей |
Options (Возможности) |
Мини-лекция «Язык тела и эмоции» Упражнение «Эмоциональные карточки» Практика «Эмоциональный детектив» с использованием видеофрагментов Парное упражнение «Зеркало эмоций» |
Развитие эмпатии и эмоционального взаимодействия |
Options (Возможности) |
Мини-лекция «Эмпатия как ключевой навык эмоционального интеллекта» Упражнение «Эмпатическое слушание» Ролевая игра «Оказание эмоциональной поддержки» Медитация на сочувствие |
Ассертивность и эмоциональный интеллект |
Way Forward (Путь вперед) |
Мини-лекция «Ассертивность и эмоциональный интеллект» Упражнение «Распознавание стилей коммуникации» Техника «Я-высказывания» с акцентом на эмоции Ролевая игра «Ассертивное поведение в эмоционально напряженных ситуациях» |
Эмоциональный интеллект в конфликтных ситуациях |
GROW: Way Forward (Путь вперед) |
Мини-лекция «Эмоции и конфликты» Упражнение «Эмоциональная карта конфликта» Техники для управления эмоциями в конфликте Ролевая игра «Разрешение конфликта с использованием ЭИ» |
Интеграция навыков эмоционального интеллекта в повседневную жизнь |
Way Forward (Путь вперед) |
Упражнение «Карта эмоционального интеллекта» Техника «Эмоциональный SWOT-анализ» Групповой мозговой штурм «ЭИ в действии» Составление индивидуального плана развития ЭИ |
Закрепление навыков и подведение итогов |
GROW: Way Forward (Путь вперед) |
Обсуждение результатов реализации индивидуальных планов развития ЭИ Упражнение «Эмоциональное путешествие» - ретроспектива курса Ролевая игра «Интеграция навыков» Техника «Письмо себе в будущее» Групповая рефлексия и обратная связь |
Занятия охватывают ключевые аспекты эмоционального интеллекта, включая самосознание, управление эмоциями, эмпатию, навыки межличностного общения и разрешения конфликтов. Программа сочетает теоретический материал с практическими упражнениями, ролевыми играми и групповыми дискуссиями, что способствует эффективному усвоению и закреплению навыков. Особое внимание уделяется интеграции полученных знаний в повседневную жизнь участниц и разработке индивидуальных стратегий дальнейшего развития эмоционального интеллекта и ассертивности.
Выводы по исследованию:
- У женщин среднего возраста наблюдается разнообразие в уровнях ассертивности. Значительная часть выборки (38%) демонстрирует склонность к агрессивному поведению, что может указывать на тенденцию к чрезмерной настойчивости в отстаивании своих интересов. Наиболее выраженной является тактика «желание/старание понравиться», что отражает важность социального одобрения для этой возрастной группы. Защитные и ассертивные тактики самопрезентации используются в сбалансированном соотношении, что может свидетельствовать о гибкости в социальных взаимодействиях. Наименее выражена тактика запугивания, что говорит о предпочтении более конструктивных стратегий самопрезентации.
- Женщины среднего возраста демонстрируют умеренно высокий уровень общего эмоционального интеллекта. При этом внутриличностный эмоциональный интеллект у них развит несколько лучше, чем межличностный. Наиболее развитым компонентом является понимание своих эмоций, а наименее развитым – понимание чужих эмоций.
- Гипотеза о том, что ассертивность и эмоциональный интеллект взаимосвязаны подтверждается как их общей взаимосвязью, так и взаимосвязями их отдельных компонентов.
Список литературы
- Аверин, В.А. Психология развития человека: рождение и жизнь / В.А. Аверин. – СПб.: СпецЛит, 2021. – 432 с.
- Андреева, И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 131-142
- Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
- Алексеева, Л.Ф. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии / Л.Ф. Алексеева, И.В. Лебедева // Вестник практической психологии образования. – 2009. – Том 6. – № 1. – С. 39-42
- Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. – 280 с.
- Кротовская, К.А. Ассертивность как интегральное свойство личности: синтез зарубежных и отечественных подходов // К.А. Кротовская, К.Ю. Антоненко. – 2025. - №5 (206). URL: https://scilead.ru/article/8017-assertivnost-kak-integralnoe-svojstvo-lichnos
- Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22
- Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям Сер. «Интеграция академической и университетской науки»; под редакцией Д.В. Люсина и Д.В. Ушакова. – Москва: Институт психологии РАН, 2009. – С. 264-278
- Панкратова, А.А. Апробация краткой версии опросника Эмин / А.А. Панкратова, Д.С. Корниенко, Д.В. Люсин // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. – 2022. – Т. 19. – № 4. – С. 822-834
- Пикулёва, О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О.А. Пикулёва. – Санкт-Петербург, 2004. – 248 с.
- Скрипачева, Е.Н. Психические состояния женщин в кризисе середины жизни и возможности их акмеопсихологической коррекции: дис. … канд. психол. наук / Е.Н. Скрипачева. – Томск, 2014. – 23 с.
- Шейнов, В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности / В. П. Шейнов. // Вопросы психологии. – 2014. - № 2. – С. 107-116
- Bar-On, R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual / R. Bar-On. – Toronto: Multi-Health Systems, 1997
- Mayer, J.D. A field guide to emotional intelligence / J.D. Mayer // Emotional intelligence in everyday life / Ed. by J. Ciarrochi, J.P. Forgas, J.D. Mayer. – Philadelphia, P.A.: Psychology Press, 2001. – P. 3-24
- Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, J.D. Mayer // Imagin Cogn Pers. – 2020. – Vol. 9. – P. 185-211