Прежде чем рассуждать о проблемах реализации местного самоуправления, дадим определение местному самоуправлению. Под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения [2]. Однако возникают проблемы при осуществлении народом местного самоуправления. На примере Баймакского района рассмотрим основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления и проблемы, возникающие при этом.
Следует начать с местных выборов, в которых население избирает главу сельского поселения и 12 депутатов представительного органа – Совета. Так, в 2019 году население избрало главу сельского поселения и депутатов Совета. Население заинтересовано в формировании органов местного самоуправления, об этом свидетельствует явка на местных выборах в 2019 – 76%.
Помимо выборов население имеет право на проведение местного референдума по вопросам местного значения, причем инициаторами могут выступать жители поселения, обладающие избирательным правом. Однако за последние 20 лет местные референдумы не проводились в связи со сложной процедурой выдвижения инициативы.
Также население сельского поселения обладает правом на отзыв как депутата Совета, так и главы сельского поселения. В то же время реализация данного права настолько сложна, что таких прецедентов еще не было. Сложность заключается в том, что для отзыва депутата Совета или главы сельского поселения необходимо решение суда о неправомерных действиях с их стороны.
Граждане, проживающие на территории Баймакского района и обладающие избирательным правом, могут выступить с правотворческой инициативой. Для этого необходимо создание инициативной группы численностью 3% от числа избирателей. Данная инициатива рассматривается компетентным органом в обязательном порядке. Однако, реализация внесения инициативы не так часто осуществляется ввиду незнания населением такой возможности, то есть недостаточной правовой грамотности.
Необходимо обратиться и к территориальному общественному самоуправлению. Его суть заключается в возможности населения создавать собственные органы самоуправления в пределах подъездов, нескольких частных домов, улицы с целью решения вопросов местного значения. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения соответствующей территории в органах местного самоуправления сельского поселения, выступают субъектами правотворческой инициативы. В Баймакском районе существуют несколько территориальных общественных самоуправлений. Население активно участвует в реализации данной возможности.
Важно отметить, что в Баймакском районе часто проводятся публичные слушания [3]. Особенность данной формы осуществления населением прав на местное самоуправление заключается в обсуждении с участием граждан особо важных проектов нормативных правовых актов сельского поселения. К примеру, Совет и администрация района каждый год организовывают публичные слушания по проектам бюджета, устава, планов и программ развития поселения. Несомненно, это направлено на учет мнения населения.
Органы местного самоуправления с целью учета мнения населения вправе проводить опросы населения по наиболее важным вопросам. К примеру, в 2020 году администрация Баймакского района организовала опрос населения по вопросу, связанному с выбором места постройки детской площадки. Кроме этого, граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления как лично, так и коллективно [1]. На практике граждане часто пользуются данным правом с целью решения каких-то частных вопросов.
Стоит отметить, что устав Баймакского района обязывает органы местного самоуправления содействовать населению в реализации их права на участие в местном самоуправлении. Таким образом, Устав Баймакского района предусмотрел широкий круг способов участия населения в местном самоуправлении. Однако существуют проблемы реализации некоторых способов. Но несмотря на это, население имеет все возможности для непосредственного участия в решении вопросов местного значения.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» « от 06.10.2003 № N 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 23.03.2021.