Сущность инвентаризации

Сущность инвентаризации

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 14.12.2022

Поделиться

В данной статье рассматриваются все необходимые аспекты инвентаризации для ее понимания и изучения.

Инвентаризация является способом контроля средств и активов путем проверки их фактического наличия и верного отражениях их в бухгалтерском учете. Под инвентаризацию попадают не только материальные имущества, такие как: производственные запасы, финансовые вложения, готовая продукция и прочие запасы/ финансовые активы, но и финансовые обязательства (кредиторская задолженность, займы, кредиты, резервы).

Основные цели инвентаризации:

  1. отражение достоверности в бухгалтерском учете;
  2. проверка полноты отражения;
  3. соотношение наличия с данными бухгалтерского учета;
  4. выявление настоящего наличия финансовых обязательств и материального имущества.

Через инвентаризацию должны проходить все имущество организации, а также ее финансовые возможности вне зависимости от ее местонахождения, производится по месту в присутствии материально ответственных лиц.

Проводить инвентаризацию необходимо в случаях:

  1. сдачи имущества в аренду (также выкуп, продажа и моментах преобразования муниципальной и государственной собственности);
  2. смены материально ответственных лиц;
  3. порчи имущества, хищения собственности, злоупотребления служебными обязанностями;
  4. реорганизации, либо же ликвидации организации стихийных бедствий, не являющихся последствиями человеческого влияния.

Цели и главные задачи инвентаризации:

  1. Выявление нереализованных продуктов, с целью последующего включения их в оборот;
  2. выявление ценных бумаг, денежных средств, товарно-материальных ценностей, объемов незавершенного производства;
  3. сопоставление фактического имущества с данными бухгалтерии;
  4. проверка учтенных на балансе реализованных ценностей и средств, расходов будущих периодов, предстоящих расходов и т.п.;
  5. проверка надлежащего содержания и хранят товарно-материальных ценностей.

К видам инвентаризации относят:

  1. Выборочная инвентаризация- позволяет с наименьшими затратами удостоверится в нормах хранения и контроле целостности товаров. Выборочная может быть: по месту хранит, по материально ответственному лицу, по месту хранения. Данный вид характерен для больших предприятий.
  2. Частичная инвентаризация- верный способ контроля, не мешает основной работе предприятия, проводится раз в год.
  3. Периодическая инвентаризация- проводится в установленные сроки, необходимые для проверки специальных продуктов и товарно-материальных ценностей.
  4. Полная инвентаризация- всеобъемлющая проверка всех видов ценностей организации, проводится перед составлением ежегодной бухгалтерской отчетности, также по требованию финансовых органов.

Правила проведения инвентаризации.

Сначала необходимо определить сроки выполнения инвентаризации. Если инвентаризация будет выполняется в течение нескольких дней, то это помещение, где находится инвентаризационный товар, нужно запечатывать, и в конце дня и проверять целостность печати. Помещение необходимо опечатывать каждый день, пока не завершится инвентаризация.

На момент инвентаризации нужно запретить какие-либо передвижения продукции со склада. Реализация товарных остатков, в ходе инвентаризации позволяется лишь в исключительных случаях, и только с письменного приказа руководителя и главного бухгалтера организации. В таких случаях продукция реализуется материально ответственным лицо, и главное в присутствии членов комиссии. Если же в этот момент инвентаризации необходимо принять новую продукцию на опечатанный склад, то данная продукция принимается материально ответственным лицом, в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

После фактического перерасчета остатков, товары уже можно вносить в опись. Продукция будет отражаться в описи по каждому отдельному наименованию. В данную опись фиксируется вся информация по товару, к примеру: количество продукции, её артикул, вид и другие характеристики, то есть, все принятые в учете организации. Во время нахождения инвентаризационной комиссии на перерыве в обеденное или в вечернее время, описи обязаны хранится в сейфе или в шкафу с кодовым замком, если такого нет, то допускается хранить в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

После перерасчета остатков и составления конечных описей члены комиссии подписывают данную опись. Также, материально ответственные лица дают расписку о том, что проверка проходила в их присутствии и никаких претензий к членам комиссии они не имеют.

Если после проведения инвентаризации находят какие-либо расхождение между сведениями инвентаризационного акта и данными бухгалтерского учета, организация обязана составить сличительные ведомости, в которых они должны будут зафиксировать суммы излишков и недостатков. Так же, отдельно составляются ведомости на товарные остатки, которые не принадлежат организации, но находятся у нее на хранении. Далее, после составления ведомости и подписания ее руководителем, создается приказ об утверждении всех итогов инвентаризации.

Насущный вопрос, что же делать с излишками недостач?

Обнаружение излишних остатков товаров приходуется по рыночной стоимости. Соответствующая сумма будет отражаться на финансовом результате и увеличении дохода данной организации.

Недостача в пределах нормы естественной убыли будет относиться на издержки данного производства. Также если выявленные недостатки товара будет больше норм естественной убыли, то этот убыток будет возмещаться за счет провинившихся лиц.

Если эти провинившиеся лица не смогли установить, то все убытки от недостачи должны будут списываться на финансовый результат компании, и исходя из этого, они будут увеличивать расходы. Также к нему должны быть прикреплены все решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие провинившихся лиц, либо отказ от взыскания ущерба с материально ответственных лиц. Результат инвентаризации будет отражаться в учете в том месяце, в котором была проведена.

Что такое производственные запасы?

В производстве запасы состоят из имеющихся на складе товаров, сырья и компонентов, используемых для изготовления товаров. Производители внимательно отслеживают уровни запасов, чтобы убедиться, что нет недостатка, который может остановить работу.

Бухгалтерский учет разделяет производственные запасы на сырье, НЗП и готовую продукцию, поскольку каждый тип запасов имеет разную стоимость. Сырье обычно стоит дешевле за единицу, чем готовые изделия.

Учет запасов.

Учет запасов - это система, которая подсчитывает и регистрирует изменения в стоимости запасов, таких как сырье, НЗП и готовая продукция, которые все считаются активами. Финансовый учет запасов обеспечивает точную оценку этих складских активов.

Учет запасов определяет стоимость складских товаров и правильное количество товаров. Эти цифры определяют стоимость проданных товаров и конечную стоимость запасов, которые влияют на общую стоимость компании. Что такое инвентаризационный анализ? Анализ запасов - это изучение того, как спрос на продукцию меняется с течением времени, и это помогает предприятиям закупать нужное количество товаров и прогнозировать, сколько клиенты захотят в будущем. Хорошо известным методом проведения инвентаризационного анализа является ABC-анализ. Чтобы выполнить ABC-анализ, сгруппируйте товары по трем категориям:

Инвентаризация: инвентаризация включает в себя наиболее продаваемые продукты, для хранения которых требуется наименьшее пространство и затраты. Многие эксперты говорят, что это составляет около 20% вашего инвентаря.

Запасы B: товары B перемещаются с той же скоростью, что и товары A, но их хранение обходится дороже. Как правило, это составляет около 40% вашего инвентаря.

C инвентарь: хранение остатка ваших запасов обходится дороже всего и приносит наименьшую прибыль. Инвентарь C представляет остальные 40% вашего инвентаря.

Список литературы

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный Закон РФ от 06.12.2.011 г.№402-ФЗ;
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. №26н, включая изм., вступ. в силу с 24.12.2010 г.;
  3. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник/Ю.А. Бабаев - М.: Вузовский учебник, 2011. - 587 с.;
  4. Главбух: бумажный и электронный журнал.
  5. Касьянова Г.Ю. Документооборот. Основные средства: учебник для вузов/Касьянова Г.Ю. М.: АБАК, 2011. 256 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее