В соответствии с Методическими указаниями [2], главными целями проведения бухгалтерской инвентаризации имущества и обязательств организации являются:
1. Выявление фактического наличия имущества;
2. Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
3. Проверка полноты отражения в учете обязательств.
Поэтому всю процедуру проведения бухгалтерской инвентаризации имущества и обязательств организации можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Этап проведения натуральной и документальной проверки, путем пересчета, взвешивания, обмеров, составления описи имущества организации.
3. Заключительный этап — этап сопоставления данных бухгалтерского учета и результатов проверки, а также оформления полученных результатов в виде сличительных ведомостей.
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Существует два варианта конечного результата: подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. При помощи инвентаризации также контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
До начала инвентаризации материально ответственные лица должны предоставить комиссии:
Последние приходные и расходные документы по материальным ценностям. Эти документы станут основанием для бухгалтерии, чтобы к началу проверки корректно сформировать остатки по учетным данным.
Расписки, которые подтверждают, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы по активам передали в бухгалтерию или комиссии, и все имущество, за которое отвечает МОЛ, оприходовано, а выбывшие ценности — списаны.
Обязательно подготовьте бланки инвентаризационных описей — не менее двух экземпляров. Эти документы можно составить в произвольной форме, а можно воспользоваться унифицированными формами, например:
ИНВ-1 — используется для проверки основных средств;
ИНВ-1а — применяется для инвентаризации нематериальных активов;
ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-5, ИНВ-6 — используется для проверки ТМЦ;
ИНВ-16 — применяется для инвентаризации финансовых активов.
Для проведения бухгалтерской инвентаризации могут применяться различные методы, в зависимости от особенностей предприятия и его активов. Некоторые из наиболее распространенных методов включают:
1. Метод полного пересчета: При этом методе все активы и обязательства проверяются и пересчитываются физически и сравниваются с соответствующими учетными записями.
2. Метод с выборочной проверкой: При этом методе выбирается определенный набор активов или обязательств для физической проверки и сравнения с учетными данными. Выборочная проверка осуществляется на основе рисков и важности активов.
3. Метод оценки по средней стоимости: При этом методе активы оцениваются по средней стоимости на основе данных прошлых периодов. Этот метод используется, когда точное определение фактической стоимости активов затруднительно.
4. Метод оценки по остаточной стоимости: При этом методе активы оцениваются по остаточной стоимости, исходя из их изначальной стоимости и амортизации за предыдущие периоды.
5. Метод оценки по рыночной стоимости: При этом методе активы оцениваются на основе оценки текущей рыночной стоимости. Этот метод используется для оценки активов, таких как недвижимость или ценные бумаги.
6. Метод сравнения с прошлым периодом: При использовании этого метода происходит сравнение текущих учетных данных с данными предыдущего периода для выявления возможных расхождений или изменений.
Важно выбрать метод, соответствующий конкретным потребностям и требованиям компании, а также учитывать законодательство и стандарты бухгалтерского учета, применяемые в данной юрисдикции.
Ни в Законе о бухучете, ни в Методических заключениях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, нет понятия «виды инвентаризации». В то же время на практике ситуация выглядит так.
Таблица 1. Виды инвентаризации [3]
Критерий |
Виды инвентаризации в бухучете |
По обязательности |
|
По срокам проведения |
|
По полноте проведения |
|
Итоги инвентаризации комиссия обсуждает на заседании, результаты которого оформляются протоколом. Его подписывают все члены комиссии и передают на рассмотрение руководителю. Протокол содержит следующие сведения:
- Предложения по зачету излишков и недостач, которые возникли в результате пересортицы. Также нужно приложить письменное объяснение МОЛ о причинах пересортицы.
- Подробные объяснения о причинах, по которым выявленные недостачи не относят на виновных лиц.
- Данные об имуществе, которое подлежит списанию. Нужно указать причины порчи и причастных лиц.
- Суммы оценочных резервов [1].
Результаты инвентаризации нужно обобщить в форме № ИНВ-26 или в специально разработанной форме. Ведомость учета результатов включает данные о выявленных излишках и недостачах, а также способы их урегулирования. На основании этой ведомости руководитель организации принимает окончательное решение по результатам инвентаризации. Оно оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации. Затем весь комплект документов нужно передать в бухгалтерию для устранения расхождений, которые комиссия выявила при инвентаризации.
В заключение можно сказать, что инвентаризация является неотъемлемым элементом метода бухгалтерского учета. Она позволяет оценить и проверить наличие и состояние материальных, финансовых и нематериальных активов организации. Отчет о проведенной инвентаризации является важным источником информации для принятия решений руководством и сторонними заинтересованными лицами.
Таким образом, инвентаризация играет важную роль в бухгалтерском учете, обеспечивая достоверность и точность данных, предотвращая мошенничество и хищения, а также повышая доверие заинтересованных сторон к организации.
Список литературы
- Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
- Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
- Приказ Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»