ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

44

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 23.11.2023

Поделиться

в данной статье мы изучим, что такое инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета, а так же порядок проведения инвентаризации.

В соответствии с Методическими указаниями [2], главными целями проведения бухгалтерской инвентаризации имущества и обязательств организации являются:

1. Выявление фактического наличия имущества;

2. Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3. Проверка полноты отражения в учете обязательств.

Поэтому всю процедуру проведения бухгалтерской инвентаризации имущества и обязательств организации можно условно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап.

2. Этап проведения натуральной и документальной проверки, путем пересчета, взвешивания, обмеров, составления описи имущества организации.

3. Заключительный этап — этап сопоставления данных бухгалтерского учета и результатов проверки, а также оформления полученных результатов в виде сличительных ведомостей.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Существует два варианта конечного результата: подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. При помощи инвентаризации также контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

До начала инвентаризации материально ответственные лица должны предоставить комиссии:

Последние приходные и расходные документы по материальным ценностям. Эти документы станут основанием для бухгалтерии, чтобы к началу проверки корректно сформировать остатки по учетным данным.

Расписки, которые подтверждают, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы по активам передали в бухгалтерию или комиссии, и все имущество, за которое отвечает МОЛ, оприходовано, а выбывшие ценности — списаны.

Обязательно подготовьте бланки инвентаризационных описей — не менее двух экземпляров. Эти документы можно составить в произвольной форме, а можно воспользоваться унифицированными формами, например:

ИНВ-1 — используется для проверки основных средств;

ИНВ-1а — применяется для инвентаризации нематериальных активов;

ИНВ-3, ИНВ-4, ИНВ-5, ИНВ-6 — используется для проверки ТМЦ;

ИНВ-16 — применяется для инвентаризации финансовых активов.

Для проведения бухгалтерской инвентаризации могут применяться различные методы, в зависимости от особенностей предприятия и его активов. Некоторые из наиболее распространенных методов включают:

1. Метод полного пересчета: При этом методе все активы и обязательства проверяются и пересчитываются физически и сравниваются с соответствующими учетными записями.

 2. Метод с выборочной проверкой: При этом методе выбирается определенный набор активов или обязательств для физической проверки и сравнения с учетными данными. Выборочная проверка осуществляется на основе рисков и важности активов.

3. Метод оценки по средней стоимости: При этом методе активы оцениваются по средней стоимости на основе данных прошлых периодов. Этот метод используется, когда точное определение фактической стоимости активов затруднительно.

4. Метод оценки по остаточной стоимости: При этом методе активы оцениваются по остаточной стоимости, исходя из их изначальной стоимости и амортизации за предыдущие периоды.

5. Метод оценки по рыночной стоимости: При этом методе активы оцениваются на основе оценки текущей рыночной стоимости. Этот метод используется для оценки активов, таких как недвижимость или ценные бумаги.

6. Метод сравнения с прошлым периодом: При использовании этого метода происходит сравнение текущих учетных данных с данными предыдущего периода для выявления возможных расхождений или изменений.

Важно выбрать метод, соответствующий конкретным потребностям и требованиям компании, а также учитывать законодательство и стандарты бухгалтерского учета, применяемые в данной юрисдикции.

Ни в Законе о бухучете, ни в Методических заключениях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, нет понятия «виды инвентаризации». В то же время на практике ситуация выглядит так.

Таблица 1. Виды инвентаризации [3]

Критерий

Виды инвентаризации в бухучете

По обязательности

  •  обязательная (обязательна в силу закона)
  • инициативная (по решению руководителя)

По срокам проведения

  • плановая (в сроки, определенные руководителем организации)
  • внеплановая (точные сроки проведения неизвестны). проводится по мере необходимости, например при смене материально-ответственных лиц

По полноте проведения

  • сплошная (проверяются все имущество и обязательства организации или все ценности и обязательства в отношении объекта учета)
  • выборочная (объекты проверяются частично в зависимости от целей инвентаризации, например товары определенного поставщика на предмет оценки их качества)

Итоги инвентаризации комиссия обсуждает на заседании, результаты которого оформляются протоколом. Его подписывают все члены комиссии и передают на рассмотрение руководителю. Протокол содержит следующие сведения:

- Предложения по зачету излишков и недостач, которые возникли в результате пересортицы. Также нужно приложить письменное объяснение МОЛ о причинах пересортицы.

- Подробные объяснения о причинах, по которым выявленные недостачи не относят на виновных лиц.

- Данные об имуществе, которое подлежит списанию. Нужно указать причины порчи и причастных лиц.

- Суммы оценочных резервов [1].

Результаты инвентаризации нужно обобщить в форме № ИНВ-26 или в специально разработанной форме. Ведомость учета результатов включает данные о выявленных излишках и недостачах, а также способы их урегулирования. На основании этой ведомости руководитель организации принимает окончательное решение по результатам инвентаризации. Оно оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации. Затем весь комплект документов нужно передать в бухгалтерию для устранения расхождений, которые комиссия выявила при инвентаризации.

В заключение можно сказать, что инвентаризация является неотъемлемым элементом метода бухгалтерского учета. Она позволяет оценить и проверить наличие и состояние материальных, финансовых и нематериальных активов организации. Отчет о проведенной инвентаризации является важным источником информации для принятия решений руководством и сторонними заинтересованными лицами.

Таким образом, инвентаризация играет важную роль в бухгалтерском учете, обеспечивая достоверность и точность данных, предотвращая мошенничество и хищения, а также повышая доверие заинтересованных сторон к организации.

Список литературы

  1. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  2. Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  3. Приказ Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее