Художественная гимнастика – молодой вид спорта, популярность которого растет с каждым годом. Современная художественная гимнастика представляет собой сложнокоординационный вид спорта, требующий от спортсмена высокой физической и психологической подготовки. Занятия гимнастикой дают эстетическое развитие, стройное и гибкое тело. Оптимальный возраст для начала занятий данным видом спорта - это 5-6 лет, так как в этом возрасте у девочек уже в достаточной степени сформированы кости, а мышцы и связки – эластичны. На данном этапе подготовки происходит общее физическое развитие, где важно дать гармоничное развитие всем физическим качествам гимнасток (сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость). Одним из главных требований в этом виде спорта является выполнение элементов. Оценивается законченность движений, амплитуда в формах прыжков, равновесий и вращений. В композицию также включены акробатические элементы: перевороты, кувырки и т.д. гимнастикой. Зрелищный эффект выступления достигается, если: при исполнении упражнения гимнастка демонстрирует сложные по координации элементы, содержащие в себе критерий (показатель) качества системы движений, композиционно грамотно сочетающиеся между собой, создающие хореографический образ. В возрасте 11-13 лет гимнастки выступают как минимум с тремя гимнастическими видами и начинают осваивать новые.
Целью исследования является: разработать и обосновать наиболее эффективные средства и методы для развития координационных способностей на занятиях по художественной гимнастике у девочек 11-13 лет.
Для развития координации применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию и упорядочиванию движений. Они должны соответствовать следующим условиям: иметь необходимую координационную сложность для занимающихся, содержать элементы новизны, необычности, отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения двигательных задач, включать задания по регулированию, контролю, самооценке различных параметров движений путём активизации работы отдельных анализаторов. На начальном этапе для создания оптимальных условий развития физических качеств следует применять комплекс ОРУ. Разминка начинается с бега и прыжковых упражнений. Выполняется 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. При выполнении беговых и прыжковых упражнений применяются такие специальные технические средства, как скакалка, обруч, мяч. После бега выполняется 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, рук и ног, 8-10 повторений.
Затем выполняется комплекс из 5-8 упражнений на растягивание. Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности: упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Могут использоваться следующие специальные технические средства: гимнастические предметы, гимнастическая скамья, шведская стенка, утяжелители. В комплекс упражнений добавлена работа с предметом для развития координационных способностей. Комплекс состоит из 8-10 упражнений пассивного или активного характера. При выполнении комплекса упражнений на растягивание с использованием специальных технических средств основным развиваемым физическим качеством является не только гибкость, а также сила и ловкость, что в полной мере влияет на технику исполнения элементов. Перед гимнасткой в одном упражнении ставится несколько двигательных задач. Это и является одним из главных требований при выполнении гимнастического упражнения под музыку. Для повышения уровня координационных способностей использовался комплекс упражнений, который совмещал предметную подготовку и специальные физические упражнения. Особое внимание необходимо уделить технике выполнения упражнений. Упражнения следует многократно повторять для того, чтобы возник двигательный навык, т.е. оптимальное владение техникой действия (минимальный контроль со стороны сознания, действие доводится до автоматизма). Богатый двигательный опыт позволит быстрее разучивать новое двигательное действие. В разработанный нами комплекс упражнений мы добавили упражнения в специальную физическую подготовку с использованием предметов (обруч, мяч, булавы, лента).
С целью подтверждения эффективности разработанного нами комплекса упражнений в начале и в конце исследования было проведено тестирование. Тестирование проводилось с целью определения уровня развития координационных способностей девочек 11-13 лет до эксперимента и после его окончания как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Тестирование испытуемых осуществлялось всегда в стандартных условиях, в одно и то же время, по единой методике. Тесты были взяты из «Федерального стандарта по художественной гимнастике» и контрольно-переводных нормативов, которые применяются в Центре Гимнастики им. Юлии Барсуковой. Так показатели контрольной группы составляют Хср. = 3,53 балла за тесты на координацию, а показатели экспериментальной группы Хср. = 2,52 балла за тесты на координацию. Все занимающиеся, как в контрольной, так и в экспериментальной группе выполнили тесты с очень большими сбавками.
С целью проверки эффективности разработанной методики было проведено повторное тестирование. Анализ результатов тестирования показал, что оценки выше, чем в начале эксперимента, как у контрольной, так и у экспериментальной группы. Динамика улучшения результатов у экспериментальной группы значительно выше, чем у контрольной. В контрольной группе результаты улучшились на 2.5 %, а в экспериментальной на 10%.
Список литературы
- Винер, И.А. Теория и методика художественной гимнастики. – М.: Спорт, 2015. – 119 с.
- Крючек Е.С. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования. – М.: Человек, 2015. – 85 с.
- Медведева Е.А. Художественная гимнастика. История, состояние и перспективы развития – СПб.: Человек, 2017. – 249 с.
- Куценко Ю.Е. Взаимосвязь показателей физической подготовленности юных гимнасток в возрасте 10-12 лет – М.: Культура физическая и здоровье, 2016. - №2 (57). – С.81-83.
- Куценко Ю.Е. Развитие координационных способностей у гимнасток групп начальной подготовки – СПб.: Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. - №12 (130) – С. 114-117.