ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЕДИНОБОРЦЕВ

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЕДИНОБОРЦЕВ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Дата публикации 04.02.2022

Поделиться

В статье рассматривается актуальная проблема оценки влияния здоровьесберегающих технологий на состояние здоровья единоборцев. Рассматривается проблема состояния здоровья единоборцев и оценка влияния на его показатели здоровьесберегающих технологий. Проводится методика оценки влияния здоровьесберегающих технологий на состояние здоровья единоборцев.

Актуальность. Уровень здоровья определяет эффективность жизнедеятельности человека. Их развитие происходит по важнейшим биологическим закономерностям: неравномерности темпов роста, гетерохронности и гетеротропности, усиления полового диморфизма в онтогенезе. Гетерохронность определяется как разновременное проявление в формировании каждого качества периодов ускоренного роста и периодов стабилизации. Тот факт, что максимальных приростов физических качеств можно добиться в сенситивные периоды их развития, говорит о необходимости усиленного развития качества, обладающего наибольшими темпами роста. Данное утверждение обоснованно и сомнению не подлежит. Однако, развитие физических качеств подчиняется принципу систематичности и должно осуществляться в различные периоды онтогенеза. И если качество, находящееся в сенситивном периоде развития, следует повышать, то вопрос о том, каким образом необходимо подходить к развитию качества, находящегося в субкритическом периоде, остается открытым.

Исследование проводилось с сентября 2020 г. по апрель 2021 г.

Исследование проводилось на базе СДЮШОР по восточным единоборствам г. Новосибирск.

Для исследования были взяты 2 группы детей  (7-8 лет) по 10 человек.

Состояние здоровья в указанных группах – без отклонений, у детей 1 и 2 группы здоровья.

В процессе занятий в группах решалась задача улушения здоровья школьников в основной школе.

1-я группа (экспериментальная) занималась по программе подготовки, изложенной далее. В группе 6 девочек и 4 мальчика.

2-я группа (контрольная) выполняла обычную программу подготовки. В группе 5 мальчиков и 5 девочек.

Исследование проводилось на базе школьного спортивного зала при участии преподавателя и под наблюдением медицинского работника.

Наблюдение. В процессе исследование мы наблюдали за динамикой показателей здоровья в диагностических группах.

Педагогический эксперимент. В процессе экпериментам мы увеличивали показатели физической подготовки с учетом требований комплексной оценки состояния показателей физического здоровья у обучающихся в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе дети занимались по  типовой программе по физической культуре.

Для комплексной оценки состояния здоровья у детей были проведены следующие пробы:

1) для определения устойчивости организма к гипоксии – пробы Штанге и Генчи;

Функциональные пробы на задержку дыхания - функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки в секундах. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи – на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

2) для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы – ортостатическая проба

3) для исследования центральной нервной системы – опросник САН;

Математико-статистические методы. Для того, чтобы выявить являются ли выявленные нами различия, статистически значимыми, мы воспользовались t-критерием Стьюдента.

При проведении пробы Штанге до начала тренировок и в конце каждого тренировочного месяца в группах были получены следующие показатели (табл. 1):

Таблица 1 – Средние показатели пробы Штанге (M±m при n=10)

№ группы

Среднее время задержки дыхания
при пробе Штанге, с

Критерий
Стьюдента
(t)
 

Итоговый %
увеличения

Сентябрь

Апрель

1 (экспериментальная)

29,2±1,4

52,7±1,6

8,315

60,2

2 (контрольная)

28,4±0,8

42,6±1

8,274

50

 

Рисунок 1. Средние показатели пробы Штанге

Из данной таблицы следует, что в начале тренировок показатели исследуемых групп детей были ниже допустимой нормы (норма для здоровых тренированных детей подросткового возраста - 40 - 50 с). В результате тренировок в каждой из групп произошел прирост времени задержки дыхания.

Однако, не смотря на значительный прирост показателей в обеих группах, весьма заметно большее значение задержки дыхания у детей из 1-й группы.

Подобные выводы можно сделать и из данных, полученных при проведении пробы Генчи (табл. 2). Здоровые тренированные лица при проведении этой пробы могут задержать дыхание на выдохе в течение 20 - 30 с.

Таблица 2 – Средние показатели пробы Генчи (M±m при n=10)

№ группы

Среднее время задержки дыхания
при пробе Генчи, с
 

Критерий
Стьюдента
(t)
 

Итоговый %
увеличения

Сентябрь

Апрель

1 (экспериментальная)

16,8±1

33,2±0,7 

9,14

70,2

2 (контрольная)

15,7±0,7

28,6±0,8

9,45

105,4

 

Рисунок 2. Средние показатели пробы Генчи

Таким образом, очевидно, что дыхание в обоих исследуемых группах улучшилось, но больший прирост показала 1-я группа, которая занималась с использованием здоровьесберегающих технологий.

Для исследования функционального состояния вегетативной нервной системы мы использовали ортостатическую пробу – метод исследования функционального состояния вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем до и после перехода испытуемого из горизонтального положения в вертикальное.

Проведение ортостатической пробы в группах дало следующие средние показатели (табл. 3)

Таблица 3 – Средние показатели ортостатической пробы (M±m при n=10)


группы

ЧСС (сентябрь), уд/мин 

 ЧСС (апрель)

Критерий
Стьюдента
(t)

лежа

стоя

%
увелич. 

лежа

стоя

%
увелич. 

1 (экспериментальная)

77,2

104

34,5±0,7

64,8

80,8

24,6±0,7

10,12

2 (контрольная)

77.2

107,6

36,7

66,4

84,5

24,8

6,92

 

Рисунок 2. Средние показатели ортостатической пробы, % увеличения

При нормальной возбудимости симпатического отдела должно происходить увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) не более чем на 18 - 27 % от исходной величины. Полученные цифры до начала тренировок говорят о повышенной (неблагоприятной) возбудимости симпатического отдела ВНС. Из данных таблицы 3.3 видно, что регулярные физические упражнения усовершенствовали вегетативное обеспечение гемодинамической функции сердечно - сосудистой системы. Симпатотония стала значительно менее выражена.

Незначительная разница в показателях среднего процента увеличения ЧСС в двух группах может свидетельствовать о том, что в данном случае комплексы упражнений оказывали сходное влияние на данный показатель организма занимающихся.

Для определения достоверности полученных показателей был использован t-критерий Стьюдента. Сравнивая полученные по формуле критерии Стьюдента (t) с его граничным (табличным) значением (tгр) при Р>0,05, во всех случаях был получен результат t>tгр (tгр = 2,2622). Следовательно, полученные различия в результатах групп до и после применения комплекса реабилитации достоверны (не случайны) на 95%.

Для исследования устойчивости организма к нагрузкам мы воспользовались измерением частоты пульса.

Нормальная частота пульса в покое составляет 75-80 ударов в минуту.

Результаты исследования частоты пульса в покое представлены в табл. 4.

Таблица 4 – Средняя частота пульса в покое (ударов/минуту)

 

№ группы

Сентябрь

Апрель

1 (экспериментальная)

86 +-2

77 +-3

2 (контрольная)

95 +-3

92 +-2

Таким образом, частота пульса в исследуемых группах нормализовалась.

Приведем расчет (средний возраст детей в группах – 15 лет):

1. Отнимаем возраст от 200. 200 — (15*2) = 170. Это приблизительное значение максимальной частоты ударов сердца.

2. Отнимаем значение пульса в спокойном состоянии от вычисленного приблизительного максимального значения. 170 — 60 = 110.

3. Умножаем значение, полученное во втором действии, на 50 %. Затем вновь добавляем пульс в спокойном состоянии. 110 х 0,50 = 55 55+60 = 115 Нижний предел целевой зоны составляет 115 ударов в минуту.

4. Умножаем значение, полученное во втором действии, на 85 %. Затем добавляем значение пульса в спокойном состоянии. 110 х 0,85 = 94 94 + 60 = 154 Верхний предел целевой зоны составляет 154 удара в минуту.

Таким образом, нормальное значение частоты пульса после нагрузки для данной группы детей составит 110-154 ударов в минуту.

Результаты исследования частоты пульса после нагрузок представлены в табл. 5.

Таблица 5 – Средняя частота пульса после стандартных физических нагрузок (20 приседаний, 15 отжиманий, 15 наклонов вперед) (ударов/минуту)

 

№ группы

Сентябрь

Апрель

1 (экспериментальная)

176+-4

144+-3

2 (контрольная)

182+-5

166+-4

 

Таким образом, частота пульса после нагрузок после выполнения комплекса упражнений нормализовалась и вошла в границы нормальной частоты пульса для данной группы.

Таким образом, результаты исследования позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения. В начале тренировок показатели исследуемых групп детей были ниже допустимой нормы. В результате тренировок в каждой из групп произошел прирост времени задержки дыхания.

Системный подход к организации  тренировочного процесса единоборцев, направленных на применение здоровьесберегающих технологий позволило повысить состояние здоровья и уровень двигательной активности учащихся.

Список литературы

  1. Амoсов, Н.М. Алгоритм здоровья — М.: АСТ, Сталкер, 2002. — 592 с.
  2. Апанaсенко, Г.Л. «Спoрт для всех» и новая феноменология здоровья // Наука в oлимпийском спорте (специальный выпуск). -2000. -С. 36 - 40.
  3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. С. 205–214.
  4. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.
  5. Дaшинорбоев В.Д. Физичeская культурa: Учебнoе пособиe для студентoв высших учебных завe¬дений, 2-е изд., перераб. /Улан-Удэ: Издатeльство ВСГТУ, 2007.- 229 с.
  6. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2005. – 528 с.
  7. Егорычев А.О. Перспективы развития физической культуры с позиции управления качеством образования. // Университеты и общество. Матер. 3-ей Межд. научно-практ. конф.-Москва, 2011.С.794-795.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary