ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЕДИНОБОРЦЕВ

ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЕДИНОБОРЦЕВ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Дата публикации 04.02.2022

Поделиться

В статье рассматривается актуальная проблема влияния здоровьесберегающих технологий на тренировочный процесс единоборцев. Рассматривается проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в тренировочный процесс единоборцев. Представлены результаты исследования физических качеств единоборцев. Предлагается методика внедрения здоровьесберегающих технологий в тренировочный процесс единоборцев.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема здоровьесбережения учащихся отражает новые подходы к сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Уже давно неоспоримым стал факт, что школьные нагрузки, которых с годами не становится меньше, оставляют свой отпечаток на здоровье учащихся. Анализируя состояние здоровья первоклассников и тех, кто оканчивает школу, специалисты отмечают печальные факты: ежегодно у многих детей регистрируются нарушения зрения, различные степени сколиоза, заболевания желудка, нервной и сердечно-сосудистой систем и многие другие. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. А значит, школа не может отстраниться от здоровьесберегающих мероприятий в жизни детей.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся [10].

Объект исследования  здоровьесберегающие технологии

Предмет исследования применение здоровьесберегающих технологий в условиях тренировочного процесса единоборцев

Цель исследования изучить особенности использования здоровьесберегающих технологий в условиях тренировочного процесса единоборцев

Задачи исследования:

1) Изучить научно-методическую литературу по данной теме;

2) Внедрить методику здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в тренировочный процесс единоборцев;

3) Определить влияние здоровьесберегающих технологий на тренировочный процесс единоборцев;

Исследование проводилось на базе СДЮШОР по восточным единоборствам г. Новосибирск в течение 17 месяцев. В нем принимали участие 30 подростков одного пола (в экспериментальной группе - 15 мальчиков и в контрольной – 15 мальчиков). Стаж занятий испытуемых составлял 3,5 - 5 лет, квалификация I - III разряд. Состояние здоровья по картам здоровья – основная медицинская группа у всех участников эксперимента.

Материально-техническое обеспечение позволило провести исследование в короткие сроки. В организации и проведении исследования участвовали директор спортивной школы, медсестра, тренер, психолог, родители.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (декабрь 2019 - апрель 2020 года) включал изучение литературы по теме исследования, выявление общеметодологических основ работы, создание экспериментальной и контрольных групп испытуемых, проведение первичного тестирования единоборцев.

Второй этап (май 2020 -  январь 2020 года) включал изучение качественных характеристик предмета исследования, проведение повторного тестирования у спортсменов.

На третьем этапе исследования (март 2020 – май 2020) проводилась статистическая обработка экспериментальных данных, написание выводов

Суть предлагаемой методики заключается в воспитании здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:

  1. Увеличение двигательной активности ребенка на занятии;
  2. Включение в тренировочный процесс упражнений по тренировке зрения;
  3. Развитие творческого воображения.

Мы адаптировали методику В. Ф. Базарного под тренировочный процесс единоборцев, некоторые пункты убрали т.к. они не могут использоваться во время тренировки.

Целью модели подвижного занятия является создание здоровьесберегающих условий обучения через увеличение двигательной активности.

Задачи модели подвижного занятия:

Осуществление оптимальной двигательной активности занимающихся;

Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности во время занятия;

Организация здоровьесберегающей функции занятия через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

Для оценки скоростного компонента физической подготовки с использованием здоровьесберегающей технологии использован тест, заключающийся в максимальной работе спортсменом ногами по мешку в течение 10 секунд отдельно правой и левой ногой по 5 секунд на каждую ногу. Удары ногами наносятся по единоборецскому мешку весом не менее 60 кг справа и слева в специально намеченную точку на уровне пояса. Следующие 20 секунд спортсмен активно отдыхает (выполняет защитные движения: уклоны, нырки, передвижения). За раунд проводится 3 ускорения. Продолжительность раунда 1,5 минуты. Количество раундов 3. Отдых между раундами 1 минута. Подсчитывается количество нанесённых ударов как правой, так и левой ногой в 4 ускорениях всех раундов и определяется ЧСС за первые и последние 10 секунд периодов отдыха.

Для оценки силового компонента  физической подготовки использован тест, заключающийся в том, что спортсмены наносят сильные и мощные удары обеими ногами выше пояса по мешку весом не менее 60 кг в течение 1 минуты. Количество раундов 3. Время отдыха между раундами 1 минута. После каждого раунда подсчитывается общее количество ударов ногами и определяется ЧСС за первые и последние 10 секунд периодов отдыха.

Для комплексной оценки  физической подготовки единоборцев,  использован тест, моделирующий спектр функциональных и технических проявлений соревновательной деятельности спортсменов и предполагающий максимальную по интенсивности работу руками и ногами с мешком весом не менее 40 кг на протяжении 3 раундов по 1,5 минуты каждый с минутным перерывом между раундами. При этом спортсменам даётся установка использовать оптимальное соотношение ударов руками и ногами - приблизительно от 60:40% до 70:30%, что составляет от 1,5 до 2,3. Подсчитывается количество нанесённых ударов руками и ногами.

В контрольной и экспериментальной группах нами были измерены показатели  физической подготовки у испытуемых контрольной и экспериментальной групп. Результаты тестирования приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Значение показателей  физической подготовки экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

№ п/п

Скоростной компонент, количество ударов ногами, раз

Силовой компонент, количество ударов ногами, раз

Комплексный тест оценки СФП, количество ударов ногами и руками, раз

Конст.

Конт.

Конст.

Конт.

Конст.

Конт.

Экспериментальная группа

1

10

13

45

51

32/75

36/82

2

9

12

39

46

34/78

39/91

3

13

15

55

58

29/91

33/90

4

11

13

57

61

35/90

42/95

5

8

10

46

47

41/82

43/90

6

10

12

38

44

38/88

40/91

7

12

14

42

46

33/75

37/81

8

14

15

47

48

37/81

40/85

9

12

12

44

49

38/90

41/95

10

13

15

46

49

41/82

44/86

Контрольная группа

1

14

14

54

57

37/81

40/81

2

13

13

50

53

40/91

40/92

3

13

15

52

55

31/72

33/73

4

11

12

56

59

34/80

36/82

5

10

11

51

54

36/75

38/77

6

9

10

39

42

35/80

37/82

7

11

11

46

49

37/90

38/90

8

12

13

47

50

33/72

33/74

9

14

13

50

50

36/81

38/82

10

13

15

49

50

40/90

41/90

При проведении первого теста в группах были получены следующие показатели (табл. 2, рис.1).

Таблица 2 - Оценка достоверности различий показателей скоростного компонента  физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

 

№ группы

Среднее количество ударов ногами, раз

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости

Итоговый % увеличения

Конст.

Конт.

1 (ЭГ)

11,2

13,1

0,000001467

0,000001049

16,96

2 (КГ)

12

12,7

0,001960174

0,00140222

5,83

 

Рисунок 1. Средние показатели скоростного компонента  физической подготовки на этапе констатирующего и контрольного эксперимента (раз)

Из таблицы 2, рисунка 1 следует, что в начале тренировок показатели в экспериментальной группе были несколько выше, чем в контрольной. Однако, в результате тренировок в экспериментальной группе произошел больший прирост по данному тесту.

По показателям t-критерия Стьюдента различия в показателях на этапе констатирующего и контрольного эксперимента статистически достоверны именно в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе, данные различия не прослеживаются, следовательно, можно сказать, что экспериментальная методика более эффективна с точки зрения развития  физической подготовки у единоборцов.

Таблица 3 - Оценка достоверности различий показателей силового компонента  физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

 

№ группы

Среднее количество ударов ногами, раз

t-критерий Стьюдента

Уровень достоверности

Итоговый % увеличения

Конст.

Конт.

1 (ЭГ)

45,9

49,9

0,000000488

0,000000349

8,71

2 (КГ)

49,4

51,9

0,002005379

0,00143456

5,06

 

 

 

Рисунок 2. Средние показатели силового компонента  физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Исследование проходило с января 2015 г. по июнь 2015 г. и включало в себя три этапа.

На первом этапе проводился анализ научно методических источников. Были изучены двигательные способности спортсменов, занимающихся киокушинкай карате, средства и методы, применяющиеся в учебно-тренировочном процессе, направленном на развитие двигательных способностей спортсменов, занимающихся киокушинкай карате.

На втором этапе проводилась исследовательская работа, в которой приняли участие две группы юношей (контрольная и экспериментальная) в возрасте 14-16 лет по 10 человек, занимающихся в СДЮШОР по восточным единоборствам г. Новосибирска.

Для достоверности результатов педагогического эксперимента в контрольную и экспериментальную группы участники отбирались по тестам, выполнив минимальные требования (таблица 2.1).

1) для определения общей  физической подготовки – тест Купера;

2) для исследования быстроты – бег на 30 м;

3) для исследования силы – разгибание рук в упоре (отжимания);

4) для исследования силы – измерение силы ударов ногами (маваши-гери дзёдан) с помощью электронного мешка.

Таблица 1- Тесты для отбора в экспериментальную и контрольную группы

Название теста Тест Купера Бег 30м Разгибание рук в упоре Измерение силы ударов ногами (маваши-гери дзёдан)

с помощью электронного мешка Описание теста, минимальные требования Минимальные требования 2500 м Минимальные требования.

4,9 сек Минимальные требование

32 раза. Минимальные требования – 150 кг В каждую из исследуемых групп входило по 10 мальчиков, приблизительно одинаковых по физическим показателям (при наборе в группы). Занятия проходили пять раз в неделю: понедельник, среда, пятница. Продолжительность каждой тренировки составляла 90 мин. без учета методической работы.

Этап углубленного разучивания. В начале и в конце исследования проводилось тестирование уровня тактико-технических действий спортсменов. Эффективность учебно-тренировочного процесса также оценивалась по результатам соревнований, которые проводились в процессе исследования и отражали динамику освоения тактико-технических действий.

На третьем этапе осуществлялась обработка полученных в ходе исследования результатов, оформление работы.

2.2 Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач были использованы группа методов.

Анализ научно-методической литературы и передового педагогического опыта осуществлялось с целью теоретического обоснования проблемы, поиска форм и методов организации и проведения экспериментального исследования.

Педагогический эксперимент. Для решения поставленных в нашем исследовании задач, мы должны были выработать рациональный путь учебно-тренировочного процесса, направленного на изучение тактико-технических действий. Было принято решение сравнить две методики: ИКО-1 (стандартная методика) и разработаной нами методики обучения (экспериментальная).

Тестирование. В процессе исследования проводились следующие тесты:

1) для определения общей  физической подготовки – тест Купера;

2) для исследования быстроты – бег на 30 м;

3) для исследования силы – разгибание рук в упоре (отжимания) и измерение силы ударов ногами (маваши-гери дзёдан) с помощью электронного мешка.

Результаты тестирований выражены в набранных баллах по каждому тесту и в их сумме. Оценка показателей  физической подготовки, быстроты и силы рассматривалась нами как система функциональных возможностей физической подготовленности каратистов, могущая меняться под воздействием физической нагрузки, предлагаемой как в традиционной, так и экспериментальной методиках.

Анализ протоколов соревнований.

По результатам участия в соревнованиях (начало и конец открытия и закрытия каждого из двух сезонов) определяли уровень тактико-технической подготовки спортсменов как показатель эффективности методики.

Методы математической статистики.

Достоверность отличий измеряемых показателей между контрольной и экспериментальной группами оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В КИОКУШИНКАЙ КАРАТЕ

3.1. Результаты исследования

В контрольной и экспериментальной группах нами были измерены показатели двигательных способностей у испытуемых контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 2 – Значение показателей двигательных способностей экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Из таблицы 3, рисунка 1 следует, что в начале тренировок показатели в экспериментальной группе были несколько ниже. Однако, в результате тренировок в экспериментальной группе произошел больший прирост по тесту Купера.

По показателям t-критерия Стьюдента различия в показателях на этапе констатирующего и контрольного эксперимента статистически достоверны именно в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе, данные различия не прослеживаются, следовательно, можно сказать, что экспериментальная методика более эффективна с точки зрения формирования  физической подготовки у спортсменов.

Подобные выводы можно сделать и из данных, полученных при проведении бега на 30 м (табл. 3.3, рис. 3.2). Здоровые тренированные спортсмены данной возрастной категории способны пробежать эту дистанцию за 4,2 с.

Как видно из таблицы 4 и рисунка 2 результаты в обоих исследуемых группах улучшились, но больший прирост показала 1-я экспериментальная группа, которая занималась по разработанной нами методике.

По показателям t-критерия Стьюдента различия статистически достоверны в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе, данные различия не прослеживаются, следовательно, можно сказать, что экспериментальная методика более эффективна в формировании скоростных способностей у спортсменов каратистов.

Для измерения силы мы использовали тест на разгибание и сгибание рук в упоре.

Средние значения показателей контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 5 и на рисунке 3.

Таблица 5 - Оценка достоверности различий показателей силовых способностей в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Рис. 3 Средние значения показателя силовых способностей в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Как видно из таблицы 5 между контрольной и экспериментальной группой получены достоверные различия по показателю силовые способности, а именно у спортсменов тренирующихся по разработанной нами методике этот показатель выше.

Также для оценки силовых качеств спортсменов каратистов мы использовали специальный тест измерения силы ударов ногами (маваши-гери дзёдан) с помощью электронного мешка. Результаты диагностики приведены в таблице 6 и на рисунке 4.

Таблица 6 - Оценка достоверности различий показателей силовых способностей в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

№ группы Средняя сила удара ногой, раз t-критерий Стьюдента Уровень достоверности Итоговый % увеличения Конст. Конт. ЭГ 135,9 156,5 2,456 0,047 15,16 КГ 156,8 157,6 0,125 0,189 0,51

Рисунок 4. Средние значения показателя силовых способностей в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Таким образом, до тренировок экспериментальная группа показывала низкий уровень силовых качеств, в то время как контрольная выполняла норматив по силе удара. После проведения программы тренировок показали экспериментальной группы практически сравнялись с результатами контрольной группы.

По показателям t-критерия Стьюдента различия в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента статистически достоверны, что может свидетельствовать об эффективности применяемой методики обучения.

Таким образом, за 6 месяцев учебно-тренировочного процесса по разработанной нами методике в экспериментальной группе были получены статистически достоверные различия по показателям:  физической подготовки, скоростно-силовых и силовых способностей, что на наш взгляд, может свидетельствовать об эффективности методики.

Также для оценки эффективности разработанной нами методики обучения был проведен сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы по показателю спортивных достижениях (результатов), а именно тактико-технических характеристик спортсменов.

Программа соревнований включала в себя два виды карате: ката и кумитэ.

Оценка участников производилась по 6 бальной шкале. Наивысшая оценка 6 баллов, самая низкая 1 балл.

Допускаются оценки с точностью до 0,1 балла.

Оценка ката проводилась по следующим категориям:

1- правильность выполнения технических элементов,

2- умение варьировать скорость выполнения технических приёмов, управлять замедлением и ускорением,

3- умение управлять напряжением и расслаблением мышц,

4- умение управлять дыханием,

5- рисунок ката.

Спортсмены были разделены по парам для проведения показательных боев (кумитэ). Все испытуемые разбились на пять пар в экспериментальной группе и пять пар – в контрольной.

Результаты по оценке тактико-технических характеристик спортсменов экспериментальной группы приведены в таблице 7.

Таким образом, подводя итог проведенному нами педагогическому эксперименту, можно с уверенностью утверждать, что спортивные результаты экспериментальной группы оказались выше спортивных результатов контрольной группы, что может говорить об эффективности применяемой нами методики.

Данную методику можно рекомендовать для совершенствования тактико-технических действий в киокушинкай карате в возрастной группе спортсменов 13-15 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные разделы обучения в киокушинкай каратэ – кихон, ката, кумитэ, тамэсивари, то есть обучение базовой технике, имитации боя, собственно бою и разбиванию предметов. Каждый из них имеет свои особенности.

Основной целью обучения киокушинкай является подготовка спортсмена, имеющего высокие спортивные достижения и моральные качества, готового к защите себя, свих близких и своей Родины.

1. На основе анализа литературных источников выявить особенности развития двигательных способностей у юношей 14-16 лет в киокушинкай карате.

2. Мы охарактеризовали методы развития двигательных способностей у юношей 14-16 лет в киокушинкай карате.

3. Оценена эффективность разработанной нами методики обучения был проведен сравнительный анализ контрольной и экспериментальной группы по показателю спортивных достижениях (результатов), а именно тактико-технических характеристик спортсменов.

За 6 месяцев учебно-тренировочного процесса по разработанной нами методике обучения в экспериментальной группе были получены статистически достоверные различия по показателям:  физической подготовки, скоростно-силовых и силовых способностей, что на наш взгляд, может свидетельствовать об эффективности методики.

Данную методику можно рекомендовать для совершенствования тактико-технических действий в киокушинкай карате в возрастной группе спортсменов 13-15 лет.

 

Как видно из таблицы 3 и рисунка 2 результаты в обоих исследуемых группах улучшились, но больший прирост показала экспериментальная группа, которая занималась по разработанной нами методике.

По показателям t-критерия Стьюдента различия статистически достоверны в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе, данные различия не прослеживаются, следовательно, можно сказать, что экспериментальная методика более эффективна в формировании  физической подготовки у спортсменов кикбоксинга.

Для измерения скоростно-силовой  физической подготовки мы использовали комплексный тест.

Средние значения показателей  контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице  4 и на рисунке 3.

Таблица 4 - Оценка достоверности различий показателей скоростно-силовой  физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

 

№ группы

Количество ударов руками, раз

t-критерий Стьюдента

Уровень достоверности

Итоговый % увеличения

Конст.

Конт.

1 (ЭГ)

35,8

39,5

0,000000087

0,000000062

10,34

2 (КГ)

35,9

37,4

0,009534613

0,00682065

4,18

 

Рис. 3  Средние значения показателя скоростно -  физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

 

Как видно из таблицы 4 между контрольной и экспериментальной группой получены достоверные различия по показателю «скоростно-специальная физическая подготовка», а именно у спортсменов тренирующихся по разработанной нами методике, времени на упражнение понадобилось меньше, тем самым применяемая методика обучения по данному упражнению, великолепно отражает плодатворную работу методики.сследование проходило с января 2015 г. по июнь 2015 г. и включало в себя три этап

По показателям t-критерия Стьюдента различия в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента статистически достоверны, что может свидетельствовать об эффективности применяемой методики обучения.

Таким образом, за 6 месяцев учебно-тренировочного процесса по разработанной нами методике в экспериментальной группе были получены статистически достоверные различия по показателям  физической подготовки, что на наш взгляд, может свидетельствовать об эффективности методики.

Таким образом, подводя итог проведенному нами педагогическому эксперименту, можно с уверенностью утверждать,  что спортивные результаты экспериментальной группы оказались выше спортивных результатов контрольной группы, что может говорить об эффективности применяемой нами методики.

Данную методику можно рекомендовать для совершенствования  физической подготовки единоборцев.

Список литературы

  1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004 240 с.
  2. Бердышев С.Н. Боевые искусства Философия и техника боя / С.Н. Бердышев. – Ростов- н/Д, 2002. – 496 с.
  3. Бондаревская Е. В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие Ростов н/д, 2000, с. 65.
  4. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированный подход как основной путь модернизации образования: Доклад на августовской конференции работников образования г. Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону, 2002.
  5. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, издательство Ростовского педагогического Университета, 2000. 352с.
  6. Васильева А.Е. Врачебный контроль и лечебная физкультура / А.Е. Васильева. – М: ФиС, 2006. –115 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее