АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

213

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (212), Март ‘25

Поделиться

В данной статье рассматривается влияние регулярных занятий физической культурой на уровень стресса у студентов. Проведен анализ посвященных взаимосвязи физической активности и психоэмоционального состояния. Представлены результаты исследования, подтверждающие положительное воздействие физических упражнений.

В современном мире стресс стал неотъемлемой частью жизни для студентов, во время учебного процесса и особенно в период экзаменов. Постоянное напряжение негативно сказывается на физическом и психическом здоровье, снижая качество жизни и ухудшая успеваемость. В связи с этим поиск эффективных методов борьбы со стрессом становится всё более актуальным.

Одним из таких методов являются регулярные занятия физической культурой. Исследования показывают, что они благотворно влияют на психоэмоциональное состояние человека, способствуя улучшению настроения и повышению уверенности в себе.

Физическая активность давно признана важным фактором поддержания здоровья, однако ее роль в управлении стрессом заслуживает отдельного внимания. Стресс, как физиологическая реакция организма на внешние раздражители, сопровождается выбросом гормонов, таких как кортизол и адреналин, которые мобилизуют ресурсы организма для преодоления трудностей. Однако хронический стресс приводит к истощению ресурсов, что может вызвать ряд заболеваний, включая сердечно-сосудистые нарушения, депрессию и тревожные расстройства. Занятия физической культурой способствуют снижению уровня кортизола и стимулируют выработку эндорфинов, которые улучшают настроение и снижают восприятие боли [1].

Цель данного исследования заключается в изучении влияния физической активности на уровень стресса у студентов. Для достижения этой цели был проведён анализ научной литературы и эмпирическое исследование, в котором приняли участие 40 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Участники были разделены на две группы: основную, занимающуюся физической культурой не менее трёх раз в неделю, и контрольную, ведущую малоподвижный образ жизни. Уровень стресса оценивался с помощью методики «Шкала психологического стресса» (PSM-25).

Исследование, проведенное среди студентов, показывают, что регулярные занятия физической культурой значимо снижают уровень стресса. Студенты, из основной группы демонстрировали более низкие показатели тревожности и депрессии по сравнению с теми, кто вел малоподвижный образ жизни. Кроме того, было отмечено улучшение когнитивных функций, таких как концентрация внимания и память, что особенно важно для успешного обучения. Эти данные подтверждают, что физическая активность не только снижает уровень стресса, но и способствует улучшению общего качества жизни студентов.

Положительные эффекты физической культуры на состояние стресса обусловлены как физиологическими, так и психологическими аспектами. С точки зрения физиологии, физические упражнения способствуют улучшению кровообращения и снабжения мозга кислородом, что в свою очередь приводит к нормализации работы нервной системы. Кроме того, регулярная физическая активность укрепляет иммунную систему, делая организм более устойчивым к стрессовым факторам. С психологической стороны, занятия физической культурой помогают отвлечься от повседневных забот, снизить уровень тревожности и повысить самооценку. Командные виды спорта или занятия в фитнес-клубах также способствуют социальной интеграции, что особенно важно для студентов, испытывающих чувство одиночества [2].

Важно подчеркнуть, что для достижения наилучшего результата необходимо учитывать индивидуальные особенности студентов, такие как уровень физической подготовки, предпочтения в выборе вида активности и наличие свободного времени. Для студентов с высокой учебной нагрузкой оптимальными могут стать регулярные занятия, такие как утренняя зарядка или прогулки на свежем воздухе. Любителям интенсивных нагрузок подойдут занятия в тренажерном зале или спортивных секциях. Главное – систематичность тренировок, так как только регулярные занятия физической активностью могут обеспечить устойчивый эффект снижения уровня стресса.

Несмотря на очевидные преимущества занятий физической культурой, существует ряд факторов, которые могут помешать студентам регулярно выполнять упражнения. К таким факторам относятся нехватка времени и материальных ресурсов, отсутствие мотивации и ограниченный доступ к спортивным объектам.  Чтобы решить эту проблему, необходимо создать комфортную среду, мотивирующую к физической активности. Для этого можно организовать спортивные мероприятия на территории университета, предоставлять скидки на посещение фитнес-клубов, а также рассказывать о пользе физической культуры для здоровья и успеваемости.

Таким образом, физическая культура может стать эффективным инструментом управления стрессом и улучшения качества жизни студентов. Регулярные занятия спортом не только способствуют снижению уровня стресса, но и укрепляют физическое и психическое здоровье, что делает их важным элементом поддержания баланса в учебной период.

Список литературы

  1. Кабачков В.А. Физическая культура в жизни студента / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. — М.: Физкультура и спорт, 2018. — 199 с.
  2. Соловьев Г.М. Физическая культура в формировании здорового образа жизни студентов: учеб. пособие / Г.М. Соловьев. — М.: Феникс, 2019. — 225 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее