Проблемы со здоровьем, низкий уровень двигательной активности детей, отсутствие желания заниматься физической культурой негативным образом сказываются на развитии физических качеств детей, обучающихся в школе. Отмеченная проблема стимулирует поиск новых способов приобщения детей к занятиям спортом и самостоятельному занятию своим физических развитием. Одним из вариантов решения этой проблемы, с нашей точки зрения, является использование функционального многоборья на уроках физической культуры.
С целью проверки эффективности использования функционального многоборья на уроках физической культуры для комплексного развития физических качеств старшеклассников с сентября 2022 г. по май 2023 г. в одной из школ г. Москва был проведен эксперимент, в рамках которого была апробирована программа комплексного развития физических качеств школьников, основанная на упражнениях, входящих в состав функционального многоборья.
Общее число участников эксперимента составило 93 человека. Эксперимент проводился в естественных условиях на уроках физической культуры. В связи с чем специального распределения всех участников эксперимента на контрольную и экспериментальную группу не проводилось. В экспериментальную группу вошли ученики 10 а и 11 в, общее число 46 человек, в контрольную ученики 10 г и 11 б (47 человек).
Занятия в контрольной группе проводились без изменения и соответствовали рабочей программе по предмету физическая культура, принятой на уровне школы.
Экспериментальная группа также два урока в неделю занималась в соответствии с рабочей программой. На третьем уроке использовались упражнения из функционального многоборья.
С целью определения эффективности применения функционального многоборья на занятиях по физической культуре для комплексного развития физических качеств старшеклассников в конце и начале эксперимента были проведены контрольные тесты в обоих группах.
В начале эксперимента было выявлено, что на низком уровне у представителей обоих групп сформировано такое физическое качество как выносливость. На высоком уровне в экспериментальной группе она сформирована только лишь у 13,64% юношей, у такого же количества на среднем уровне, на низких уровнях – у 72,72% юношей. Такая же тенденция присуща и юношам из контрольной группы. На высоком уровне выносливость сформирована только лишь у 15% юношей, у такого же количества юношей на среднем уровне и на низких уровнях у 70%.
Примерно такой же уровень сформированности выносливости прослеживается по результатам тестирования у девушек. В экспериментальной группе на высоком уровне выносливость сформирована у 16,6% девушек, в то время как в контрольной – 14,81%. В отличии от юношей у достаточного количества девушек выносливость сформирована на среднем уровне. В экспериментальной группе такими стали 29,17% девушек, а в контрольной – 37%. Однако в экспериментальной группе практически у половины девушек (41,67%) выносливость сформирована на очень низком уровне. В контрольной группе такой показатель присущ значительно меньшему количеству девушек- 29,63%.
Итоги тестирования показали, что быстрота у представителей ЭГ и КГ сформирована в целом по группе на среднем уровне.
Так на высоком уровне скоростные способности сформированы у 36,36% юношей и 29,17% девушек экспериментальной группы. В контрольной группе на высоком уровне рассматриваемое физическое качество сформировано у меньшего числа испытуемых: у 25% юношей и у 25,93% девушек. У 36,36% юношей экспериментальной группы скоростные способности сформированы на среднем уровне. В то время как у контрольной немного меньше – 30%. У девушек наоборот, на среднем уровне данное качество сформировано больше у представителей контрольной группы (29,63%), в то время как в экспериментальной на таком уровне быстрота сформирована только у 20,83% девушек. На высоком уровне быстрота больше сформирована у девушек ЭГ – 29,17%, в контрольной группе немного меньше – 25, 93%. На низком уровне скоростные способности сформированы у 22,22% девушек контрольной группы и у 33,33% девушек экспериментальной группы. На очень низком уровне это физическое качество больше сформировано у девушек контрольной группы (22,22%), чем у экспериментальной (16,67%).
Гибкость сформирована у большинства испытуемых. Нет ни одного испытуемого в обоих группах, которые показали низкий уровень сформированности гибкости. В основном большая часть тестируемых показали средний уровень сформированности. В экспериментальной группе данный показатель характерен для 77,27% юношей и 79,17% девушек. В контрольной группе – 65% юношей и 66,67% девушек. Высокий уровень присущ в экспериментальной группе 13,64% юношам и 12,5% девушек. В КГ немного иные показатели: юношей 20%, девушек 18,52%. Низкий уровень сформированности гибкости был выявлен в ЭГ у 9,09% юношей и 8,33% девушек, в контрольной группе низкий уровень присущ большему числу участников – 15% юношам и 14,8% девушек.
В контрольной группе общая тенденция выглядит также, только у большего числа девушек (25,93%) скоростно-силовые способности сформированы на высоком уровне. У 18,5% испытуемых эти способности сформированы на низком и очень низком уровнях. У 37,04% - на среднем уровне.
Спорными выглядят результаты по развитию у испытуемых силовых способностей. Данное физическое качество тестировалось при помощи двух упражнений. С упражнением сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу справились обе группы лучше, чем с упражнением подтягивание из виса на высокой перекладине или из виса лежа на низкой перекладине.
Если исходить из итогов первого упражнения, то силовые способности сформированы у испытуемых обоих групп на среднем уровне (у юношей ЭГ-54,54%, у девушек -54,17%, у КГ примерно такие же результаты у юношей -50%, у девушек -55,56%). На высоком уровне исследуемое физическое качество развито у 22,7% юношей и 25% девушек, в контрольной группе у юношей-25%, у девушек -25,93%. Достаточно небольшое количество испытуемых, у которых сила в этом упражнении развита на очень низком уровне. В ЭГ это всего лишь 4,55% юношей и 8,33% девушек, в КГ 5% юношей и 3,7% девушек.
Если же анализировать развитие силовых способностей по второму упражнению, то выходит, что они развиты больше на низком уровне как у юношей, так и девушек обоих групп. Такой уровень развития присущ 59,09% юношам и 62,5% девушек ЭГ. В контрольной группе доля таких участников немного меньше 50% юношей и 48,15% девушек. Но в то же самое время среди юношей нет тех, кто выполнил упражнение на очень низком уровне. Однако у 8,33% девушек же ЭГ сила сформирована на этом уровне, а у девушек КГ значения еще выше 22,22%.
В целом по итогам двух упражнений будем считать, что силовые способности сформированы у представителей ЭГ и КГ на низком уровне.
В конце декабря снова были проведены контрольные испытания в обоих группах. Проведенный анализ полученных результатов по окончанию эксперимента показал, что уровень развития физических качеств у представителей контрольной группы остался на прежнем уровне, в то время как у экспериментальной значительно вырос. Особенно выросли силовые возможности представителей ЭГ. В двух испытаниях все юноши экспериментальной группы показали высокий уровень сформированности силовых способностей. У девушек этой же группы результаты немного хуже. Если по упражнению подтягивание из виса лежа на низкой перекладине все девушки показали высокий уровень, то во втором упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 16,67% девушек выполнили упражнение на среднем уровне.
Также значительным образом у ЭГ выросли скоростные способности. Если у юношей ЭГ быстрота больше сформирована на высоком уровне (68,18%), то у девушек около половины (41,67%) на среднем уровне и у 58,33% на высоком.
Помимо этого, выросли и показатели выносливости у экспериментальной группы. У юношей на высоком уровне выносливость сформирована у 69,23%, у девушек 66,67%.
Скоростно-силовые способности у представителей ЭГ также отличаются в зависимости от пола. По итогам теста все юноши данной группы показали высокий уровень сформированности скоростно-силовых способностей, среди девушек такой уровень развития характерен для 70,83%, оставшаяся часть (29,17%) показали средний уровень.
С целью оценки эффективности апробированной программы занятий рассмотрим также средние значения, полученные в обоих группах как в начале (таблица 1), так и в конце (таблица 2) эксперимента.
Таблица 1 - Средние показатели физической подготовленности испытуемых в начале педагогического эксперимента (Х±m)
Тесты | КГ | ЭГ |
бег 100 м. (с) | 15,8±0,43 | 15,6±0,37 |
бег 3000 метров/2000м (мин., сек) | 17,12±0,6 | 17±0,6 |
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | 21±2,3 | 22±1,9 |
подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) | 41±7 | 40±6 |
наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см) | 12±5,10 | 12,5±4,53 |
подтягивание из виса на высокой перекладине/ подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | 11±4 | 11±5 |
Как видно из таблицы 1 уровень развития основных физических качеств на начало эксперимента примерно одинаков в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица 2 - Средние показатели физической подготовленности испытуемых в конце педагогического эксперимента (Х±m)
Тесты | КГ | ЭГ |
бег 100 м. (с) | 15,6±0,43 | 14,3±0,37 |
бег 3000 метров/2000м (мин., сек) | 17,01±0,6 | 14,3±0,6 |
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | 23±2,3 | 31±1,9 |
подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) | 40±7 | 48±6 |
наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см) | 12,7±5,10 | 13,8±4,53 |
подтягивание из виса на высокой перекладине/ подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) | 11,3±4 | 17,6±5 |
Таблица 2 наглядно демонстрируем положительную динамику в развитии физических качеств у представителей экспериментальной группы. Если у участников контрольной группы особых изменений не зафиксированы, то в экспериментальной скоростные способности выросли на 9%, выносливость на 15,8%, скоростно-силовые способности на 20%, гибкость на 10%, сила на 47,2%.
Таким образом, сравнение результатов тестирования, проведённых в начале и конце эксперимента, доказали эффективность применения функционального многоборья на уроках физической культура для комплексного развития физических качеств старшеклассников.
Список литературы
- Еремин С.А., Волков В.В., Селуянов В.Н. Тестирование физической работоспособности в кроссфите // ТиПФК. - 2014. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-fizicheskoy-rabotosposobnosti-v-krossfite (дата обращения: 12.11.2023).
- Захарова Л.В., Лыпыгина О.В. Круговая тренировка как метод организации учебно-тренировочного процесса в школе// Физическое воспитание студентов. - 2009. - №3. - С. 47-48.