ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ В КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

34

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (150), Январь ‘24

Дата публикации 08.01.2024

Поделиться

В статье представлены результаты педагогического эксперимента, целью которого стала проверка эффективности использования функционального многоборья на уроках физической культуры для комплексного развития физических качеств старшеклассников.

Проблемы со здоровьем, низкий уровень двигательной активности детей, отсутствие желания заниматься физической культурой негативным образом сказываются на развитии физических качеств детей, обучающихся в школе.  Отмеченная проблема стимулирует поиск новых способов приобщения детей к занятиям спортом и самостоятельному занятию своим физических развитием. Одним из вариантов решения этой проблемы, с нашей точки зрения, является использование функционального многоборья на уроках физической культуры.

С целью проверки эффективности использования функционального многоборья на уроках физической культуры для комплексного развития физических качеств старшеклассников с сентября 2022 г. по май 2023 г. в одной из школ г. Москва был проведен эксперимент, в рамках которого была апробирована программа комплексного развития физических качеств школьников, основанная на упражнениях, входящих в состав функционального многоборья. 

Общее число участников эксперимента составило 93 человека.  Эксперимент проводился в естественных условиях на уроках физической культуры. В связи с чем специального распределения всех участников эксперимента на контрольную и экспериментальную группу не проводилось. В экспериментальную группу вошли ученики 10 а и 11 в, общее число 46 человек, в контрольную ученики 10 г и 11 б (47 человек).

Занятия в контрольной группе проводились без изменения и соответствовали рабочей программе по предмету физическая культура, принятой на уровне школы.

Экспериментальная группа также два урока в неделю занималась в соответствии с рабочей программой. На третьем уроке использовались упражнения из функционального многоборья. 

С целью определения эффективности применения функционального многоборья на занятиях по физической культуре для комплексного развития физических качеств старшеклассников в конце и начале эксперимента были проведены контрольные тесты в обоих группах. 

В начале эксперимента было выявлено, что на низком уровне у представителей обоих групп сформировано такое физическое качество как выносливость. На высоком уровне в экспериментальной группе она сформирована только лишь у 13,64% юношей, у такого же количества на среднем уровне, на низких уровнях – у 72,72% юношей. Такая же тенденция присуща и юношам из контрольной группы. На высоком уровне выносливость сформирована только лишь у 15% юношей, у такого же количества юношей на среднем уровне и на низких уровнях у 70%. 

Примерно такой же уровень сформированности выносливости прослеживается по результатам тестирования у девушек. В экспериментальной группе на высоком уровне выносливость сформирована у 16,6% девушек, в то время как в контрольной – 14,81%. В отличии от юношей у достаточного количества девушек выносливость сформирована на среднем уровне. В экспериментальной группе такими стали 29,17% девушек, а в контрольной – 37%. Однако в экспериментальной группе практически у половины девушек (41,67%) выносливость сформирована на очень низком уровне. В контрольной  группе такой показатель присущ значительно меньшему количеству девушек- 29,63%. 

Итоги тестирования показали, что быстрота у представителей ЭГ и КГ сформирована в целом по группе на среднем уровне. 

Так на высоком уровне скоростные способности сформированы у 36,36% юношей и 29,17% девушек экспериментальной группы. В контрольной группе на высоком уровне рассматриваемое физическое качество сформировано у меньшего числа испытуемых: у 25% юношей и у 25,93% девушек. У 36,36% юношей экспериментальной группы скоростные способности сформированы на среднем уровне. В то время как у контрольной немного меньше – 30%. У девушек наоборот, на среднем уровне данное качество сформировано больше у представителей контрольной группы (29,63%), в то время как в экспериментальной на таком уровне быстрота сформирована только у 20,83% девушек. На высоком уровне быстрота больше сформирована у девушек ЭГ –  29,17%, в контрольной группе немного меньше – 25, 93%. На низком уровне скоростные способности сформированы у 22,22% девушек контрольной группы и у 33,33%  девушек экспериментальной группы. На очень низком уровне это физическое качество больше сформировано у девушек контрольной группы (22,22%), чем у экспериментальной (16,67%).

Гибкость сформирована у большинства испытуемых. Нет ни одного испытуемого в обоих группах, которые показали низкий уровень сформированности гибкости. В основном большая часть тестируемых показали средний уровень сформированности. В экспериментальной группе данный показатель характерен для 77,27% юношей и 79,17% девушек. В контрольной группе – 65% юношей и 66,67% девушек. Высокий уровень присущ в экспериментальной группе 13,64% юношам и 12,5% девушек. В КГ немного иные показатели: юношей 20%, девушек 18,52%. Низкий уровень сформированности гибкости был выявлен в ЭГ у 9,09% юношей и 8,33% девушек, в контрольной группе низкий уровень присущ большему числу участников – 15% юношам и 14,8% девушек.

В контрольной группе общая тенденция выглядит также, только у большего числа девушек (25,93%) скоростно-силовые способности сформированы на высоком уровне. У 18,5% испытуемых эти способности сформированы на низком и очень низком уровнях. У 37,04%  - на среднем уровне.

Спорными выглядят результаты по развитию у испытуемых силовых способностей. Данное физическое качество тестировалось при помощи двух упражнений. С упражнением сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу справились обе группы лучше, чем с упражнением подтягивание из виса на высокой перекладине или из виса лежа на низкой перекладине. 

Если исходить из итогов первого упражнения, то силовые способности сформированы у испытуемых обоих групп на среднем уровне (у юношей ЭГ-54,54%, у девушек -54,17%, у КГ примерно такие же результаты у юношей -50%, у девушек -55,56%). На высоком уровне исследуемое физическое качество развито у 22,7% юношей и 25% девушек, в контрольной группе у юношей-25%, у девушек -25,93%.  Достаточно небольшое количество испытуемых, у которых сила в этом упражнении развита на очень низком уровне. В ЭГ это всего лишь 4,55% юношей и 8,33% девушек, в КГ 5% юношей и 3,7% девушек.

Если же анализировать развитие силовых способностей по второму упражнению, то выходит, что они развиты больше на низком уровне как у юношей, так и девушек обоих групп. Такой уровень развития присущ 59,09% юношам и 62,5% девушек ЭГ. В контрольной группе доля таких участников немного меньше 50%  юношей и 48,15% девушек. Но в то же самое время среди юношей нет тех, кто выполнил упражнение на очень низком уровне. Однако у 8,33% девушек же ЭГ сила сформирована на этом уровне, а у девушек КГ значения еще выше 22,22%. 

В целом по итогам двух упражнений будем считать, что силовые способности сформированы у представителей ЭГ и КГ на низком уровне. 

В конце декабря снова были проведены контрольные испытания в обоих группах. Проведенный анализ полученных результатов по окончанию эксперимента показал, что уровень развития физических качеств у представителей контрольной группы остался на прежнем уровне, в то время как  у экспериментальной значительно вырос. Особенно  выросли силовые возможности представителей ЭГ. В двух испытаниях все юноши экспериментальной группы показали высокий уровень сформированности силовых способностей. У девушек этой же группы результаты немного хуже. Если по упражнению подтягивание из виса лежа на низкой перекладине все девушки показали высокий уровень, то во втором упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 16,67% девушек выполнили упражнение на среднем уровне. 

Также значительным образом у ЭГ выросли скоростные способности. Если у юношей  ЭГ быстрота больше сформирована на высоком уровне  (68,18%), то у девушек около половины (41,67%)  на среднем уровне и у 58,33% на высоком.

Помимо этого, выросли и показатели выносливости у экспериментальной группы. У юношей на высоком уровне выносливость сформирована у 69,23%, у девушек 66,67%. 

Скоростно-силовые способности у представителей ЭГ также отличаются в зависимости от пола. По итогам теста все юноши данной группы показали высокий уровень сформированности скоростно-силовых способностей, среди   девушек такой уровень развития характерен для 70,83%, оставшаяся часть (29,17%) показали средний уровень.

С целью оценки эффективности апробированной программы занятий рассмотрим также средние значения, полученные в обоих группах как в начале (таблица 1), так и в конце (таблица 2) эксперимента.

Таблица 1 - Средние показатели физической подготовленности испытуемых  в начале педагогического эксперимента (Х±m)

Тесты КГ ЭГ
бег 100 м. (с) 15,8±0,43 15,6±0,37
бег 3000 метров/2000м (мин., сек) 17,12±0,6 17±0,6
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 21±2,3 22±1,9
подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) 41±7 40±6
наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см) 12±5,10 12,5±4,53
подтягивание из виса на высокой перекладине/ подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 11±4 11±5

Как видно из таблицы 1 уровень развития основных физических качеств на начало эксперимента примерно одинаков в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 2 - Средние показатели физической подготовленности испытуемых  в конце педагогического эксперимента (Х±m)

Тесты КГ ЭГ
бег 100 м. (с) 15,6±0,43 14,3±0,37
бег 3000 метров/2000м (мин., сек) 17,01±0,6 14,3±0,6
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 23±2,3 31±1,9
подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) 40±7 48±6
наклон вперед стоя на гимнастической скамье (см) 12,7±5,10 13,8±4,53
подтягивание из виса на высокой перекладине/ подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 11,3±4 17,6±5

Таблица 2 наглядно демонстрируем положительную динамику в развитии физических качеств у представителей экспериментальной группы. Если у участников контрольной группы особых изменений не зафиксированы, то в экспериментальной скоростные способности выросли на 9%, выносливость на 15,8%, скоростно-силовые способности на 20%, гибкость на 10%, сила на 47,2%.

Таким образом, сравнение результатов тестирования, проведённых в начале и конце эксперимента, доказали эффективность применения функционального многоборья на уроках физической культура для комплексного развития физических качеств старшеклассников.

Список литературы

  1. Еремин С.А., Волков В.В., Селуянов В.Н. Тестирование физической работоспособности в кроссфите // ТиПФК. - 2014. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-fizicheskoy-rabotosposobnosti-v-krossfite (дата обращения: 12.11.2023).
  2. Захарова Л.В., Лыпыгина О.В. Круговая тренировка как метод организации учебно-тренировочного процесса в школе// Физическое воспитание студентов. - 2009. - №3. - С. 47-48.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее