Физическая культура в жизни студента

Физическая культура в жизни студента

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

68

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Дата публикации 30.05.2021

Поделиться

физическая культура, ее цель и назначение. Роль физической культуры в жизни студентов. Социально биологические основы физической культуры. Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. Положительное влияние умеренных физических нагрузок на организм. Отношение студентов к физической культуре, на примере студентов Казанского Государственного Энергетического Университета.

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, появилось 80— 8 тыс. лет назад. О возникновении физических упражнений как таковых можно говорить только тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они ориентированы на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в большой степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и негативным). Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из главных причин того, что наши дальние предки пришли к пониманию следующего: улучшая свои двигательные возможности, можно не только продуктивнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство послужило большим толчком к возникновению физической культуры.

 

На практике видно, что образ жизни студента (если он целенаправленно и систематически не занимается физической культурой) относится к малоподвижному. Это означает, что все негативные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, обязательно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и в целом на здоровье. Во избежание неблагоприятных последствий малоподвижного образа жизни студентов и развития их физических качеств, в ВУЗах существует физическая культура как учебный предмет. Результатом регулярной физической тренировки является увеличение физической мощности в сочетании с увеличением митохондрий и энергетического потенциала скелетных мышц. Такие же позитивные морфофункциональные сдвиги происходят в механизмах нервной и гуморальной регуляции, а также в системах кровообращения, дыхания, выделения. Все это повышает адаптационные возможности организма в целом и укрепляет здоровье.

 

Считается, что физические упражнения являются одним из лучших "лекарств" от утомления и для повышения работоспособности. Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов. Одновременно существенно возрастает выброс в кровь гормонов эндокринными железами, что также усиливает обменные процессы во всех органах. Наконец, при активной работе мышц быстро улучшается кровообращение, а с ним - дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков, угнетающе действующих на нервные клетки.

Социально-биологические основы физической культуры — это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.
Углубленное и всестороннее изучение какого-либо феномена, в том числе физической культуры, невозможно без привлечения знаний из других смежных дисциплин, позволяющих создать целостное представление об этом предмете.
При организации процесса физического воспитания большую роль играют знания комплекса медико-биологических, социально-психологических, педагогических (анатомия, физиология, биология, гигиена, педагогика, психология, социология) и многих других наук. Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности, невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни, физической и спортивной подготовки.
При изучении органов и функциональных систем организма исходят из принципов целостности и единства организма с внешней окружающей и социальной средой. Целостность организма, находящегося во взаимодействии с окружающей средой, обеспечивается нервной системой и её ведущим органом — корой головного мозга. Кора головного мозга весьма тонко улавливает изменения внешней среды, а также внутреннего состояния организма и своей деятельностью обеспечивает приспособление организма к окружающей среде и его активное воздействие на окружающую среду.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социальнотрудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество. Физическое совершенствование можно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством выбранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности. Вот почему физическое развитие является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной, структуры. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую входят студенты — один их эффективных механизмов объединения общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности. Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, выявляет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

 

физические упражнения в умеренных дозах способствуют восстановлению механизмов саморегуляции всех жизненных процессов организма при выздоровлении, таким образом

«исправляя» дефекты, связанные с той или иной болезнью. Физические упражнения, переводя энергообмен на более подвижный янтарный уровень, способствуют высокой стрессоустойчивости организма к различным неблагоприятным факторам биологической и особенно социальной среды.

 

Для того чтобы определить отношение студентов к занятиям физической культурой мы провели социологическое исследование. В опросе приняли участие 120 студентов 1-3курсов Казанского Государственного Энергетического Университета. Анкеты состояли из 10 вопросов. На каждый вопрос анкеты предлагалось выбрать один из двух вариантов ответа: «да», «нет».

          Анализ результатов опроса показал, что 90% обучающихся считают физическую культуру необходимым предметом; 75% ходят на занятия с удовольствием; однообразными и скучными занятия назвали 20% студентов; ходят на занятия только для того, чтобы получить зачёт - 25% опрошенных учащихся; пропагандируют физическую культуру и спорт 7,5%. На вопрос «для чего нужна физическая культура в вузе ?» 5% ответили, что занятия раскрывают потенциал студента к тому или иному виду спорта; 25%, развивает физические качества; 60% студентов уверены, что физическая культура укрепляет здоровье; 10% посещают занятия, чтобы сбросить напряжение после умственных нагрузок.

В дополнение к этому приведем результаты опроса студентов Сибирского федерального университета на тему: «отношение студентов СФУ к занятиям физической культурой».

В опросе приняло участие 96 студентов 1-3курсов Сибирского федерального университета. Анализ результатов опроса показал, что 48 респондентов считают модным и престижным заниматься физической культурой - это составляет 50 % из всех опрошенных. С неудовольствием ходят на занятия, так как отсутствует мотивация 37,5% студентов. Охотно бы занимались физической культурой, но не хватает стимула чтобы «подстегнуть» себя – такая ситуация характерна для 77 студентов, это составляет 80% испытуемых. С другой стороны нравится заниматься физической культурой, так как приятна мышечная нагрузка 72 из 96 респондентов.

 

Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры. Способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности.

 

Заключение:

Я считаю, что на сегодняшний день большинство студентов высших учебных заведений заинтересованы в том, чтобы получить хорошую физическую подготовку. Физическая подготовленность является важным компонентом здоровья учащейся молодежи.

Список литературы

  1. Голощапов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2005
  2. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2018. - 971 c.
  3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.
  4. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
  5. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. – М.: Арсенал образования, 2018. – 393 c
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее