КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Дата публикации 13.12.2021

Поделиться

В статье обоснована необходимость использования коммуникативно-речевых заданий при изучении иностранного языка. Перечислены и кратко охарактеризованы принципы их разработки. Приведены примеры использования коммуникативно-речевых заданий при выполнении индивидуальной, парной и групповой работы. Описано отношение студентов к данным заданиям.

Анализ содержания современных программ учебной дисциплины "Иностранный язык", реализуемых в российских университетах, показывает наличие достаточно большого количества заданий, связанных с развитием умения говорить на изучаемом языке. Как правило, они представлены не только при проведении практических аудиторных занятий, но и при выполнении домашних заданий, самостоятельной работы студентов. К наиболее часто встречающимся заданиям относятся:

– расскажите о себе, своей семье, своем друге;

– опишите фотографию, картину;

– подготовьте доклад и презентацию на определенную тему;

– подготовьте рассказ по теме.

Несмотря на большое количество заданий, предназначенных для развития умения говорить, значительная часть студентов испытывает трудности при общении на иностранном языке с носителями языка в условиях реальной жизни. В связи с этим представляется необходимым включить в программу изучения английского языка такие задания, которые имеют четкую коммуникативно-речевую направленность. По мнению Ч. Ванг, подобные задания должны как в можно более выраженной степени имитировать реальные ситуации общения, в которых студентам необходимо взаимодействовать с собеседником [1, с. 20]. Обучаемым в подобных обстоятельствах приходится находить необходимую правдоподобную информацию и делиться ею, что приближает их к условиям общения в настоящем мире.

Осознание значимости и востребованности использования коммуникативно-речевых заданий в учебном процессе, к сожалению, не приводит к увеличению количества данных заданий в разрабатываемой учебно-методической литературе, в которой они представлены разрозненно, хаотично, не систематизировано. Для устранения сложившего противоречия между необходимостью применения таких заданий и наличием небольшого их количества представляется целесообразным дополнение содержания учебной дисциплины "Иностранный язык" (на примере изучения английского языка) коммуникативно-речевыми заданиями по изучаемым темам.

При разработке коммуникативно-речевых заданий Ч. Ванг предлагает опираться на следующие принципы:

– принцип значимости заданий;

– принцип учета используемых фонетических особенностей и грамматических конструкций;

– принцип реалистичности заданий [1, с. 28-31].

Принцип значимости заданий позволит обратить внимание обучаемых сначала на содержание задания, для выполнения которого им потребуется соответствующая лексика. Они смогут самостоятельно подобрать необходимые слова и выражения, представленные при изучении конкретной темы. Принцип учета используемых фонетических особенностей и грамматических конструкций дает возможность минимизировать количество ошибок, связанных с произношением студентов и составлением предложений в разных временах. Принцип реалистичности заданий обеспечивает изучение таких ситуаций, которые характерны для общения в реальной жизни.

Приведем несколько примеров коммуникативно-речевых заданий.

1) Imagine that your friend has got a son. He is 2 years old, he is rather lazy and doesn't want to walk and run. He prefers playing with his favourite toy – it's a puppy. Help him to choose a pet for his/her child.

2) Imagine that your friend has never been in a new trading entertaining center in your town. Invite him to visit it. Make an excursion. Show him shops where he/she can buy clothes, products, souvenirs, watch films, cut his/her hair. (При выполнении этого задания студенты часто используют план здания, фото магазинов и отделов, расположенных на этажах).

Как видно из приведенных примеров, выполнению задания предшествует описание ситуации, которая определяет содержание общения на иностранном языке. Подобные задания могут быть использованы не только для индивидуальной работы, но также парной или групповой. Например, imagine that you are going to take part in the conference. You should make a report and draw a pie chart about youth' free time. Ask your groupmates, your friends about it, find out how much time they spend:

– cooking, eating, drinking;

– surfing the Internet;

– doing educational activities;

– doing sport;

– enjoying leisure activities;

– working;

– walking;

– sleeping;

– doing other activities.

При обсуждении темы, связанной с онлайн покупками, студенты составляют следующие диалоги: imagine that your friend is going to buy a present for his/her mother's birthday. He/she has found it at a reasonable price only in one of online shops. But he/she has never bought anything there. You have bought several things in that online shop and you are ready to answer his/her questions connected with delivery, ways of paying, quality of selling goods.

Опыт применения коммуникативно-речевых заданий показывает, что студенты выполняют их с большим желанием, стремятся сделать их в соответствии с требованиями того речевого жанра, в рамках которого должно быть подготовленное задание (совет, экскурсия, реклама и т.д.), обращают внимание на его соответствующее фонетическое и интонационное оформление, уместный выбор речевых средств и грамматических конструкций.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что изучение иностранного языка на практических занятиях путем организации и осуществления социального коммуникативно-речевого взаимодействия между студентами в различных режимах работы способствует повышению уровня их мотивации, степени заинтересованности и ответственности, дает возможность активизировать имеющийся словарный запас и создает необходимость овладения новыми дополнительными лексическими единицами, а также грамматическими конструкциями.

Список литературы

  1. Wang, Ch. Designing communicative tasks for college English course : Dissertation submitted as a partial fulfillment for the degree of M.A. in English language and literature. / Ch. Wang. - China: Chongqing Normal University &Yangtze Normal University, 2006. – 90 p.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее