НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА КАК ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА КАК ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

79

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (88), октябрь ‘22

Дата публикации 09.10.2022

Поделиться

В статье рассматриваются некоторые аспекты осуществления Прокуратурой Российской Федерации прокурорского надзора в части своих полномочий, поднимаются темы значимости прокурорского надзора как одного из видов правоохранительной деятельности, его значимости для жизни общества. На основании статистических и практических данных проводится анализ результативности деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации.

История сохранила в своей памяти далеко не один вариант существования государства, в котором проблемы его управления привели к  разрушению выстроенной системы управления. Учитывая ошибки прошлого, современные государства стараются выстроить модель управления и взаимодействия внутри себя так, чтобы максимально уравновесить влияние институтов государства на общество. На основании этой идеи, в России в том числе, реализуется взаимный контроль структур власти друг над другом. Основой этого служит разделение власти в Российской Федерации на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В дальнейшем, сильнее разветвляя систему государственной власти, добавляются иные органы на разных уровнях власти, помогающие производить контроль реализации власти, законов государства, его основных ценностей.

Прокуратура Российской Федерации является одним из ключевых государственных органов, исполняющих вышеуказанные цели. Осуществление ее деятельности производится через прокурорский надзор  — главную функцию Прокуратуры Российской Федерации, которую составляют взаимосвязанные действия прокуратуры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и других актов государственными и иными органами, должностными лицами. В рамках своих полномочий Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу[1].

Ежегодно органами Прокуратуры Российской Федерации осуществляется огромный объем действий по исполнению своих полномочий. Согласно статистическим данным об основных показателях деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2021 г. ими было выявлено 4 251 163 нарушений закона в сфере надзора за исполнением законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, зарегистрировано и рассмотрено 5 126 925 обращений и заявлений, выявлено 252 328 нарушений в сфере коррупции и др[3].

Значительные цифры результатов деятельности Прокуратуры Российской Федерации требуют таких же значительных кадровых ресурсов. Для разрешения вопросов, подведомственных Прокуратуре Российской Федерации, также актуален вопрос территориального нахождения контролируемых сфер деятельности и лиц. Ввиду данного обстоятельства Прокуратура Российской Федерации имеет разветвленную систему органов, которая подразделяется по территориальному и специализированному признаку. Структура органов Прокуратуры Российской Федерации включает в себя прокуратуры субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (районов, городов, внутригородских районов), специализированные прокуратуры субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, главную военную прокуратуру и систему военных прокуратур, а также научные и образовательные организации.

Подобные значительные кадровые ресурсы позволяют обеспечить результативность деятельности Прокуратуры Российской Федерации и ее подразделений, а широта полномочий и сфер контроля обеспечить всесторонность защиты интересов граждан и соблюдения законов.

К примеру, одной из значимых задач Прокуратуры Российской Федерации является своевременное реагирование на факты невыплаты заработной платы, другие нарушения трудового законодательства[2]. В результате принятых ведомством мер гострудинспекциями активизирована работа по принудительному взысканию с работодателей долгов по зарплате. За 2021 год эта сумма возросла с 33 до 360 млн рублей.

В рамках защиты прав несовершеннолетних Прокуратурой Российской Федерации за 2021 год пресечено 760 тыс. нарушений законов, восстановлено прав 103 тыс. несовершеннолетних и 35 тыс. семей.

С учетом актуальных проблем, сохраняющихся в сфере противодействия коррупции, Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято участие в формировании вновь утвержденного Президентом России Национального плана по противодействию коррупции, который уже начал свою реализацию.

Исходя из вышеуказанного, деятельность Прокуратуры Российской Федерации в рамках прокурорского надзора является крайне актуальным и результативным институтом правоохранительной деятельности. Прокурорский надзор несет значительное влияние на жизнь общества, его безопасность и защищенность. Даже Президент Российской Федерации отмечает позитивную динамику по целому ряду ключевых показателей деятельности Прокуратуры Российской Федерации и эффективность приема граждан прокурорами различных уровней[4]. Он указывает, что прокурорам нужно выстраивать специальную систему надзора за тем, как реализуются меры поддержки граждан и ключевые социальные программы. 

Таким образом, эффективность деятельности Прокуратуры Российской Федерации значительна. Ею решается большой объем вопросов жизни общества, оказывается влияние на ключевые события и повседневные фундаментальные действия. И несмотря на определенные недостатки в деятельности, результаты работы Прокуратуры Российской Федерации в рамках прокурорского надзора можно оценивать с положительной стороны.

Список литературы

  1. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. – Ст. 4472.
  2. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова в рамках заседания Коллегии, посвященного итогам работы органов прокуратуры за 2021 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2022 год[Электронный ресурс]: официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=73312986 (дата обращения: 09.10.2022).
  3. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации[Электронный ресурс]: официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=71671102 (дата обращения: 09.10.2022).
  4. Состоялось расширенное заседание Коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры за 2021 год и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2022 год [Электронный ресурс]: официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=73312986 (дата обращения: 09.10.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее