Построение системы и структуры органов российской прокуратуры во многом обусловливается характером выполняемых ей функций. Система органов прокуратуры представляет собой возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации единую «централизованную совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющую взаимосвязанные задачи и функции, построенная на единых принципах с учетом федеративное-государственного устройства и административно территориального деления страны, а также с учетом приоритетных направлений надзорной деятельности или особенностей объекта надзора» [1]. Система органов прокуратуры закреплена в ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2] и является разветвленной сетью территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, которые являются юридическими лицами и организационно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка на территории Российской Федерации. До принятия Конституции 1993 года прокуратура была, по сути, регулирующим органом власти, поскольку в соответствии со статьей 11 первой редакции Закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор утверждался и освобождался Верховным Советом Российской Федерации с согласия Председателя Верховного Совета. Российская Федерация назначена и освобождена от должности. Генеральный прокурор несет ответственность за надзор за выполнение законов в России, и отчитывался Съезду народных депутатов Российской Федерации и Верховному Совету Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 данного закона, прокурор республики в составе Российской Федерации утверждался на должность по согласованию с высшим органом власти этой республики, был ему подчинен и подотчетен. Прокуратура сосредоточилась на сотрудничестве только с законодательной властью, только она контролировалась ею, и только ее решения требовались для исполнения. Смена правительства в 1993 году с парламентской республики на президентскую республику привела к значительному изменению правового статуса прокуратуры. В настоящее время прокуратура РФ не входит в структуру исполнительной, судебной или законодательной власти [3]. Прокуратура как системный орган осуществляет деятельность в сфере надзора за реализацией норм действующего законодательства, соблюдением норм Конституции РФ и нормативно-правовых актов, которые регулируют различные сферы общественных отношений. Систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются [4]. Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускается. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ является председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателем Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, председателем Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ (абз.2 п.1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 11.05.2016 г. «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации». Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Законом о прокуратуре закреплено правовое положение органов военной прокуратуры как самостоятельного подразделения в составе прокуратуры России, возглавляемого заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором, структура военной прокуратуры, а также полномочия ее должностных лиц. В настоящее время органы военной прокуратуры образуют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры окружного звена, объединений, соединений и гарнизонов. Кроме того, военные прокуратуры функционируют в составе воинских формирований на территории восьми иностранных государств. При Генеральной прокуратуре РФ действует научно - консультативный совет на основании организационно-распорядительного документа Генерального прокурора РФ. В систему прокуратуры Российской Федерации входит федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации», устав которого утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором РФ, в состав которой по должности входят заместители Генерального прокурора РФ. По решению Генерального прокурора РФ в состав коллегии могут быть введены другие лица. Генеральный прокурор РФ может созывать заседания Координационного совещания, которые проходят под его председательством. Процедура подготовки и проведения Координационного совещания, а также осуществление контроля за реализацией принятых им постановлений определяется Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Регламентом Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации.
Список литературы
- Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор. М.
- Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472
- Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. М., 2005. С. 225. // Режим доступа: https://studbooks.net/1011819/pravo/pravovye_osnovy_organizatsii_deyatelnosti_prokuratury_rossiyskoy_federatsii
- Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства: Учеб.: В 2 т. Т. 2. Новосибирск: Наука, 2016. С. 560-561.