Прокурорский надзор: понятие, сущность, проблемы правового регулирования

Прокурорский надзор: понятие, сущность, проблемы правового регулирования

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

258

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 03.02.2024

Поделиться

В соответствии со ст. 1 Конституции 1993 года [1] была поставлена цель в построении правового государства. Одной из предпосылок, условий формирования указанного государства была определена необходимость в защите прав, свобод и законных интересов человека. Совокупность названных целей может быть достигнута при наличии эффективного механизма. Свое значение приобретает деятельность государственных органов, наделенных контрольно-надзорными полномочиями, в частности органов прокуратуры.

На сегодняшний день органы прокуратуры – самостоятельная и независимая государственная структура, которая не отнесена ни к одной ветви власти. Прокуратура – единственный государственный орган, наделенный надзорными полномочиями [7, с. 173]. 

В соответствии с положениями действующего законодательства на органы прокуратуры возложены задачи по установлению надзора за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека, за деятельностью органов дознания, следствия и др.

При этом признается, что органы прокуратуры играют особую роль в обеспечении и поддержании законности на территории России. Достижение указанной цели видится в реализации органами прокуратуры предоставленных в соответствии с положениями действующего законодательства надзорных полномочий. В этой связи свое развитие получает такое направление деятельности органов прокуратуры, как прокурорский надзор.

Прокурорский надзор – самостоятельный вид деятельности, осуществляемый уполномоченным на то государственным органом – сотрудниками органов прокуратуры [4, с. 35]. Осуществление данного вида деятельности направлено на создание благоприятных, достойных условий для жизни населения, функционирования всего общества, государства. Используя предоставленные полномочия, прокуроры выявляют факты нарушения прав и свобод человека. В этих целях устанавливается надзор за принятием самих законодательных актов, их соблюдение при осуществлении соответствующих видов деятельности и исполнение.

Возложение на прокурорских работников как представителей государства широкого круга обязанностей, предоставление им соответствующих прав, требуют за собой эффективного осуществления профессиональной деятельности. 

Прокуратура РФ как надзорный орган обязана гарантировать каждому человеку защиту его основополагающих прав, свобод и законных интересов от неправомерного вмешательства, ограничения [6, с. 111]. В этой связи должностными лицами должны приниматься все необходимые меры для выявления фактов нарушения субъектами права требований действующего законодательства. 

Особое внимание должно быть уделено вопросам правильной организации работы аппаратов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Федерации, а также установлению взаимодействия всех структурных подразделений прокуратуры между собой при решении общих задач.

Именно эффективная деятельность прокуроров может обеспечить законность и правопорядок на всей территории нашей страны.

В соответствии с положениями действующего законодательства, как было указано ранее, на органы прокуратуры возложена задача по установлению надзора за исполнением законов. Указанная задача является важной для каждого государства. Ее решение направлено на обеспечение сохранения прав, интересов всех субъектов права, создание благоприятных условий для жизни человека, функционирования самого государства [8, с. 120]. В целях решения указанного вопроса прокуроры наделяются определенным объемом полномочий, использование которых позволяет не только выявить факты допущенного отдельным субъектом нарушения положений действующего закона, но и принять меры, направленные на пресечение противоправных действий лица, устранение последствий допущенного правонарушения. Одним из средств правового реагирования прокуроров на выявленные факты нарушения положений действующего законодательства выступают акты прокурорского реагирования. 

Направлением надзорной деятельности органов прокуратуры является также деятельность по соблюдению прав и свобод человека. Указанное направление деятельности является разновидностью «общего надзора». Различие между данными видами надзора проводится по предмету такой деятельности: предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека ограничен случаями выявления обстоятельств, свидетельствующих о нарушении соответствующих прав и свобод человека, определенных в нормах действующего законодательства. За основу данной деятельности принимаются поступившие жалобы, заявления и обращения заинтересованных лиц (как правило, потерпевших) [3, с. 29].

Кроме того, в рамках производства по уголовному делу прокурором реализуются предоставленные надзорные полномочия. Необходимость в установлении контроля за деятельностью органов дознания, следствия возникает с момента решения вопроса о возбуждении уголовного дела, что позволяет исключить возможные случаи нарушения прав и интересов отдельных лиц в результате признания их подозреваемыми [5, с. 52]. На последующих этапах прокурор реализует свои надзорные полномочия в целях пресечения фактов незаконного прекращения уголовного дела, вынесения постановления о заключении лица под стражу при отсутствии к тому необходимых оснований и др. Особая роль прокурору отводится на этапе утверждения обвинительного заключения, постановления, акта, где прокурор берет на себя ответственность как государственный обвинитель по поддержанию выдвинутого органами предварительного расследования обвинения. В этой связи совершаются действия, направленные на установление соотношения принятых органами дознания, следствия решений, действий положениям действующего уголовно-процессуального законодательства. 

Вместе с тем, при решении указанных задач органы прокуратуры сталкиваются с рядом проблем. Значительные трудности возникают при установлении надзора прокурором за деятельностью органов дознания, следствия. 

Так, согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ [2] прокурор в ходе досудебного производства уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, однако федеральный закон, посвященный данным вопросам, до сих пор не принят.

На основании этого можно сделать вывод, что вышеназванный пункт УПК РФ в настоящее время не может быть реализован в практической деятельности прокурора. Для устранения указанного пробела представляется необходимым в данный пункт внести соответствующие изменения: вместо «федерального закона» исправить на «установленным законодательством». Представляется, что данная мера позволит прокурору эффективно реализовать в ходе досудебного производства полномочие на исполнение требований законодательства при приеме и регистрации сообщений о преступлениях.

Необходимо также учитывать, что прокурор в соответствии с положениями УПК РФ не наделен правом на истребование документов, материалов, послуживших основанием для возбуждения, приостановления или прекращения уголовного дела. В пп. 5.1 ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор наделен правом лишь на истребование принятых решений следователем, руководителем следственного органа. Однако установить мотивы принятия указанного решения, обоснованность такого решения не представляется возможным без «исходных» материалов.

Большинство полномочий в досудебных стадиях без этого права прокурор просто не сможет реализовать. Его отсутствие в УПК РФ представляется неоправданным, не способствует своевременному выявлению и принятию мер по недопущению нарушений закона.

В этой связи пп. 5.1 ч. 1 ст. 37 УПК РФ должен быть изложен в следующей редакции: «истребовать и проверять материалы, иные документы в целях установления законности и обоснованности решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом». Принятие указанных мер позволит предоставить прокурору возможность в установлении мотивов принятия соответствующего решения и обеспечении его обоснованности.

Таким образом, надзорная деятельность прокуроров может рассматриваться в качестве одной из предпосылок для становления и развития в России правового, демократического государства. Однако для совершенствования указанной деятельности должны быть приняты отдельные меры, направленные на создание эффективной правовой основы для ее осуществления.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №38. – Ст. 4389.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 249. – 22 декабря.
  3. Арсенова Н. В. Прокурорский надзор: учебно-методическое пособие / Н. В. Арсенова. – Барнаул, 2022. – 100 с.
  4. Ахмедханов К. Б. Особенности надзора российской прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях / К. Б. Ахмедханов // . – 2021. – С. 34-38.
  5. Веденеева К. А. Участие прокурора в возбуждении уголовных дел / К. А. Веденеева // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2020. – № 1. – С. 52-58.
  6. Викторов И. С. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина / И. С. Викторов // . – 2020. – С. 109-122.
  7. Ионова К. А. Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации / К. А. Ионова // Молодой ученый. – 2021. – № 26(368). – С. 173-180.
  8. Каландаршохи Р. Прокурорский надзор за исполнением законов как вид государственной деятельности прокуратуры Российской Федерации и Республики Таджикистан / Р. Каландаршохи // . – 2022. – № 2. – С. 116-121.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее