Безопасность дорожного движения (БДД) является важным элементом общей системы обеспечения общественной безопасности, поскольку транспортные артерии страны служат ключевыми связующими звеньями в социально-экономической жизни. С ростом количества транспортных средств, интенсификацией движения и увеличением скорости передвижения проблема безопасности на дорогах становится неотъемлемой частью государственной политики. Современное общество сталкивается с новыми вызовами в этой сфере, которые требуют системного подхода к их решению.
Анализ статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в Республике Казахстан демонстрирует значимость работы по предупреждению и пресечению нарушений правил дорожного движения (ПДД). Наиболее частой причиной ДТП является превышение скорости (4009 случаев), что сопровождается большим числом пострадавших, особенно на дорогах международного и республиканского значения [1].
Так, массовое дорожно-транспортное происшествие, произошедшее 3 января 2025 года на трассе Астана – Щучинск, стало тревожным сигналом для всего общества, привлекая внимание к проблемам безопасности на дорогах в зимний период. В результате столкновения пострадали 95 автомобилей, около 20 человек обратились за медицинской помощью. Это происшествие не только подтвердило высокие риски движения в условиях гололеда и ограниченной видимости, но и выявило ключевые проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения. АО "НК "КазАвтоЖол" опубликовало видеоматериалы, которые ясно продемонстрировали причину аварии: игнорирование водителями правил движения в колонне. На кадрах зафиксированы моменты обгона, который в зимний период категорически запрещен. Такие действия создают аварийные ситуации, особенно в условиях плохой видимости, когда движение должно быть строго упорядоченным. Видео также предоставило положительный пример: движение колонны на трассе Астана – Темиртау, где водители соблюдали скоростной режим и дистанцию, демонстрируя ответственное отношение к дорожной обстановке. Соответственно, все автомобили в колонне безопасно добрались до пункта назначения [2].
Это происшествие со столь массовым ДТП вновь акцентировало внимание на необходимости усиления профилактических мер и внедрения образовательных программ, направленных на повышение культуры вождения. Водители, пренебрегающие скоростными ограничениями, оказываются главными участниками происшествий, влекущих серьезные последствия как для их самих, так и для других участников движения.
Не менее значимыми факторами, влияющими на аварийность на дорогах, выступают несоблюдение правил маневрирования, проезда перекрестков и пренебрежение требованиями дорожной разметки.
Особое внимание следует уделить управлению транспортными средствами в состоянии опьянения. Хотя количество таких нарушений сравнительно невелико, их последствия оказываются крайне тяжелыми. Управление транспортом в алкогольном или наркотическом опьянении не только увеличивает вероятность ДТП, но и существенно повышает их тяжесть, что требует жесткого контроля и профилактических мер со стороны полиции.
В Казахстане уже неоднократно ужесточались санкции правонарушений в сфере дорожного движения за вождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Сегодня ст. 608 КоАП РК “Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения” предусматривает максимальное наказание в виде административного ареста на 30 суток и лишения права управления транспортным средством на 9 лет [3].
Как отмечают исследователи, внесение изменений в законодательство об ответственности за нарушения правил дорожного движения является наиболее экономичным подходом к обеспечению безопасности на дорогах, однако это решение может усугубить общую ситуацию. Анализ эффективности подобных мер зачастую осуществляется постфактум, что ограничивает возможности их своевременного применения [4, с. 46].
Однако, проведенные исследования показали, что ужесточение санкций за правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, воспринимается обществом как справедливое и необходимое решение. Опросы граждан выявили, что 86% респондентов поддерживают более строгие наказания, связывая это с предотвращением смертельных случаев. Часть опрошенных (16%) считает существующие санкции недостаточными и предлагает квалифицировать такие правонарушения как умышленные преступления, направленные против жизни и здоровья. И эта идея о дополнительной классификации нарушений, связанных с причинением тяжелого вреда здоровью или смертельным исходом, поддерживается многими экспертами [5-6].
Очевидно, что эти вопросы нуждаются в тщательном исследовании, взвешивании всех аргументов “за” и “против”. Кроме того, эффективное противодействие таким нарушениям невозможно без учета международного опыта.
Примером успешного зарубежного опыта является Франция, где законодательство предусматривает жесткие меры за управление транспортом под воздействием алкоголя или наркотиков. Такие меры включают крупные штрафы, тюремное заключение, временное лишение водительских прав и обязательное прохождение курсов по безопасности дорожного движения. В странах Европейского Союза, таких как Германия, Италия и Испания, особое внимание уделяется профессиональным водителям и молодым водителям, для которых устанавливаются более строгие нормы содержания алкоголя в крови.
Испания демонстрирует успешный подход к борьбе с употреблением алкоголя и наркотиков среди водителей, включая образовательные кампании, полицейский контроль, восстановительные программы и законодательные ограничения. Эти меры снижают частоту правонарушений и способствуют повышению уровня безопасности на дорогах [7].
Таким образом, успешный опыт зарубежных стран подчеркивает важность комплексного подхода к формированию национального законодательства, направленного на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и минимизацию их последствий.
Дорожная безопасность – это важный элемент в структуре общественной безопасности, от эффективности которого зависит не только сохранение жизней и здоровья граждан, но и общий уровень доверия к государственным институтам. В условиях современной урбанизации и увеличения интенсивности транспортных потоков необходимость разработки и реализации качественных мер по обеспечению безопасности дорожного движения становится особенно актуальной.
Государством предпринимаются значимые шаги в данной сфере деятельности, это надо признать. Свое место здесь занимает и адаптация успешного международного опыта к национальным реалиям. Такие меры, как ужесточение ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, внедрение современных технологий мониторинга дорожного движения, а также усиление образовательных кампаний, направленных на повышение правовой грамотности и дисциплины участников дорожного движения, являются неотъемлемыми составляющими системного подхода к решению данной проблемы.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что законодательное регулирование должно сопровождаться эффективным исполнением со стороны правоохранительных органов. Сотрудники полиции, находясь на передовой линии обеспечения порядка на дорогах, играют ключевую роль в профилактике нарушений и оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации. Для повышения эффективности их деятельности требуется совершенствование материально-технической базы, подготовка квалифицированных кадров и использование современных аналитических инструментов.
Комплексный подход, включающий сотрудничество с общественностью, использование передовых технологий и внедрение научно обоснованных методов, может существенно улучшить ситуацию на дорогах. В этом контексте важным шагом является выработка единой государственной политики, направленной на интеграцию безопасности дорожного движения в общую стратегию устойчивого развития.
Таким образом, дорожная безопасность становится не просто задачей отдельных служб и ведомств, а частью общей национальной стратегии, охватывающей вопросы здоровья, экологии, правопорядка и законности. Реализация эффективных мер позволит не только снизить уровень аварийности, но и создать предпосылки для долгосрочного укрепления общественной безопасности в целом.
Список литературы
- Отчет № ДТП-1 за 2024 год «О дорожно-транспортных происшествиях»: портал органов правовой статистики и специальных учетов. URL: https://qamqor.gov.kz/crimestat/statistics
- Баталова, В. Появилось видео начала ДТП с участием 95 машин / В. Баталова. – Каз.правда. – 2025, 9 января
- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от июля 2014 года № 235-V ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235
- Пикуров, Н.И. Квалификация транспортных преступлений: Научно-практическое пособие / Н.И. Пикуров. – М., 2011. – С. 46
- Евлоев, Н.Д. Уголовно-правовые аспекты ответственности за неосторожность: Монография / Н.Д. Евлоев. - Краснодар: КЮИ МВД России, 2002. - 235 с.
- Саядова, А.С. Особенности ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения: теория и практика / А.С. Саядова // Вестник юрид. факультета Южного федерального университета. – 2016. –№2-3. – С. 87-90
- Пикина, Е.А., Беженцев, А.А. Зарубежный положительный опыт управленческой деятельности государственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения, перспективы его использования ГИБДД МВД России / Е.А. Пикина, А.А. Беженцев // Вестник Московского университета МВД России. – 2018. – №6. – С. 238-245