Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (103), Февраль ‘23

Дата публикации 12.02.2023

Поделиться

В области дорожного движения сложилась совокупность правил, на которых основываются участники дорожного движения, определенное поведение участников дорожных правоотношений является запрещенным и наказывается в соответствии с нормами КоАП РФ и УК РФ. Анализ случаев нарушения ПДД свидетельствует о том, что не все субъекты, которые принимают участие в дорожном движении, склонны к законопослушному поведению. Поэтому, можно заключить, что административная ответственность в сфере нарушения ПДД решает следующую важную задачу – предотвратить количество случаев нарушения ПДД через применение к нарушителям мер административного наказания.

Наличие в действующем законодательстве правовых норм для наказания за нарушение ПДД, играет важную роль в деле сокращения количества правонарушений. Постепенное становление административно-процессуальной деятельности, как одной из разновидностей правовой процессуальной деятельности, привело к еще большему разнообразию мнений по поводу оснований административной ответственности. Например, Д.Н. Бахрах полагает, что основаниями административной ответственности можно считать: -нормативное основание – как совокупность норм, регулирующих административную ответственность; -фактическое основание – заключается в совершении противоправного деяния конкретным субъектом, что именуется административным правонарушением и влечет установленную законом административную ответственность; -процессуальное основание – акт, принятый уполномоченным органом, в соответствии с которым субъект привлекается к административной ответственности. Понятие «нарушение правил дорожного движения» закреплено нормативно в п. 1.2. ПДД, что позволило закрепить единый порядок организации дорожного движения в России[1].

Создание для населения страны безопасной ситуации на дороге, среди прочих задач, является важной государственной задачей. Как уже ранее указывалось в настоящей работе, повышение числа автомобилей в России, которое привело к увеличению количества участников дорожного движения, также повлекло собой рост количества административных правонарушений в сфере ПДД. Однако, по данным исследователей, продолжает оставаться на низком уровне показатель выявленных нарушений ПДД. Важно указать на то, что все правонарушения подразделяются на преступления и проступки по следующим признакам: по степени вреда, который правонарушение причинило личности, обществу и государству; по важности тех общественных отношений, на которые воздействует совершенное правонарушение. Среди проступков наибольшую опасность представляют собой административные правонарушения.

В.Л. Кулапова рассматривает правонарушение в качестве виновного и противоправного деяния, которое причиняет вред отдельным субъектам, обществу и государству.

В.Н. Хропанюк[2] полагает, что правонарушение – это виновная деятельность субъектов, которая противоречит правовым нормам, причиняет вред иным субъекта и наказывается мерами правовой ответственности.

Любая ответственность утратит свое значение в том случае, если государство никак на нее не отреагирует. Привлечение субъекта к административной ответственности приводит к тому, что в правовое положение личности включается элемент административной наказанности.

Общее правило гласит о том, что административным правонарушениям присущ формальный характер, они состоят в самом факте противоправного деяния. Противоправность приводит к тому, что после совершения деяния будет следовать административное наказание.

Меры административной ответственности в сфере нарушения ПДД предусматриваются не только федеральным, но и региональным законодательством. На вид административного наказания оказывает влияние характер и степень тяжести содеянного. По данному основанию можно выделить: предупреждение, штраф, лишение права вождения транспорта, исправительные работы, административный арест. Производство по делу, связанному с нарушением ПДД состоит из следующих последовательных этапов:

- обнаружение компетентным органом факта правонарушения;

-использование мер, которые позволяют обеспечить производство по делу;

-сбор и закрепление доказательств, которыми подтверждается виновность нарушителя;

-составление протокола по факту нарушения ПДД;

-рассмотрение дела и вынесение постановления (решения); -обжалование вынесенных актов.

В соответствии с КоАП РФ, первые четыре этапа производят сотрудники ГИБДД МВД РФ в рамках представленных им законом полномочий. Рассмотрение дел о нарушениях ПДД входит в компетенцию ГИБДД. Последняя стадия производства по делу предусматривает не только осуществление ведомственного контроля, но и участие суда при рассмотрении жалоб по административному делу.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ при установлении административного правонарушения по факту нарушения ПДД, составляется административный протокол с обязательным участием при его составлении водителя, пешехода или иного участвующего в дорожном движении субъекта, подлежащего административному наказанию[3]. Нарушитель ПДД должен быть уведомлен не только о его обязанностях, связанных с нарушением, но и правах, процедуре, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по данному факту. Протокол нарушения ПДД должен включать описание всех доказательств, на основе которых подтверждается правонарушение, фабулу нарушения, квалификацию содеянного, очевидцев и понятых, которые принимали участие в деле. За нарушения в области ПДД применяются следующие самые распространенные виды административных наказаний:

-предупреждение – виновное лицо уведомляется о недопустимости определенного действия, которое по смыслу норм действующего законодательства относится к правонарушениям;

-административный штраф – взыскание в доход государства денежной суммы, размер которой установлен в санкции статьи КоАП РФ за нарушение ПДД. Административный штраф является наиболее распространенной мерой ответственности в анализируемой сфере;

-лишение права вождения транспортного средства;

-административный арест, при котором нарушитель ПДД изолируется от общества на срок, не превышающий 30 суток (данный вид административного наказания за нарушение ПДД также может быть установлен только судом);

-обязательные работы – нарушитель выполняет общественно полезную работу в свободное от основной работы время (срок таких работ варьируется в пределах от 20 до 200 часов). Чтобы компетентные государственные органы имели возможность привлекать субъектов к административной ответственности, необходимо наличие норм административного законодательства, которыми будет закреплено следующее: -конкретные составы правонарушений; -виды наказаний, которые предусмотрены за каждое административное правонарушение; -субъектов, который обладает полномочием по привлечению субъектов к административной ответственности; -процедура привлечения.

Ст. 1.1 КоАП включает в структуру административного законодательства следующие части: -нормы КоАП РФ; -региональное законодательство об административной ответственности, которое не должно входит в противоречие с положениями КоАП РФ[4]. То есть система законодательства об административном правонарушении может считаться двойственной, так как на законодательном уровне разграничено привлечение к административной ответственности между РФ и ее субъектами. Для назначения административного наказания в указанной сфере, применяются нормы главы 12 КоАП РФ.

На сегодняшний день действующая редакция КоАП РФ закрепляет более 80 вариантов совершения административных правонарушений в области ПДД, это находит отражение в нормах 43 статей. Помимо нормативно-правового основания для привлечения субъекта к административной ответственности также необходимо фактическое основание, которое заключается в нарушении правовых норм, за которое предусмотрены меры административной ответственности[5].

Проанализировав объективную сторону административных правонарушений, можно заключить, что административное законодательство о нарушениях в сфере ПДД характеризует данный вид административных правонарушений, как активные действия субъектов. Объективную сторону правонарушения в сфере ПДД составляет не только противоправное деяние, но также и причинно-следственная связь между деянием и теми отрицательными для общества, государства и отдельной личности последствиями, которые оно повлекло.

Для того, чтобы понять имели ли место отрицательные последствия после деяния, необходимо выявить причинно-следственную связь, то есть те обстоятельства, в которых сформировались такие опасные последствия.

Обязательной составной частью объективной стороны ряда административных правонарушений законодателем признается способ и характер административного правонарушения, его вторичное совершение и ряж иных признаков, которые оказывают влияние на квалификацию правонарушений.

Таким образом, фактическим основанием для привлечения субъекта к административной ответственности является деятельность человека или его противоправное бездействие. Для назначения административного наказания в сфере ПДД, наряду с нормативным и фактическим основанием необходимо и процессуальное основание. Любые нормы об административной ответственности имеют свою практическую реализацию только на основе издания компетентным органом или его должностным лицом индивидуального правового акта.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 47. – Ст. 4531.
  2. Фактическое основание административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения Аджамулаев Э.И., Синицина С.В., Шадыров Р.А. ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет», г.Астрахань // https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32741365_24872414.pd f (дата обращения: 10.02.2023).
  3. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега–Л, 2019. – С. 112-113.
  4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 1.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary